Слайд 1
Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска»
Автор проекта
Антипова Татьяна
Никифоровна,
социальный педагог
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Слайд 2 Актуальность выбранной темы
Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс
социально – профилактических мер, которые направлены как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого- педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с «трудными» подростками является создание единого воспитательного пространства.
Слайд 3Взаимосотрудничество с родителями и взаимодействие с другими профилактическими организациями позволяют совместно
выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
Организация досуга обучающихся, приобщение к полезной деятельности, развитие коммуникативной культуры, повышение уровня самосознания, коррекционная работа с подростками и семьей – важные и лучшее средства профилактики и предупреждения правонарушений.
Актуальность выбранной темы
Слайд 4 ПРОБЛЕМЫ
Низкая рождаемость, растущее количества разводов, появление большого
числа неполных семей, чрезмерная занятость родителей на работе, перегруженность бытовыми вопросами;
Увеличение детей-сирот и «социальные сироты»
Дети и семьи, находящихся в трудном положении
Непонимание проблемы со стороны родителей;
Нежелание обучающихся принимать участие в профилактических мероприятиях.
Слайд 5 Изучение проблемы
1. Изучение методической литературы.
Вывод:
анализ психолого-педагогической литературы показал, что однозначного отношения к проблеме нет.
Сотрудничество с педагогом - психологом школы, классными руководителями, учителями-предметниками, родителями для составления анкет, проведения мониторингов, позволяющих выявить и работать с детьми «группы риска».
Выбор методов и средств для реализации проекта.
Слайд 6 Гипотеза
Можно предположить, что реализация проекта, направлена на
подростков определенной категории, позволяет реализовать как комплексный, так и индивидуальный подход и является эффективной технологией при работе с подростками с девиантным поведением.
Слайд 7.
Социально-педагогическая поддержка семей и обучающихся «группы риска» в условиях образовательного
учреждения,
осуществление воздействия социального педагога на учащихся и их семьи, в процессе разрешения проблем социализации ребенка на базе школы
Цель социально-педагогического сопровождения образовательного процесса в школе:
Слайд 8Задачи:
раннее выявление детей, испытывающих затруднения в обучении и определения условий для ослабления и преодоления имеющихся
у них недостатков развития;
осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом;
Слайд 9Задачи:
оказание помощи педагогам школы в работе с детьми, имеющим те или иные отклонения в развитии;
проведение специальной работы с детьми, направленной на коррекцию, имеющихся у них недостатков.
Слайд 10
Основные сферы деятельности социального педагога:
Слайд 11Работа в школьном коллективе предполагает
Участие в мероприятиях по воспитанию, обучению, профилактики и разрешении конфликтов;
Установление гуманных, нравственно здоровых взаимоотношений детей и взрослых;
Выявление интересов, потребностей, трудностей, конфликтных ситуаций, помощь в их устранении.
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
Слайд 12Работа в школьном коллективе предполагает
Прогнозирование процесса коррекции поведения и дальнейшего развития ребенка;
Привлечение к воспитанию подростков общественных и социальных институтов общества.
Профилактика жестокого обращения с детьми.
Участие соц.педагога в профессиональной ориентации подростков.
Слайд 13 Работа с семьей:
Социальный педагог при работе с семьёй
выступает в трех основных ролях:
Советник- рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник - защищает права ребенка.
Слайд 14Формы социально - педагогической помощи семье
Социальный патронаж - посещение семьи на
дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями.
Консультационные беседы (индивидуальные и групповые)
Социально - педагогический мониторинг семьи - это система периодического сбора, обобщения и анализа информации о процессах, протекающих в семье, а т.ж. принятие на этой основе важных решений.
Слайд 15Работа в социуме:
Изучение особенностей микрорайона, его воспитательного потенциала;
Налаживание взаимодействия государственных организаций
в интересах воспитания ребенка.
Выявление и работа с беспризорными и безнадзорными детьми в микрорайоне школы
Слайд 16
Функциональное содержание социально-педагогического сопровождения:
диагностическая (изучение личности учащихся, их семей и степени
влияния микросреды);
прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи);
организационно-коммуникативная(психолого-педагогическое просвещение родителей);
правозащитная (поддержка учащихся их семей в защите прав, свобод, социальных гарантий);
предупредительно-профилактическая(профилактика девиантного поведения учащихся);
социально-бытовая(оказание нуждающимся семьям материальной помощи);
социально-психологическая (осуществление неотложной социально-психологической помощи);
организаторская (обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для учащихся и их семей).
