Слайд 1Классный час на тему «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и
вежливым быть»
Класс: 5.
Цель: воспитание у учащихся доброго отношения к окружающим, к природе, ко всему живому.
Классный час проводится в форме беседы, проходит обсуждение слайдов по ходу просмотра. В ходе обсуждения ученики должны высказать своё видение понятий добра, вежливости, добрых взаимоотношений, показать своё отношение к ситуациям, приведённым на слайдах.
Учитель предлагает ученикам самим привести примеры из жизни, из произведений литературы, кино аналогичные обсуждаемым.
Учитель только корректирует работу, добиваясь, чтобы все выводы учащиеся делали сами. Выслушивая детей, педагог обобщает всё высказанное, останавливается на ошибочных высказываниях. Беседуя с детьми, задавая им вопросы, выслушивая мнения, можно судить о том, что уже хорошо известно детям, а какие правила им мало знакомы или незнакомы совсем.
В ходе классного часа у учащихся вырабатываются общие правила и навыки деятельности в круге, в диспуте, в группах.
Рекомендуемые произведения для обсуждения по данной теме:
1. «Дед Мазай и зайцы» Н. А. Некрасов.
2. «Муму» И.С. Тургенев.
3. «Ванька» А.П. Чехов.
Слайд 2Чтобы радость людям дарить,
надо добрым и вежливым быть.
Слайд 3В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта.
Добрый
человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце.
Слайд 4Доброта.
Добрым быть совсем непросто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта
от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
А. Тулупова.
Слайд 5Шёл Боря домой из школы. Видит – идёт по улице слепой
человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошёл к перекрёстку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Боря и пошёл своей дорогой.
Как бы вы поступили на его месте?
Слайд 6Что ты сделал хорошего?
Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты
людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды, Может вырастил деревце
На земле Кулунды?
Может строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Мирным, добрым теплом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
Л. Татьяничева.
Слайд 7Тачка.
Я вёз пустую тачку, а бабушка тащила тяжёлый мешок.
Можно положить мешок
на твою тачку? – спросила она.
Кладите.
Бабушка положила мешок, а я сел сверху. Взявшись за обе ручки, бабушка крепко упёрлась ногами в землю и с усилием сдвинула тачку с места.
- Всё-таки легче, - сказала бабушка.
Слайд 8Добрый человек
не причинит другому неприятностей
и обид.
Слайд 9 Костя сделал скворечник и позвал Вову.
Посмотри, какой скворечник я сделал.
Вова присел
на корточки.
Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, - робко сказал он, - сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.
- Ладно, - согласился Костя. – Только давай не за то и не это, а просто так: ты мне сделаешь планер, а я тебе скворечник.
В чём смысл этого рассказа?
Не за то и не за это.
Слайд 10Добро, сделанное втайне,
оплатится явно.
Слайд 11В гостях и дома.
Пришёл Коля к Мише в гости. Пальто на
вешалку повесил. Ноги о половик вытер, волосы у зеркала пригладил, сказал Мишиной бабушке «здравствуйте» и пошёл в Мишин угол в игрушки играть.
Вот бы ты, Миша, поучился у Коли порядку да вежливости, - сказала бабушка.
Поиграли ребята в Мишины игрушки, решили к Коле пойти.
Привёл Коля Мишу к себе домой. Ботинки в один угол кинул, пальто – в другой.
Бабушка, - кричит, - это я с Мишей! Повесь пальто!
Что вы можете сказать о поведении Коли?
Слайд 12Вежливость проявляется в
отношениях с людьми.
Слайд 13Помни о других.
Витя сказал маме, что пойдёт играть на улицу, и
обещал прийти к 7 часам.
Ребята увлеклись игрой, а потом Ваня пригласил Витю к себе поиграть за компьютером. Витя согласился. Уже 7 часов, а Вити всё нет дома.
Половина 8-го, 8, 9 часов. А Вити нет. Мама волнуется, места себе не находит, к соседям побежала. Спрашивает у Коли, Витиного товарища, не видел ли он Витю.
Нет, не видел, - говорит Коля, который тоже забыл о том, что во дворе они вместе играли, а потом Витя пошёл к Ване.
