Презентация, доклад Адаптация учащихся 5-х классов к новым условиям обучения при реализации ФГОС

Содержание

"Учитель-человек, который может делать трудные вещи легкими". (Р.Эмерсон)

Слайд 1«Адаптация учащихся
5-х классов к новым условиям обучения при реализации ФГОС»


Педагог-психолог

РыбкоИ.А.
19.12.2017г.

Педагогический семинар

«Адаптация учащихся 5-х классов к новым условиям обучения при реализации ФГОС»Педагог-психолог РыбкоИ.А.19.12.2017г.Педагогический семинар

Слайд 2"Учитель-человек, который может делать трудные вещи легкими". (Р.Эмерсон)


Слайд 3 Цель: ознакомить классных руководителей и учителей предметников с результатами психолого-диагностических

исследований по изучению личностных особенностей учащихся. Задачи: 1. Теоретический обзор психологических проблем пятиклассников. 2. Предоставление результатов диагностического обследования учащихся
5-х классов.
3. Рекомендации для учителей-предметников и классных руководителей
Цель: ознакомить классных руководителей и учителей предметников с результатами психолого-диагностических исследований по изучению личностных особенностей учащихся.

Слайд 4

Под адаптацией принято понимать – в широком смысле – приспособление к

окружающим условиям. В отличие от простого приспособления адаптация подразумевает выработку более стабильных, хорошо организованных способов справляться с типичными проблемами. В результате адаптации личность приобретает ряд качеств, умений и навыков, которые обеспечат ей успешность в дальнейшей жизнедеятельности. В пятом классе учащиеся сталкиваются с большими изменениями в условиях их школьной жизни.

Обзор психологических проблем адаптации пятиклассников.

Под адаптацией принято понимать – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. В отличие от простого

Слайд 5Критерии готовности к обучению в средней школе:
сформированность основных компонентов учебной деятельности,

успешное усвоение программного материала;
новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, анализ, внутренний план действий, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);
качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Критерии готовности к обучению в средней школе:сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;новообразования младшего школьного

Слайд 6Возникающие проблемы:
очень много разных учителей;
непривычное расписание;
много новых кабинетов;
новый классный руководитель;
проблемы со

старшеклассниками;
возросший темп работы;
возросший объем работ в классе и д/з;
ослабление или отсутствие контроля;
несамостоятельность в работе с текстами;
низкий уровень развития речи;
слабое развитие навыков самостоятельной работы;
необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей; 
рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
своеобразие подросткового возраста (психологические и физиологические особенности)
Следствие этого.
Все эти причины могут привести к снижению качества успеваемости, дезадаптации.

Возникающие проблемы:очень много разных учителей;непривычное расписание;много новых кабинетов;новый классный руководитель;проблемы со старшеклассниками;возросший темп работы;возросший объем работ в

Слайд 7ДЕЗАДАПТАЦИЯ (неадаптированность)
Появление
признаков
тревожности,
ухудшение
здоровья
Отчуждение
от школы,
семьи
Снижение
интереса
к обучению,
успеваемости
Неблагоприятный
социальный статус
ДЕСТРУКТИВНОСТЬ
ЛИЧНОСТИ
Нарушение
взаимоотношений

со сверстниками,
учителями

.

ДЕЗАДАПТАЦИЯ (неадаптированность)Появлениепризнаковтревожности,ухудшение здоровьяОтчуждение от школы, семьиСнижение интересак обучению,успеваемостиНеблагоприятный социальный статусДЕСТРУКТИВНОСТЬЛИЧНОСТИ Нарушение взаимоотношений со сверстниками,учителями.

Слайд 8Что делать?
Используя заповедь врачей «не навреди» для учителей можно продолжить «и

не потеряй». Не потеряй ученика, умело выведи его из затруднительного положения, создай ситуацию успеха в его деятельности.
Что делать?Используя заповедь врачей «не навреди» для учителей можно продолжить «и не потеряй». Не потеряй ученика, умело

Слайд 9
Позновательные УУД
Изучение уровня словесно-логического мышления (тест Равена)
Личностные УУД
Изучение

школьной тревожности младших подростков (Филлипс)
Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.)
Регуляторные УУД
Изучение мотивации (опросник А.А. Реана)
Коммуникативные УУД
5. Изучение коммуникативных и организаторских способностей (КОС-2)

Методики диагностического исследования адаптации пятиклассников.

