Слайд 1Учитель-логопед
Гузиенко Лариса Николаевна
Опыт работы «Использование мнемотехники при обучении связному высказыванию детей
старшего дошкольного возраста, имеющих недостатки речевого развития, в условиях логопедического пункта»
Слайд 2
Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, который оказывает огромное влияние
на все стороны жизни маленького человека. И к моменту поступления в школу малыш должен полностью владеть этим инструментом общения. Вот почему так много внимания уделяется проблемам развития речи в детском саду, в частности, в старшей и подготовительной к школе группах.
Слайд 3
К 7 годам, то есть к моменту выпуска из детского
сада, ребенок должен уметь: адекватно использовать 2–3 тысячи слов;
правильно выстраивать предложения,
используя все части речи, рассуждать,
а также излагать своё мнение;
правильно использовать устойчивые выражения;
объяснять значение слов;
понимать правила
построения диалога (прежде всего,
проговаривание своей реплики после того,
как это сделал собеседник);
Слайд 4
Из опыта работы мы знаем, что наибольшую трудность для детей представляет
умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; составлять собственные рассказы повествовательного, описательного и творческого характера. Эти трудности у детей с недостатками речи зачастую связаны с непониманием смысловых звеньев рассказа, с трудностями запоминания логической последовательности повествования.
Слайд 5Для успешного усвоения этих умений и навыков необходимо использовать облегчающие и
активизирующие примы обучения. Одним из таких приемов, является использование мнемотехники и наглядного моделирования в развитии связной речи детей.
Мнемотехника – это в переводе с греческого - «искусство запоминания»; система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Слайд 6
Суть развития связной речи на основе использования мнемотехники и моделирования основывается
на использовании мнемосхем/мнемотаблиц: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Из этих картинок выстраивается последовательная модель рассказа или пересказа. Где с помощью, специальных знаков и обозначений указывается взаимосвязь каждого отдельного слова/высказывания/предложения с предыдущим и/ или последующим
Слайд 7Высокая эффективность этого метода заключается в том, что он основан на
наглядно-образном мышление, которое является преобладающим у детей дошкольного возраста, и носит непроизвольный характер запоминания, основанный
на эмоциях и интересе ребенка
Слайд 8На начальных этапах работы с моделированием нужно использовать больше символов и
подбирать максимально точные символы, доступные для понимания.
ЗАГАДКИ.
«Круглая, а не мяч!! Желтая, а не солнце. С хвостом, а не мышь».
Слайд 12Стихотворение «Штанишки для мишки»
Слайд 14Таким образом, прием использования мнемотаблиц помогает детям логически строить свои высказывания,
развивает образное мышление, развивает все виды памяти (слуховую, зрительную, ассоциативную, словесно-логическую).
С данным опытом в своей работе приняла участие в работе всероссийской творческой группы «Внедрение инновационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации» на всероссийском образовательном портале «ПЕДРАЗВИТИЕ»