Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.
Что же такое успех? Что необходимо педагогу для создания ситуации успеха на разных этапах урока?
«успех» ! «ситуация успеха»
Ситуация – это сочетание условий, обеспечивающих успех, а сам успех – результат подобной ситуации.
Ситуация – это то, что человек способен организовать; переживание же радости, успеха – нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда посторонних. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
С педагогической точки зрения ситуация успеха –
это такое целенаправленное, организованное сочетание
условий, при которых создается возможность достичь
значительных результатов в деятельности
как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. С
педагогической точки зрения успех – это достижение
значительных результатов в деятельности, как отдельно взятой
личности, так и коллектива в целом.
Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и
поступках. Помочь приобрести эту уверенность стремится школа.
Однако часто приходится слышать от школьников фразы о нежелании
выполнять домашнее задание и даже идти в школу. Некоторые дети не
стремятся расширить запас своих знаний: пассивны на уроках. Им
большее удовольствие приносит деятельность, не связанная со школой.
Почему это происходит? Ребенок, идя в школу, надеется добиться
признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны
учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма –
самая серьезная проблема обучения.
Ребенок приходит в школу преисполненный
желания учиться. Так почему же он теряет интерес
к учебе ? Виновата ли в этом школа и ее методы
обучения? Какую роль при этом играет учитель?
Может ли учитель сформировать интерес
у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?
Только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению
появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в
овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении,
не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание,
интерес учиться. Первой заповедью воспитания К.Д.Ушинский считал
необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их
сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.
В.А.Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной
деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего
мира, а учебное заведение – стать школой радости – радости познания,
радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл
деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.
У. Глассер, известный американский ученый, психолог, психотерапевт и
педагог, также убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку.
Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все
шансы на успех и в дальнейшей взрослой жизни.
А.С. Белкин, доктор педагогических наук, твердо убежден, если ребенка
лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно
неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить
ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.
В.А. Сластенин считает, что ситуация успеха стимулирует учебную
деятельность школьников. Надежным путем создания ситуации успеха
он считает дифференцированный подход к определению содержания
деятельности и характера помощи учащимся при ее осуществлении.
По мнению И. Ф. Харламова, доктора педагогических наук,
сформировать у учащихся потребность в учении можно лишь
доброжелательными отношениями между учителями и учащимися,
основанными на уважении и требовательности, а дать ребенку
возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство
собственного достоинства поможет ситуация успеха.
Этой же точки зрения придерживается известный педагог С.А.
Смирнов, уделяющий большое внимание созданию доброжелатель-
ной атмосферы и взаимопомощи при выполнении учебных и других
заданий; справедливому равному отношению ко всем учащимся и
оценке успехов в учебной деятельности.
благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей
переживание успеха внушает человеку
уверенность в собственных силах;
появляется желание вновь достигнуть
хороших результатов, чтобы еще раз
пережить радость от успеха;
положительные эмоции, рождающиеся в
результате успешной деятельности,
создают ощущение внутреннего благополучия, что, в
свою очередь, благотворно влияет на общее
отношение человека к окружающему
миру.
Стремление к успеху есть способ
преодоления неуспеха. Стремление
к знанию есть способ преодоления
незнания. Эти ряды можно было бы
продолжить, но ясно одно – неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, радости он не приносит, но уважать его следует. Он всегда возможен, он даже неизбежен, без него успех теряет свою привлекательность. Лишь глубина неуспеха помогает человеку (а ребенку-школьнику в
особенности) постичь всю глубину успеха.
Одно без другого не существует.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть