Слайд 1Партнёрские отношения семьи и школы в условиях социальной адаптации детей с
овз
(ограниченными возможностями здоровья)
Завьялова Жанна Геннадьевна
учитель начальных классов
учитель-логопед
МОУ СОШ №65 г.Сочи, пгт.Красная Поляна
Слайд 2Одна из наиболее актуальных проблем образования в настоящее время – организация
совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и их нормально развивающихся сверстников в условиях массовой школы.
Все дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками. Не является исключением и наша общеобразовательная школа №65 в Красной Поляне города Сочи.
Каждому ребенку в нашей школе подобрана полезная и доступная для его развития модель интегрированного обучения, сохраняя нужную специализированную психолого-педагогическую помощь.
Слайд 3В настоящее время существуют различные определения понятия социализация, социальная адаптация, интеграция,
реабилитация, которые раскрывают его в полной мере.
Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия.
Социальная адаптация - процесс активного приспособления к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе.
Слайд 4
Интеграция – полноценное включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в стандартную
социокультурную жизнь, при которой его дефект не мешает ни ему, ни окружающим в процессах социального взаимодействия.
Реабилитация – восстановление пригодности, способности. Система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне его психофизических возможностей.
Слайд 5Социальная интеграция
детей с ОВЗ рассматривается
как наиболее перспективное направление современной
социальной культурной политики
и является одной из важных
ступеней в организации
образовательного процесса общеобразовательных школ.
Слайд 6
Социальная инфраструктура
для детей с ОВЗ
должна быть
направлена:
на обеспечение полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Слайд 7Деятельность нашего образовательного учреждения направлена:
- на создание условий для получения
доступного образования каждым ребенком с проблемами в развитии, независимо от уровня способностей, образовательных потребностей;
- на реализацию потенциальных возможностей детей с ОВЗ в доступных формах обучения, видах деятельности.
Слайд 8Для этого образовательное учреждение предоставляет :
нормативную базу процесса интегрированного
образования детей с ОВЗ в системе общего образования;
обеспечивает образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами;
создаёт доступную образовательную среду в рамках интегрированного образования;
создаёт комплексную модель деятельности специалистов различного профиля;
разрабатывает программно-методическое обеспечение интегрированного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты), рабочие тетради, учебные пособия);
обеспечивает межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между организациями, учреждениями, ведомствами, психолого-педагогическую и социальную поддержку детей с ОВЗ;
обеспечивает работу с семьей ребенка с ОВЗ.
Слайд 9Формы включения детей с ОВЗ
в образовательное пространство
Слайд 10
Общие принципы и правила коррекционной работы, которые используются нами в
образовательно-воспитательном
процессе:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого
разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную
речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь
каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Слайд 11Эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с
ОВЗ в развитии:
игровые ситуации;
дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
психогимнастика и релаксация;
творческая деятельность.
Слайд 12Для формирования родительской компетенции и мотивации родителей на положительное восприятие ребенка
необходимо решить ряд задач:
создание психологических условий для адекватного восприятия родителями информации об особенностях развития их ребенка;
повышение грамотности в области коррекционно-педагогического процесса;
стимулирование интереса и желания участвовать в деятельности ДОУ и других организаций сотрудничества;
оказание помощи в создании комфортной для развития ребёнка семейной среде и общественной деятельности;
привитие чувств гордости и радости за достижение детьми результатов.
Слайд 13 Для решения поставленных задач, планируемая нами система работы, организуется по
разделам:
познавательный,
информационно – аналитический,
досуговый,
наглядно – информационный.
Слайд 14 Результаты анализа полученных данных убеждают в том, что целенаправленная и
систематическая работа по организации сотрудничества оказывает положительное воздействие на гармонизацию детско-взрослых отношений и создании успешной социализации всех участников этого сотрудничества.
Можно отметить, что:
формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка;
в восприятии семейных отношений дошкольником с нарушением зрения;
в осознании своего положения в семейном коллективе;
в динамике родительского отношения к детям, которое становится более тёплым, принимающим.
родители более адекватно оценивают состояние своих детей.
Слайд 15В заключении хочется напомнить 8 принципов инклюзивного образования:
1.Целостность человека
не зависит от его способностей и достижений.
2.Каждый человек способен чувствовать и думать.
3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4.Все люди нуждаются друг в друге.
5.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе родственников.
7.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.