Слайд 17Диагностика деятельности:
Организация педагогически направленного наблюдения, анкетирования, собеседований;
Привлечение к диагностической работе педагогов
– психологов, классных руководителей;
Проведение мониторинговых исследований;
Анализ и принятие решений (планирование социально-педагогической поддержки).
Слайд 18Организационная деятельность:
Организация содержательного досуга учащихся через систему творческих объединений дополнительного
образования;
Помощь в организации каникулярного отдыха детей;
Организация рабочих мест для подростков;
Профориентационная работа .
Слайд 19Охранно-защитная деятельность:
Организация правовой информированности детей, родителей, педагогов;
Изучение нормативно-правовых документов о правах
ребенка;
Проведение дней и неделей правовых знаний;
Принятие мер к взрослым, вовлекающим подростков в противоправные дела, жестоко обращающимся с детьми.
Слайд 20Предупредительно — профилактическая деятельность:
Организация работы в тесном контакте с КДН при районной администрации, с ПДН
МОМВД России «Первомайский»;
Использование возможностей органов образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения, общественных организаций.
Слайд 21
План поэтапной реализации проекта
Слайд 22
План поэтапной реализации проекта
Слайд 23
План поэтапной реализации проекта
Слайд 24
План поэтапной реализации проекта
Слайд 25
Срок реализации Участники проекта
Слайд 26Результаты:
- уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными
привычками;
- формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;
- Формирование гражданско-патриотической позиции;
- повышение социальной активности и заинтересованности молодых людей;
- удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочное время.
Слайд 27
Распространение опыта
1. Участие в муниципальном конкурсе докладов с докладом
на тему: «Актуальные проблемы профилактики девиантного и делинквентного поведения»;
2. Участие в работе IX Всероссийского Интернет-педсовета, участие в конкурсе с докладом на тему «Социальная адаптация ребенка как цель деятельности и критерий эффективности работы педагога». (http://pedsovet.org/mtree/task,listcats/cat_id,786/Itemid,118/limit,10/limitstart,80/)
Выступление на августовской педагогической конференции на тему «Состояние профилактической работы с «трудными» подростками и неблагополучными семьями, формы воспитательной и профилактической работы с учащимися девиантного поведения» (презентация)
Слайд 28 Распространение опыта
3.Отчет о реализации проекта на муниципальном уровне по
теме: «Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска»
3. Выступление на педагогическом совете «Организация
работы школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (презентация)
4.Семинар на муниципальном уровне «Взаимодействие по профилактике безнадзорности и правонарушений в работе с семьями, состоящими на учете, в рамках реализации Федерального закона №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
( приложение презентация)
Слайд 29 Вывод
Реализация проекта показала, что гипотеза верна.
Комплекс педагогических условий,
направленных на пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, способствует развитию и реализации намеченных планов в образовательном пространстве школы.
Слайд 301.Социальный паспорт школы.
2. Программа по профилактике правонарушений.
3. План работы по профилактике
правонарушений обучающихся школы как приложение к плану воспитательной работы:
педсоветы, совещания ,семинары по вопросам профилактики;
профилактические операции, рейды;
совместная работа с субъектами профилактики;
планы проведения месячников, Дней профилактики и др.;
план проведения родительского всеобуча;
тематика общешкольных родительских собраний.
Перечень документов ОУ по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
Слайд 314. Документация , регламентирующая деятельность Совета профилактики:
приказ о составе Совета;
план работы
Совета профилактики правонарушений;
протоколы заседаний совета профилактики.
5.План работы и протоколы заседаний МО классных руководителей.
6. Нормативно-правовая база по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних:
7. Кодекс Российской Федерации об административно-правовых нарушениях
(с изменениями на 1 декабря 2007 года) (извлечение со ст.ст.5.35.;6.1.;6.8.;6.9.;6.10.;6.11.;6.12.;6.13.;7.27.;19.13.;20.1.;20.20.;20.21.;20.22.);
Слайд 328. Федеральный закон от 24.06.1999 г №120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
( с изменениями от 13.01.2001 г.,07.07.2003 г.,29.06.22.08.,1,29.12.2004 г.)(извлечение ст. с 1 по 8.1.; с 9 по 31.; 31.1;31.2.;31.3. ; включительно ; 32);
9. Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996 г.;
10. Федеральный закон РФ « О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» № 98-ФЗ от 26.05.1995 г.;
Слайд 3311. Указ Президента РФ «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики
по улучшению положения детей в РФ до 2010 года (национального плана действий в интересах детей)»;
12. Международный документ «Декларация прав ребенка»;
13. Международный документ «Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты интересов ребенка » от 30.09.1990 г.;
14. Международный документ «Конвенция о правах ребенка» от 26.01.1990 г.
