Слайд 1Содержание работы
по развитию слухового восприятия
на индивидуальных занятиях
Выполнила: Курушина О.Н.,
учитель индивидуальной работы
ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа-интернат №1»
Слайд 2
Содержание работы по развитию слухового восприятия слабослышащих учащихся включает в себя
формирование и совершенствование у них умений, навыков слухового восприятия звучащей речи.
Работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях осуществляется по специальной программе, требования которой определяются годом обучения, степенью снижения слуха, уровнем речевого развития слабослышащих школьников.
Слайд 3
Программный речевой материал условно разбит на разделы:
1) фразы обиходно-разговорного характера
и речевой материал, относящийся к организации учебной деятельности;
2) речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;
3) тексты.
В связи с различной степенью потери слуха и разным уровнем речевого развития слабослышащим учащимся предлагается разный речевой материал. Ребятам с меньшей потерей слуха и более высоким уровнем речевого развития предлагается более сложный по содержанию и больший по объёму материал.
Слайд 4
Работа по РСВ связана с направленностью на определённые анализаторы. Поэтому способы
предъявления речевого материала могут быть различными:
1) материал предъявляется только на слух,
2) материал воспринимается только слухо-зрительно,
3) материал предъявляется на слух с предварительной слухо-зрительной тренировкой;
4) материал предъявляется сразу на слух, но в случае необходимости к слуху может подключаться зрение, с последующим его исключением.
Слайд 5На индивидуальном занятии по РСВ используются различные виды звукоусиливающей аппаратуры: стационарная
ЗУА индивидуального пользования, а также индивидуальные слуховые аппараты.
Слайд 6При предъявлении материала на слух учитель пользуется специальным экраном.
Слайд 7Работа по РСВ на индивидуальных занятиях ведётся с учётом принципа постепенного
нарастания трудности в обучении. Нарастание трудности идёт от восприятия простейших фраз к восприятию более сложных по структуре и содержанию предложений. Усложняется и содержание текста – от текста с содержанием, близким личному опыту, наблюдениям учащихся, до текстов со сложным содержанием, со «скрытым смыслом». Постепенно усложняется работа по РСВ и при переходе от восприятия на слух знакомого по значению речевого материала к восприятию незнакомого.
Слайд 8
Идёт постепенное усложнение содержания работы по РСВ, касающееся характера звучания речевого
материала, предъявляемого на слух. Речевой материал предъявляется:
1) голосом разговорной громкости или шёпотом;
2) одним привычным диктором или голосами разных дикторов;
3) при непосредственном общении учителя или ученика на занятии или с аудиозаписи, по телевидению, при общении по телефону;
4) в помещении, не изолированном от шума.
Работа усложняется и при постепенном уменьшении количества предъявлений одного и того же речевого материала. Если учащиеся 1-2 классов воспринимают на слух речевую единицу с 5-6 предъявлений, то учащимся 5 класса учитель предлагает при тренировке воспринять речевой материал на слух не более чем с 1-2 предъявлений.
Слайд 9Ведущим методом обучения восприятию речи на слух на индивидуальных занятиях является
аналитико-синтетический метод. В соответствии с ним проводится работа по обучению восприятию на слух слова, фразы, текста. Слово, фраза, текст предлагаются для восприятия целиком или по частям.
Слайд 10
Работа над словом
Ученику предлагается воспринять на слух слово. Учитель произносит его
до 5-6 раз. Если слово, предъявленное на определённом расстоянии, ученик не воспринимает, учитель немного приближается к ученику и снова произносит слово. Если и в этом случае ученик не услышал слово или затрудняется в его воспроизведении, учитель может произнести это слово по частям (по слогам или выделяя опорные звуки).
Например, для восприятия на слух слово рыба учитель может произносить слово (и его элементы) на разном расстоянии:
1) рыба (1м) -- 2) рыба (0,8) -- 3) р (0,8) + 4) рыба (0,8м) +
5) рыба (1,1м) +
Слайд 11
Работа над фразой
Проводится аналогично работе над словом в отношении целостного
или по частям предъявления, привлечения анализаторов, изменения расстояния.
Например: Девочка идёт в школу.
1) Девочка идёт в школу. (1м)/ Дедушка сидит …
2) Девочка идёт в школу. (1м)/ Дедушка сидит столу.
3) дедушка (1м) + 4) девочка (1м) +
5) Девочка идёт в школу. (1м)/ Девочка сидит
6) сидит (1м) + идёт (1м) – иду (0,8м) + идёт (0,8м) +
7) школа (1м) + 8) в школу (1м) +
9) Девочка идёт в школу. (1м) +
10) Девочка идёт в школу. (1,2м) +
Слайд 12Работа над текстом
Новый текст предъявляется ученику на слух без объявления заголовка
целиком 1-2 раза. Затем идёт выяснение, что ученик услышал, что понял. Следующим этапом работы над текстом будет восприятие текста на слух по предложениям.
Работа на этом этапе проводится аналогично работе над фразой. После того как проведены упражнения в восприятии текста по фразам, ученик воспринимает на слух и выполняет задания к тексту. Текст воспринимается учащимися со слуховыми аппаратами.