Слайд 1Выступление на ШМО учителей начальных классов.
Татьяна Сергеевна Костючик,
педагог – психолог
II квал. категории
Рефлексия
как важный этап коррекционного занятия (урока)
Слайд 2Рефлексия это...
«обращение назад». (в пер. с лат.)
размышление о своём состоянии, самоанализ.
самоанализ деятельности и её результат.
Слайд 3виды учебной рефлексии
Рефлексия настроения и эмоционального состояния (самочувствие: комфортно –
дискомфортно);
Рефлексия деятельности (успел – не успел); (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Рефлексия содержания учебного материала (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
Слайд 4Приемы рефлексии эмоционального состояния.
Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого
пальца вверх или вниз.
«Погода» «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.
«Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.
Слайд 6«БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ» Предложить учащимся расставить цветы в вазу ( красный –
есть проблема, нужна помощь; желтый – не все понятно; зеленый – все хорошо).
Сравнить своѐ настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.
Красками на листе нарисовать своѐ настроение.
«Цветик-многоцветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
Слайд 7характеристика цветов Макса Люшера:
красный цвет мягких тонов (розовый,
оранжевый) – радостное, восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждѐнное состояние, агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелѐный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
жѐлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чѐрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Слайд 8Рефлексия деятельности.
«Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены –
у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
«Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.
«Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
«Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока или задание. Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Слайд 10Рефлексия содержания учебного материала
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня
удивило...
У меня получилось...
Мне захотелось..
урок дал мне для жизни…
я почувствовал, что
было трудно…
я выполнял задания…
теперь я могу…
я смог…
Я приобрёл...
Я узнал...
Я научился...
Слайд 11«Наш урок (мероприятие) подошел к концу, и я хочу сказать…»
«Мне
больше всего удалось… (не удалось?) Почему?»
«Что я получил от этого урока…»
«Для меня было открытием то, что…»
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить одноклассников?
За что ты можешь поблагодарить учителя