Слайд 34Положение о Совете профилактики;
Положение о шефах-наставниках;
Положение о постановке обучающихся школы на
внутришкольный контроль ;
Положение об учете неблагополучных семей ;
Положение о школьной координационной комиссии;
Положение об общешкольном управляющем совете ;
Положение об общественном инспекторе по охране прав детства;
Положение о социально-психологической службе;
Локальные акты ОУ , регламентирующие профилактическую работу:
Слайд 35Положение о посещении занятий учениками и педагогами школы;
Положение об организации дежурства
в школе;
Положение о дополнительном образовании в воспитательной системе школы;
Положение об организации спортивных соревнований, смотров, конкурсов, проводимых в школе и др.;
Правила поведения в школе;
Устав школы;
Правила внутреннего трудового распорядка и др.
Слайд 36Статистические данные;
Отчеты;
Справки;
Протоколы совещаний;
Протоколы заседаний совета профилактики.
Журнал занятости проблемных обучающихся
и подростков ОУ, состоящих на учете на каникулах и в летний период .
Журнал контроля посещаемости обучающимися учебных занятий.
Информационно-аналитическая информация:
Слайд 37 общие сведения о школе;
аналитическая справка ОУ;
график работы кружков и
секций ОУ
размещаются все необходимые списки и сведения об учащихся по данному направлению:
список многодетных семей;
список малообеспеченных семей;
список детей, находящихся на опеке;
список неполных семей;
В социальном паспорте школы кроме общих разделов:
Слайд 38 План работы по профилактике правонарушений обучающихся школы
( приложение к
плану воспитательной работы) состоит из таких пунктов:
№ п/п ;
1.Запланированные мероприятия;
2. Ответственные за выполнение;
3. Отметка о выполнении.
Слайд 39 В нашей школе действует социально -психолого-педагогическая служба,
обеспечивающая психолого-педагогическое и социальное сопровождение ребенка на протяжении всего периода обучения, а родители всегда могут получить полезные советы или индивидуальные консультации по проблемам воспитания и обучения у социального педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда, педагогов, хорошо знающих проблемы семейного воспитания и особенности развития ребенка.
Слайд 40
Педагогический коллектив
и администрация школы стремятся работать по данному направлению в тесной взаимосвязи не только друг друга, но и с другими структурами района.
Мы стремимся использовать различные формы и методы сотрудничества с родителями , вовлекая их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на социально-психологическую адаптацию проблемных детей, повышение родительского авторитета.
Терпение, уважение и доверие - на этих качествах строятся отношения педагогов и родителей в нашем коллективе.
Слайд 41Практическая значимость
Проект высокоэффективен, малозатрачен, можно рекомендовать использовать в общеобразовательных учреждениях любого
типа для профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
Слайд 42Информационные источники
1.Беличева С.А. Социально – педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных
подростков// Вестник психосоциальной и коррекционно – реабилитационной работы, 2005 №1.
2.Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологи / Под редакцией Н.Е. Щурковой, М.2008г.
3.Галагузова М.А., Шеланков В.Е. Кто защитит ребенка в школе// Педагогика 1999, №5
4. Кабышев О.А. Права родителей и детей. – М., 2007.
5. Куган Б.А. Социально – трудовая адаптация детей социального риска. – Курган; Челябинск, 2005.
Слайд 43Информационные источники
6. Охрана прав несовершеннолетних: Из практики работы органов управления образования
Тамбовской области.
7. Социальноые технологии урегулирования конфликтов: учебное пособие/ Под редакцией А.Б. Белинской. – М.2000
8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2009. Центр «Эйдос» www.eidos.ru/news/compet.ritm:
9. Информационно- методический журнал для тех, кто работаетс молодежью «Инспектор по делам несовершеннолетних». – М.2011 №1-12
Слайд 46Права ребенка -презентация
Права ребенка — свод прав детей, зафиксированных в международных
документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.
Выполнила
обучающаяся 11–б класса
МБОУ Первомайская СОШ»
Жукова Анастасия
Руководитель: социальный педагог Антипова Т.Н.
Слайд 49
Программы дополнительного образования