У мамы на глазах слёзы. Где же Витя? А Витя в это время спокойно сидит за компьютером, весело смеётся. Очень игра интересная.
Давайте обсудим эту ситуацию. Наверняка, она многим знакома.
Слайд 14Доброта.
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе
у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда спросишь ты,
В доме столько доброты?
Что от этой доброты?
Приживаются цветы?
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама.
А. Николаенко.
Слайд 16
Чтобы дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными, надо учиться правильно общаться.
В этом нам помогают волшебные слова.
А сейчас вспомним и прочитаем эти волшебные слова, раскроем их содержание и поговорим, в каких ситуациях они применяются.
1. Здравствуйте!
2. Спасибо.
3. Пожалуйста.
4. Извините.
5. Благодарю
6. До свидания.
7. Будьте добры.
8. Будьте любезны.
9. Доброе утро!
10.Добрый день!
11. Добрый вечер!
12.Спокойной ночи!
Слайд 17Настя – славная девчонка, Настя ходит в первый класс.
Но давно уже
от Насти, я не слышал слова…
Здравствуйте!
Слово-то какое, очень дорогое.
Встретил Витю я, соседа, встреча грустная была,
На меня он, «как торпеда», налетел из-за угла.
Но представьте – зря от Вити ждал я слова…
Извините.
А слово-то какое – очень дорогое.
Он про внучку говорил: экая досада,
Видел Настю я на улице сейчас, Дядя Саша огорчён, рассказал он вот о чём:
Я портфель ей подарил, вижу, очень рада.
Но нельзя ж молчать как рыба, ну, сказала бы…
Спасибо.
А слово-то какое – очень дорогое.
Слайд 18«Вы живёте среди людей, проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли
вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».
В. А. Сухомлинский.
Слайд 19Слово о словах.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не
спеши,
Оно бывает так сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Будь слову своему хозяин!
В. Солоухин.
Слайд 20Доброта
– это стремление человека
дать полное счастье всем людям,
всему человечеству.
Слайд 21Прогулка.
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не
найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели:
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
Эй ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда! Родниковая вода!
Чудный вид! Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр, в футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на полянке у потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!
С. Михалков.
А вам знакома эта ситуация?
Слайд 22Доброта проявляется не только в
отношениях с людьми, но и в
отношении к природе, животным,
ко всему окружающему!
Слайд 24Однажды по улице шёл старичок, опираясь на палку. Он был очень
стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, шёл мальчик. Мальчик не заметил старика и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал старику, и тот сразу подобрел.
Как вы думаете, что сказал мальчик старичку, отчего он сразу перестал сердиться?
Слайд 25Ежели вы вежливы.
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без
протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
Ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
С. Маршак.
Слайд 26Суп для нищих (Шри-Ланка).
Семь бродячих нищих оказались в одной и той
же ночлежке. Договорившись, что каждый из них внесёт свою горсть риса на ужин, они решили сварить его в общем котелке.
Каждый по очереди наклонился над котелком, чтобы бросить свою горсть риса. Но все они были хитры и на самом деле никто из них не бросил ни крупинки. Каждый решил, что поужинает за счёт других.
Когда котелок сняли с огня, то всё, что получил каждый нищий на ужин, была миска горячей воды!
Какими изображены герои сказки?
Слайд 27Добрый крестьянин (Япония).
Один крестьянин оседлал лошадь и поехал
в город за соей. В городе он купил 12 кадушечек сои.
Больше 8 кадушек лошадь не поднимет, - сказал купец, - оставь 4 здесь. Приедешь за ними завтра.
- У меня лошадь старая, - ответил крестьянин. – Ей 8 кадушек много. Я навьючу на неё только 6, а остальные потащу сам.
Так он и сделал: 6 кадушечек навьючил на лошадь, а остальные 6 взвалил себе на спину. Потом взобрался на лошадь верхом и поехал. Лошадь сделала шаг-другой и стала. Ноги у неё так и подгибались.
- Неблагодарное животное! – закричал крестьянин. – Другие навьючивают на лошадей по 8 кадушек, а я жалею тебя – 6 кадушек на себе везу. Чего ты упираешься?
Над чем вы смеялись, когда читали эту сказку?
В чём здесь несправедливость?