Слайд 1Деятельность классного руководителя.
Различные формы воспитательной работы классного руководителя.
Руководитель МО классных руководителей
Рейзер Лариса Викторовна
Слайд 2Форма – это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение
какого-либо содержания.
Форма воспитательной работы – это совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы (композиционное построение воспитательного мероприятия).
Формы воспитательной работы – это динамическое явление. Существующая система форм воспитательной работы постоянно пополняется новыми, соответствующими изменяющимся общественным условиям школьной жизни.
Слайд 3Подходы к классификации форм воспитания:
1) по количеству участников: массовые (школьный бал),
групповые (классное собрание), индивидуальные (беседа);
2) по видам деятельности: познавательно-развивающие (викторина), развлекательные (дискотека), по направлениям воспитательной работы (профориентационные, физкультурно-оздоровительные и т.п. дела);
3) по результату: информационный обмен (устный журнал), выработка общего решения (собрание), общественно значимый продукт (акция милосердия).
Слайд 4Широко распространенной формой воспитательной работы является классный час (час классного руководителя)
Классный
час – это форма воспитательной работы в классе, который способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.
Классный час – это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия; это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации, которой играет педагог.
Слайд 5Выделяют два основные вида классного часа: тематический и час общения по
текущим делам в классе.
Слайд 6Форму проведения классного часа выбирает классный коллектив под руководством классного руководителя.
Классный
руководитель при подготовке и проведении классного часа является его основным координатором и несет ответственность за реализацию воспитательного потенциала классного часа.
Слайд 7Цели и задачи классного часа
- Формирование знаний по вопросам политической, экономической
и социальной жизни, о самом себе, о близких, о реальной, «живой» жизни за окном школы.
- Формирование гражданской позиции, нравственно-эстетических качеств личности.
- Научить понимать своих товарищей, пробудить желание помогать им решать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними.
Слайд 8Цели и задачи классного часа
- Создание условий становления и проявления субъективности
и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
- Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка.
- Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.
- Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников.
Слайд 9Функции классного часа
Просветительская – расширяет круг тех знаний учащихся, которые не
нашли отражения в учебной программе.
Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.
Ориентирующая – формирует определенные отношения к объектам окружающей действительности; выработка определенной иерархии материальных и духовных ценностей.
Слайд 10Функции классного часа
Направляющая – переход разговора о жизни в область реальной
практики учащихся, направляя их деятельность.
Формирующая – реализация вышеперечисленных функций; формирование привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя; выработка умений вести групповой диалог, аргументирование своего мнения.
Слайд 11Содержание классного часа
- Содержание, цели, задачи классного часа зависят от возрастных
особенностей и опыта учащихся.
- Школьное методическое объединение классных
руководителей 1- 11 классов определяет традиционные классные часы на учебный год в соответствии с анализом воспитательной работы.
- Тематика одного классного часа определяется классным коллективом на классном собрании (классным руководителем совместно с учащимися и их родителями.
Слайд 12Требования к содержанию классного часа
Классные часы должны быть построены так, чтобы
в
своем содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок – к суждениям.
В ходе классного часа классный руководитель не
должен навязывать своего мнения и своих суждений, но его возможности – проводить коррекцию и оказывать помощь в поисках правильного решения.
Классный час, независимо от своих разновидностей,
должен нести положительный эмоциональный заряд, он должен развивать чувства учащихся, положительные эмоции.
Слайд 13Необходимо учитывать психологические особенности
учащихся при построении содержания классного часа. В содержании
классного часа должна быть динамика видов деятельности, вопросов, информации.
В содержании классного часа необходимо обратить
внимание на итоговую часть. Классный час должен содержать момент, когда ребенок сможет оценить и сам классный час, и время, потраченное на него, и свое отношение к данному классному часу.
Слайд 14Организация и проведение классного часа
Классный час состоит из нескольких частей:
- вступительная
часть – постановка вопроса;
- основная (содержательная) часть – материал для решения вопроса;
- заключительная часть – решение вопроса и определение его жизненного значения.
Слайд 15Подготовка к классному часу
Классный руководитель должен выполнить следующее:
Определение темы классного
часа, формулировка его целей исходя из задач воспитательной работы с коллективом;
Тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач исходя из требований к содержанию классного часа;
Составление плана подготовки проведения классного часа;
Подбор наглядных пособий, музыкального оформления, подготовку помещения, создание обстановки, благоприятной для рассмотрения вопроса, для откровенного, непринужденного разговора;
Определение целесообразности участия в классном часе учащихся и
их родителей, друзей, старших и младших товарищей, работников школы, специалистов по обсуждаемой теме;
Определение своей роли и позиции в процессе подготовки и
проведения классного часа;
Выявление возможностей по закреплению полученной информации
в дальнейшей практической деятельности детей.
Слайд 17Нравственный классный час
Цели:
1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов,
суждений, оценок;
2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;
3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников;
4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать т. з и уважать чужую т. з., и др.) (нельзя проводить часто).
