Слайд 1Сообщение на МО учителей начальных классов
«Жестокое обращение с детьми и его
последствия»
Макаренкова Е. В.
Слайд 2 Жестокое обращение с детьми – это
умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые
привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.
Слайд 3Статистика
Ежегодно в России около 130 тысяч детей становятся жертвами насилия.
220
детей каждый день отбирается из семей.
По данным УВД по Смоленской области за 2009год зафиксировано 721 преступление в отношении несовершеннолетних, из них 220 – в отношении малолетних детей.
На начало марта 2010года на учёте состоит более 1000 родителей не исполняющих родительские обязанности по воспитанию, содержанию и обучению детей.
Слайд 4Виды насилия над детьми в семье
физическое насилие;
психологическое насилие;
сексуальное насилие;
пренебрежение нуждами.
Слайд 5Физическое насилие
Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку,
которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.
Слайд 6Чаще всего это происходит в семьях, где:
убеждены, что физическое наказание
является методом выбора для воспитания детей;
родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
родители (или один из них) имеют психические заболевания;
нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.
Слайд 7Физическое насилие проявляется как:
удары по лицу;
тряски, толчки;
затрещины,
удушения,
пинки;
заключение в запертом помещении, где
они удерживаются силой;
избиение ремнем, веревками;
нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.
Слайд 8Наиболее часто физическому насилию в семье подвергаются дети, имеющие физические или
психические отклонения, недоношенные, с малым весом при рождении, так как обычно они более раздражительны, больше плачут, менее привлекательны внешне.
Слайд 9Распознание факта физического насилия над ребенком
Характер повреждений:
синяки, ссадины,
раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
участки облысения, кровоподтеки на голове;
повреждения внутренних органов.
Слайд 10Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в
зависимости от возраста ребенка.
Возраст 0-6 месяцев:
малоподвижность;
безразличие к окружающему миру;
отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;
редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.
Слайд 11Возраст 6 месяцев – 1,5 года:
боязнь родителей;
боязнь физического контакта со
взрослыми;
постоянная беспричинная настороженность;
плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;
испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.
Возраст 1,5 – 3 года:
боязнь взрослых;
редкие проявления радости, плаксивость;
реакция испуга на плач других детей;
крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.
Слайд 12Возраст 3 года – 6 лет:
примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
пассивная реакция
на боль;
болезненное отношение к замечаниям, критике;
заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
негативизм, агрессивность;
лживость, воровство;
жестокость по отношению к животным;
Слайд 13Младший школьный возраст:
стремление скрыть причину повреждений и травм;
одиночество, отсутствие друзей;
боязнь идти
домой после школы;
Подростковый возраст:
побеги из дома;
суицидальные попытки;
делинквентное поведение;
употребления алкоголя, наркотиков.
Слайд 14Психологическое насилие
Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие
на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
Слайд 15К психологическому насилию относится
угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной
форме без применения физической силы;
оскорбление и унижение его достоинства;
открытое неприятие и постоянная критика;
лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;
предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
Слайд 16 Особенности детей, подвергающихся
эмоциональному (психологическому) насилию:
задержка психического развития;
невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;
низкая самооценка;
эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
избыточная потребность во внимании;
депрессия, попытки суицида;
неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение;
нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).
Слайд 17
Сексуальное насилие над детьми
или развращение — это вовлечение ребенка с
его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.
Слайд 18К сексуальному насилию относится:
половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, анальным,
оральным способом;
мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон;
введение предметов во влагалище или анус;
сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;
мастурбация обоюдная, со стороны ребенка или взрослого;
демонстрация эротических и порнографических материалов с целью сексуальной стимуляции ребенка;
совершение полового акта в присутствии ребенка;
демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);
подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуайеризм), а также принуждение ребенка к раздеванию.
Слайд 19Характер травм и заболеваний:
повреждения генитальной, анальной областей, в том числе нарушение
целостности девственной плевы;
зияние ануса;
следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер;
заболевания, передающиеся половым путем;
беременность;
недержание кала («пачкание одежды»), энурез;
нервно-психические расстройства;
психосоматические расстройства.
Слайд 20Помните, что 80% случаев сексуального насилия над ребенком совершается его родственником
или знакомым.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
а) не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
б) может не осознавать значение сексуальных действий в силу функциональной незрелости;
в) не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия этих действий.
Слайд 21Пренебрежение
Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) -это отсутствие со
стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
Слайд 22 Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители
или лица, их заменяющие: алкоголики, наркоманы; лица с психическими расстройствами; юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства; с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные.
Слайд 23Формы пренебрежения нуждами
оставление ребенка без присмотра;
не предоставление ребенку медицинской помощи;
отсутствие должного
внимания, опеки, защиты (безнадзорность);
отсутствие получения адекватного образования.
Слайд 24Последствия пренебрежения
Внешние проявления:
утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
у
грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;
одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
нечистоплотность, несвежий запах.
Физические признаки:
отставание в весе и росте от сверстников;
педикулез, чесотка;
частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;
запущенный кариес;
отсутствие надлежащих прививок;
задержка речевого и психического развития.
Особенности поведения:
постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;
неумение играть;
постоянный поиск внимания/участия;
частые пропуски школьных занятий;
крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;
склонность к поджогам, жестокость к животным;
мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.
Слайд 25Особенности детей, оставшихся без попечения родителей
Задержка психического развития, сниженный уровень интеллектуального
развития, бедный эмоциональный фон.
Низкая самооценка, неуверенность в себе.
Неудовлетворенная потребность в общении со взрослыми.
Неразвитость саморегуляции, умения управлять собой.
Слайд 26Определение комплексного насилия
Комплексное насилие – сочетание различных видов
насилия: физического, эмоционального (психологического), сексуального, в результате воздействия которого возникают нарушения физического, психического, психосексуального развития и здоровья ребенка, что приводит к деформации личности, появлению отклонений в поведении, затрудняющих
его социальную адаптацию
Слайд 27Последствия комплексного насилия
Если преобладало эмоциональное
насилие, то оказывалось более
сильное
влияние на интеллект детей, их школьную
успеваемость, на личностные и
межличностные отношения.
Формировался тип «маленький неудачник».
Слайд 28Последствия комплексного насилия
Если преобладало физическое насилие,
то у детей проявлялись: острые состояния
страха, отсутствие контроля над своей
импульсивностью, снижение способности
к самовыражению, депрессии, отсутствие
доверия, садистские наклонности,
антисоциальное поведение
Слайд 29Последствия комплексного насилия
Если преобладало сексуальное насилие,
связанное с ранним
сексуальным опытом,
действиями, совершенными вопреки
желаниям детей, то это выражалось в
нарушении сексуального развития детей,
их половой идентификации и сексуальных
установок, заниженной самооценки, агрессивности, насильственном поведении