Слайд 1ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ
И ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Слайд 2
Семейное воспитание – общее название для процессов взаимодействия родителей с детьми
с целью достижения желаемого уровня развития, обучения и воспитания детей.
Семья — как элемент пазла: найдешь недостающий кусочек, и картинка жизни сложится.
Слайд 3Как бы ни жил человек, ему все равно требуется семья. Семью
не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Ребёнок не выбирает семью, родителей, их детство очень зависит от малого круга общения. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль.
Слайд 4Неповторимость и уникальность каждой семьи выявляет множество отличительных факторов воспитания в разных
семьях и их особенностей, и все же удается выделить типичные модели семейного отношений межу взрослыми и детьми.
Слайд 5ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Внутрисемейные отношения для ребенка – первый специфический образец
общественных отношений.
Рассмотрим те модели, где в качестве основания выступает характер внутрисемейных отношений и его влияние на воспитание детей.
Слайд 6ГИПЕРОПЕКА
Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может
сам. Ребенка как бы помещают в тепличные условия, в связи, с чем он не обучается преодолевать трудности, у него не формируются навыки самообслуживания и т. д. Жалея ребенка и стремясь ему помочь, родители сами ограничивают его возможности.
Слайд 7ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Ребенок может вызывать у членов семьи разногласия в использовании воспитательных
средств. При таком воспитании у ребенка не формируется адекватной оценки своих возможностей и качеств, он обучается «лавировать» между взрослыми и часто сталкивает их друг с другом.
Слайд 8ВОСПИТАНИЕ ПО ТИПУ ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Ведет к постоянному перенапряжению у ребенка.
Родители или другие близкие постоянно возлагают на ребенка такие обязанности и такую ответственность, с которой ребенку трудно справиться. Его часто ругают, он всегда чувствует себя виноватым, что, несомненно, формирует у него заниженную самооценку.
Слайд 9АВТОРИТАРНАЯ ГИПЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ
К этой модели чаще тяготеют родители, которые сами имеют высокий
социальный статус. Они все время завышают возможности ребенка, стремясь с помощью собственных авторитарных усилий развить у него социальные навыки. Родители, использующие такую модель, как правило, переоценивают возможности своего ребенка.
Слайд 10ВОСПИТАНИЕ В «КУЛЬТЕ» БОЛЕЗНИ
Многие родители формируют в семье отношение к ребенку
как к больному. При таком характере взаимоотношений у ребенка формируется мнительность, страх перед любым недугом, например простудой. Ребенок относится к себе как к больному, в связи, с чем у него формируется представление о себе как о слабом, неспособном к большим достижениям человеке.
Слайд 11МОДЕЛЬ «СИМБИОЗ»
Развивает у родителей полное растворение в проблемах ребенка. Чаще эта
модель встречается у матерей больных детей, воспитывающих их в неполных семьях. Такие матери создают для своих детей особую атмосферу внутри семьи — атмосферу абсолютной любви к ребенку. В результате такого воспитания у ребенка формируется эгоистическая личность, неспособная к проявлению любви.
Слайд 12МОДЕЛЬ «МАЛЕНЬКИЙ НЕУДАЧНИК»
Эти родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и уверены
в том, что он никогда не добьется успеха в жизни. Родители испытывают чувство досады и стыда из-за того, что дети проявляют неуспешность и неумелость. Некоторые рассматривают жизнь с таким ребенком как непосильную ношу, как крест на всю жизнь.
Слайд 13ГИПООПЕКА
Эта модель воспитания чаще встречается в семьях с низким социальным статусом
или в семьях, где ребенок с отклонениями в развитии не имеет ценности в силу нарушений развития. Родители практически не осуществляют за ним уход, ребенок может быть плохо или неопрятно одет, плохо накормлен. Никто не следит за его режимом дня и соблюдением условий, обеспечивающих его развитие.
Слайд 14ОТВЕРЖЕНИЕ РЕБЕНКА
Отсутствие любви к ребенку может быть в семьях не только
с низким, но и с высоким социальным статусом. Отвержение ребенка может быть сопряжено в сознании родителей с идентификацией себя с дефектом ребенка. Чаще это встречается у отцов. В случае материнского отвержения ребенка ситуация объясняется незрелостью личностной сферы матери и несформированностью материнского инстинкта.
Слайд 15ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Гиперпротекция — родители уделяют подростку крайне много времени, внимания,
когда его воспитание стало центральным делом жизни родителей, основным, чему посвящена жизнь. Типичные высказывания таких родителей отражают то важное место, которое подросток занимает в их жизни, преувеличенное представление о том, что произойдет, если не отдавать ему все силы и время.
Слайд 16ГИПОПРОТЕКЦИЯ
Случаи крайне заниженного уровня протекции, когда ребенок фактически лишен внимания родителей,
до него руки не доходит, родителям не до него. Ребенок просто выпадает из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное. Гипопротекция (гипоопека). Подросток предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его.
Слайд 17ПОТВОРСТВОВАНИЕ
Родители стремятся к максимальному удовлетворению любых потребностей ребенка, его балуют. Любое
желание для них — закон. Аргументируя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: слабость ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам родитель, то, что подросток растет один, без отца, и др.
Слайд 18ИГНОРИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА
Данная модель характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей
подростка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте и общении с родителями, в их любви.
Слайд 19ЧРЕЗМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Повышенная моральная ответственность. Требования к подростку в этом случае очень
велики; непомерны, не соответствуют его возможностям, не только не содействуют развитию личности, а, напротив, ставят под угрозу. Особенно важны два случая: в первом - на подростка перекладывается более или менее значительная часть обязанностей родителей. В другом случае — от подростка ожидают значительных и не соответствующих его способностям успехов в учебе либо других престижных занятиях.
Слайд 20НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ОБЯЗАННОСТЕЙ
В этом случае подросток имеет минимальное количество обязанностей в семье.
ЧРЕЗМЕРНОЕ
КОЛИЧЕСТВО ТРЕБОВАНИЙ-ЗАПРЕТОВ
В этом случае ребенку все нельзя. Перед ним ставится огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность.
Слайд 21Мы видим, что отечественные и зарубежные модели семейного воспитания похожи. Дети
принимают любых родителей, они настроены на хорошие отношения, особенно к близким людям. Отношения, которые устанавливает родитель с ребенком в воспитательном процессе, очень важны. Поэтому выбор родителем форм контакта с ребенком определяет модель его воспитания. В том случае, если родители приспосабливаться к особенностям ребенка, они адаптируют его к окружающей жизни и к своим требованиям.
Слайд 23ВОПРОСЫ:
По вертикали:
1. Какая модель воспитания чаще встречается в семьях с
низким социальным статусом?
3. Как называется модель воспитания, когда ребенок может вызывать у членов семьи разногласия в использовании воспитательных средств?
5. Как называется зарубежная модель, когда ребенок лишен родительского внимания?
6. Как называется процесс взаимодействия родителей с детьми?
Слайд 24ВОПРОСЫ:
По горизонтали:
2. Как называется в зарубежном воспитании, когда родители уделяют подростку
много времени?
4. Как называется модель воспитания, когда отсутствие любви к ребенку может быть в семьях не только с низким, но и с высоким социальным статусом?
7. К какой модели воспитания родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность?
8. К каком модели воспитание относится когда «Жалея ребенка и стремясь ему помочь, родители сами ограничивают его возможности»?
9. Как называется когда любое желание ребенка, для родителей закон?
10. Если родители недостаточно выполняют потребности ребенка. Что это?
11. Как называется модель воспитания, когда родители полностью растворяются в проблемах ребенка?
12. Модель воспитания родителей с высоким социальным статусом?