Слайд 18Интеллектуально-познавательный классный час
Цели:
1. Развивать познавательный интерес учащихся;
2. Развивать умение осознавать свои
индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.
Тематический классный час
Цели:
1. Развивать кругозор учащихся;
2. Способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей.
Информационный классный час
Цели:
1. Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района;
2. Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения;
3. Формирование своего отношения к происходящему;
4. Развитие исследовательских умений.
Слайд 19Формы проведения классных часов
дискуссионные формы:
- диспут,
- дискуссия,
- конференция,
- круглый стол,
- вечер
вопросов и ответов
- встреча с приглашенными людьми,
- лекция,
- лекторий,
- аукцион;
формы состязательного характера:
- конкурс,
- викторина,
- путешествие,
- КВН,
- эстафета полезных дел,
- смотр,
- парад,
- презентация, - турнир,
- олимпиада;
игровые формы:
- ролевые игры,
- сюжетные игры,
- интеллектуальные;
творческие формы:
- фестиваль,
- выставка,
- устный журнал,
- живая газета,
- творческий труд,
- представление (проектов),
- юморина,
- спектакль,
- концерт,
- ярмарка;
формы психологического просвещения:
- тренинг,
- исследование;
подвижные формы:
- веселые старты,
- малая олимпиада,
- школьная олимпиада,
- день...(атлетики, здоровья и т.д.);
формы работы вне школы:
- экскурсия,
- поход,
- выход (концерт, цирковое, театральное представление).
Слайд 20Оценка качества классного часа
Качество классного часа оценивается по
критериям внешней и внутренней
эффективности.
Инструментарием оценки внутренней
эффективности классного часа являются отзывы, эссе учеников, которые они пишут по окончании классного часа.
Внешнюю эффективность оценивает
заместитель директора по воспитательной работе.
Слайд 21Критерии эффективности классного часа
Слайд 22Личностная значимость для учащихся
К чему душа лежит, к тому и
руки приложатся.
Комфортность, благоприятный психологический климат
Естественные стремления человечества,
приведенные к самому простому общему знаменателю, могут быть выражены в двух словах: «Чтоб всем было хорошо».
(Н. А. Добролюбов)
Слайд 23Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников
Дети
– это цветы жизни. Нельзя… требовать,
чтобы все цветы одинаково пахли
(В. М. Дорошевич)
Обогащенность жизненного опыта учащихся
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живет.
(С. Маршак)
Слайд 24Духовно-нравственная ценность
Познай, где свет,
Поймешь, где тьма.
(А. Блок)
Вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, -
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал.
Вовек не позабудется.
(Н. Рыленков)
Слайд 26 В условиях активного внедрения современных информационных технологий актуальной
потребностью является формирование ИКТ-компетенции всех педагогических работников, в том числе занятых в сфере воспитания.
Это позволяет эффективно решать вопросы обновления форм и методов воспитательной деятельности, учитывая тенденции развития информационного общества, интересы и потребности современных детей и подростков.
Эффективность использования ИКТ зависит от четкого представления о роли и месте, которое они могут и должны занимать в системе воспитательной деятельности.
Слайд 27Приемы и методы взаимодействия классного руководителя и детей класса с целью
создания благоприятного психологического климата в классе и развития коллектива
Слайд 28Правила успешного взаимодействия педагога и ученика
Правило 1
Всякое взаимодействие должно быть неформальным.
Правило
2
Взаимодействие должно демонстрировать личную заинтересованность взрослого и будить заинтересованность ребёнка.
Правило 3
Взаимодействие должно быть направлено на принятие и помощь, а не на раздачу ярлыков.
Правило 4
Взаимодействие должно быть справедливым и объективным.
Правило 5
Взаимодействие должно давать шанс на перспективу.
Слайд 29Приоритетные направления в работе классного руководителя в современных условиях для успешной
воспитательной деятельности.
Слайд 30Школа будет жить тогда, когда в её стенах будут жить красивые
традиции.
Слайд 31Традиции класса, которые положительно влияют на развитии коллектива.
традиция работы с дневниками
учащихся;
презентация книги классных достижений;
поддержка ребят, которые часто болеют;
традиция «тёплых писем»;
традиция классных сочинений о запоминающихся
событиях в классе;
сменная выставка лучших творческих работ
учащихся.
Традиционными могут быть различные мероприятия:
Праздник рождения класса;
День именинника и т. д.
Слайд 32Самое главное – традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества
и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком.
Слайд 33Современное компьютерное оборудование выступает
как средство организации
и оснащения воспитательного процесса
Слайд 34как средство для создания информационно-методических
материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок);
как
средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики,
видео-фильмы и другие демонстрационные формы);
как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);
как средство обработки информации (фото и видео-изображений,
текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);
как средство хранения информации (базы данных, методические
разработки и коллекции, фото - и видеоархивы, электронные хранилища);
как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты
и т.п.).
Слайд 35Достоинства ИКТ
1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.
2. Значительно расширяют
возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.
3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.
4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.
Слайд 365. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной
культуры.
6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.
7. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.
8. Повышают качество педагогического труда.
9. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.