Позновательные УУД Изучение уровня словесно-логического мышления (тест Равена)Личностные УУД Изучение школьной тревожности младших подростков (Филлипс) Изучение общей

Слайд 10Методика «Определение уровня словесно-логического мышления» учащихся 5-х классов
Для определения уровня словесно-логического

мышления учащимся даются задания по четырем субтестам:
1 субтест направлен - на выявление общей осведомленности учащихся (5 заданий).
2 субтест – на выявление сформированности логического действия (классификации), способности к абстрагированию (10 заданий).
3 субтест – на выявление сформированности логического действия, «умозаключения по аналогии» (5 заданий).
4 субтест – на выявление умения подводить несколько понятий под общую категорию, обобщение (5 заданий).
Методика  «Определение уровня словесно-логического мышления» учащихся 5-х классовДля определения уровня словесно-логического мышления учащимся даются задания по

Слайд 11Общие показатели уровня словесно-логического мышления учащихся 5-х классов

Общие показатели уровня словесно-логического мышления учащихся 5-х классов

Слайд 12Изучение школьной тревожности учащихся по методике Филлипса 1.Общая тревожность в школе –

общее эмоциональное состояние ребенка связанное с различными формами включения в жизнь школы Факторы: 2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты. Очень часто высокую тревожность по этому фактору демонстрируют лидеры. 3.Фрустрация потребности в достижении успеха- неблагоприятный психологический фон, не позволяющий ребенку удовлетворять свои потребности в успехе. 4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания возникают у ребенка в ситуациях, предполагающих самораскрытие. 5.Страх ситуации проверки знаний – переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно публичной. 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – тревожная ориентация на значимых других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, сильные переживания по поводу отзывов, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок. 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу -их выявление позволяет оберегать ребенка от травмирующих его ситуаций. 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Изучение школьной тревожности учащихся по методике Филлипса 1.Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка связанное

Слайд 13 Общие показатели школьной тревожности учащихся 5-х классов.

Общие показатели школьной тревожности учащихся 5-х классов.

Слайд 14. Общие показатели уровня самооценки учащихся 5-х классов

.  Общие показатели уровня самооценки учащихся 5-х классов

Слайд 15 Общие показатели «Мотивации (опросник А.А. Реана)

Общие показатели «Мотивации (опросник А.А. Реана)

Слайд 16Общие показатели диагностики коммуникативных и организаторских способностей (КОС-2)

Общие показатели диагностики коммуникативных и организаторских способностей (КОС-2)

Слайд 18Способствовать в учебной деятельности развитию активности и самостоятельности.
Способствовать укреплению учебной мотивации.
Способствовать

через учебную и внеучебную деятельность формированию устойчивой положительной самооценки, формировать уверенность в своих силах.
Избегать неодобрительной оценки, находить слова поддержки, чаще хвалить ребенка за его терпение, настойчивость.
Никогда не терять чувство юмора. Радуйтесь и получайте удовольствие от общения с ребенком.
Развивать в учащихся навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; учить детей дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи.
Провести анкетирование учителей предметников и родителей с целью изучения причин школьной дезадаптации учащихся.
Познакомиться с условиями проживания ребёнка, взаимоотношениями в семье, особенностями здоровья ребёнка;
Осуществить грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, пожелания родителей.
Учителям 5-х классов необходимо в работе с учащимися использовать специальные упражнения для формирования умения сравнивать, классифицировать, обобщать понятия и устанавливать отношения между ними.

Рекомендации классным руководителям:

Способствовать в учебной деятельности развитию активности и самостоятельности.Способствовать укреплению учебной мотивации.Способствовать через учебную и внеучебную деятельность

Слайд 19Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе

методических приёмов.
Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учётом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
Следите за темпом урока - высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
Налаживайте эмоциональный контакт с классом, с родителями учащихся.
Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика; не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть, выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время уроков. Если ребенку весело учиться, он учится лучше, развивается интерес к интеллектуальному труду. Интерес – лучшая из мотиваций!
Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребёнка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательную активность.

Рекомендации учителям-предметникам:

Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приёмов.Не перегружайте учеников излишними по

Слайд 20Кто из учащихся-пятиклассников испытывает трудности в учебе по вашему предмету?
Соответствует ли

отметка, выставленная ученику в начальной школе по предмету, его реальным знаниям и умениям?
Что, на ваш взгляд, является причиной проблем в учебной деятельности ученика по предмету, преподаваемому вами?
Что бы вы могли порекомендовать родителям учащихся для преодоления трудностей, связанных с изучением вашего предмета?
Какие формы оперативной помощи учащимся вы предлагаете?
(дополнительные занятия, консультации, стимулирующие и поддерживающие уроки)

Анкета для учителей -предметников

Кто из учащихся-пятиклассников испытывает трудности в учебе по вашему предмету?Соответствует ли отметка, выставленная ученику в начальной школе

Слайд 21Уважаемые (имя и отчество родителей)!
Ваш ребенок учится в

пятом классе. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.
Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?
По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднения?
С чем это, по вашему мнению, связано?
Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?
Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

Анкета для родителей

Уважаемые (имя и отчество родителей)!   Ваш ребенок учится в пятом классе. Какие-то трудные моменты в

Слайд 22Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть