Слайд 1Особенности нарушения языка, речи, ее функций и видов при афазии
Слайд 2Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного
мозга.
Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрогия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазии сосудистого генеза чаще всего возникают у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболии, вызванных ревматическим пороком сердца, и черепно-мозговых травм. Афазии нередко наблюдаются у подростков и лиц молодого возраста.
Слайд 3АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ
Сенсорную афазию впервые описал немецкий психиатр Вернике. Он показал,
что афазия, которую он назвал сенсорной, возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария (рис. 18, поле 22). Отличительной чертой этой формы афазии является нарушение понимания речи при восприятии ее на слух. Длительное время причины нарушения понимания при этой форме афазии оставались неясными. Лишь в 30-е годы нашего века отечественными психологами было установлено, что в основе речевой акустической агнозии лежит нарушение фонематического слуха.
Слайд 4АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ
Нарушение понимания.
чужая речь воспринимается как нечленораздельный поток звуков;
больные
не всегда сразу осознают у себя наличие речевого расстройства;
частичное непонимание речи, подмена точного восприятия слова догадками;
различные слова звучат для такого человека одинаково (хвост — гвоздь);
с трудом улавливается лексико-семантическая часть (например, услышав слово колокольчик, такой больной говорит: «Это что-то маленькое, а что не знаю».);
не различаются на слух тембр голоса, интонация речи, не дифференцируются неречевые звуки: звонки, гудки, шелест бумаги, звук льющейся воды и т. д.
Слайд 5АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ
Нарушение экспрессивной речи.
множество литеральных и вербальных парафазии;
речь
больного состоит из случайного набора звуков, слогов и словосочетаний (Больной М. на вопрос: «У вас голова болит?» — отвечал: «Раз нас это и грамажим, ны мы их и так это давно быть лет пять то же было а последних годах. Что очень болезня теня ну голова на вот надима»);
вторично страдает повторение слов, причем нередко первоначально слово автоматизировано;
Наблюдаются аграмматизмы, проявляющийся в отсутствии согласования между членами предложения в роде и числе, в незаконченности высказывания, в пропусках слов, заменах существительных личными местоимениями.
Менее расстроено использование предлогов и флексий существительных.
Слайд 6АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ
Нарушение чтения и письма.
При чтении в речи появляется
множество литеральных парафазии;
Чтение остается наиболее сохранной речевой функцией при сенсорной афазии, так как оно осуществляется путем привлечения оптического и кинестетического контроля.
Письменная речь находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха.
На раннем этапе восстановления нарушено не только письмо под диктовку, но и списывание слов;
В слуховых диктантах длительное время наблюдаются литеральные параграфии.
Наблюдаются грубые нарушения счета. Больные, не понимая инструкции, могут пассивно копировать, списывать примеры, не совершая арифметических операций, могут неправильно записать число, например: 5 + 2 = 3.
Слайд 7АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной
области (А. Р. Лурия, 1969, 1975; Л. С. Цветкова, 1975) (поля 21 и 37).
А. Р. Лурия считает, что в ее основе лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной тормозностью слуховых следов. При восприятии каждого нового слова и его осознании больной утрачивает предыдущее слово. Это нарушение проявляется также при повторении серий слогов и слов.
Слайд 8АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Нарушение понимания.
диссоциация между относительно сохранной способностью повторить отдельные слова
и нарушением возможности повторения трех-четырех не связанных по смыслу слов (например: рука — дом — небо);
Обычно больные повторяют первое и последнее слово, в более тяжелых случаях — лишь одно слово из заданной серии слов;
нарушение речевой памяти является основным дефектом, так как оказываются сохранными фонематический слух, артикуляторная сторона речи;
У больных наблюдается повышенная речевая активность, компенсирующая трудности коммуникации;
Нарушение объема удержания речевой информации;
трудности удержания на слух смысловой стороны речи ;
Слайд 9АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Нарушение экспрессивной речи.
трудности подбора слов, необходимых для организации высказывания.
Речь сохраняет свой выраженный предикативный характер.
Трудности нахождения слов объясняются обеднением зрительных представлений о предмете, слабостью оптико-гностического компонента;
Обильные вербальные парафазии, редкие литеральные замены, слияние двух слов в одно, например, «ножилка» (нож + вилка).
Нарушение номинативной функции речи проявляется при назывании и подборе слов в собственной речи, в рассказах по картинкам и т. д.
Аграмматизмы характеризуется смешением флексий глаголов и существительных в роде и числе.
В отличие от акустико-гностической афазии высказывание при акустико-мнестической афазии отличается большей законченностью.
Слайд 10АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Нарушение чтения и письма.
В письменной речи больше, чем в
устной, выступают явления экспрессивного аграмматизма;
Номинативная сторона письменной речи оказывается более сохранной, так как больные имеют больше времени для подбора слов, выбора синонимов, а также фразеологизмов, способствующих «всплыванию в памяти» нужных слов, изредка наблюдаются литеральные парафразии по акустическому типу (смешение звонких и глухих фонем).
При записи текста под диктовку больные испытывают значительные трудности в удержании в слухоречевой памяти даже фразы, состоящей из трех слов, при этом они обращаются с просьбой повторить каждый фрагмент фразы.
Возникают значительные трудности в понимании читаемого текста.
Дефекты слухоречевой памяти сказываются и в решении арифметических примеров. Например, при сложении чисел 27 и 35 больной пишет «2» и произносит «один в уме», и даже в том случае, если единица записана вблизи примера, он забывает ее прибавить к следующим слагаемым.
Слайд 11АМНЕСТИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Амнестико-семантическая афазия возникает при поражении теменно-затылочной области доминантного по речи
полушария (рис. 18, поле 39). При поражении теменно-затылочных (или задних нижне-теменных) отделов полушария головного мозга сохраняется плавная синтагматическая организация речи, не отмечается никаких поисков звукового состава слова, отсутствуют явления снижения слухоречевой памяти или нарушения фонематического восприятия.
Наблюдаются специфические амнестические трудности при поисках нужного слова или произвольном назывании предмета, когда больные при трудностях нахождения лексической парадигмы обращаются к описанию функций и качеств этого предмета синтагматическими средствами, т. е. не заменяют одно слово другим (вербальные парафразии), а заменяют слово целой фразой, говорят: «Ну, это то, чем пишут», «...это то, чем режут» и т. д., а с другой стороны, имеется характерный для этой формы афазии сложный импрессивный аграмматизм.
Слайд 12АМНЕСТИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Нарушение понимания.
Нарушение понимания сложных смысловых и грамматических взаимоотношений слов, выраженных
предлогами и флексиями, получило название импрессивного аграмматизма.
Не менее грубо нарушена при семантической афазии расшифровка флективных инвертированных словосочетаний;
Наибольшие трудности возникают при семантической афазии в решении логико-грамматических словосочетаний, передающих «коммуникацию отношений» типа «брат отца» — «отец брата»;
Трудности в понимании сложных синтаксических конструкций, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения, деепричастные и причастные обороты.
Не понимание метафор, пословиц, поговорок, крылатых слов.
Слайд 13АМНЕСТИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Нарушение устной и письменной речи.
Экспрессивная речь отличается сохранностью артикуляторной
стороны речи.
При семантической афазии лежит нарушение так называемого «закона силы» (А. Р. Лурия), позволяющего в норме безошибочно выбирать слово из серии слов, близких по категориальной отнесенности, по смыслу.
Бедность лексики выражается в редком употреблении прилагательных, наречий, описательных оборотов, причастных оборотов, причастных и деепричастных оборотов, пословиц, поговорок, в отсутствии поисков точного или «меткого» слова.
Письменная речь отличается бедностью, стереотипностью синтаксических форм.
Грубые нарушения счетных операций. Например, вместо числа 1081 человек записывает 1801, 1108, так как затрудняется в определении разрядности числа
Слайд 14АФФЕРЕНТНАЯ КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ
Афферентная кинестетическая моторная афазия возникает при поражении вторичных
зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной (поля 7, 40).
Нарушение экспрессивной речи. А. Р. Лурия отмечает (1969, 1975), что существуют два варианта афферентной кинестетической моторной афазии.
Первый характеризуется нарушением пространственного, симультанного синтеза движений различных органов артикуляционного аппарата и полным отсутствием ситуативной речи при грубой выраженности расстройства.
Второй вариант, носящий в клинике название «проводниковой афазии», отличается значительной сохранностью ситуативной, клишеобразной речи при грубом распаде повторения, называния и других произвольных видов речи. Этот вариант афферентной кинестетической моторной афазии характеризуется преимущественно нарушением дифференцированного выбора способа артикуляций и симультанным синтезом звуковых и слоговых комплексов, входящих в слово.
Слайд 15Нарушение понимания.
грубое нарушение понимания речи;
трудности в распознавании на слух слов со
звуками, имеющими общие признаки по месту и способу артикуляции;
трудности понимания лексических средств языка, передающих различные сложные пространственные отношения;
импрессивный аграмматизм;
Сложность и многообразие особенностей нарушения понимания при афферентной кинестетической моторной афазии компенсируется в повседневной речи избыточностью, конкретностью ситуации, что и создает картину относительной сохранности у них понимания речи.
АФФЕРЕНТНАЯ КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ
Слайд 16Нарушение чтения и письма.
нарушения чтения и письма зависит от тяжести
апраксии артикуляционного аппарата.
Наиболее грубо нарушены чтение и письмо при тяжелой апраксии всего артикуляционного аппарата.
Восстановление чтения и письма происходит параллельно с ее преодолением.
больные с трудом сохраняют порядок букв в слове, представляют их зеркально (вода — «даво», окно __«онко») или, например, пропуская букву ё в слове ведёт, больной ставит две точки над д.
В некоторых случаях наблюдается диссоциация между полным отсутствием устной речи и некоторой сохранностью письменной речи.
АФФЕРЕНТНАЯ КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ
Слайд 17ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ
Эфферентная моторная афазия возникает при поражении передних ветвей левой
средней мозговой артерии (поля 44, 45). Она сопровождается, как правило, кинетической апраксией, выражающейся в трудностях усвоения и воспроизведения двигательной программы.
Поражение премоторных отделов мозга вызывает патологическую инертность речевых стереотипов, приводящих к звуковым, слоговым и лексическим перестановкам и персеверации, повторам. Персеверации, непроизвольные повторы слов, слогов, являющиеся следствием невозможности своевременного переключения с одного артикуляторного акта на другой, затрудняют, а иногда делают полностью невозможными устную речь, письмо, чтение.
Слайд 18ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ
Нарушение понимания
инертность протекания всех видов речевой деятельности, нарушения так
называемого «чувства языка» и предикативной функции внутренней речи.
Показ отдельных частей тела может быть доступен, если между произносимыми словами сделаны большие паузы;
на слух не различаются грамматически правильно построенные высказывания и неправильные.
Нарушение понимания смысла метафор, пословиц, что объясняется трудностью переключения на иной, скрытый смысл высказывания.
Слайд 19ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ
Нарушение экспрессивной речи
может полностью отсутствовать собственная речь;
утрата способности повторить
серию звуков или слогов;
при спонтанном восстановлении речи и общении нередко формируется выраженный экспрессивный аграмматизм;
крайняя инертность в выборе слов, в высказывании отмечаются длительные паузы, персеверации, вербальные парафразии, произнесение слов становится растянутым;
Нарушение ритмико-мелодической и интонационной сторон речи;
Слайд 20ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ
Нарушение чтения и письма.
наблюдается выраженная аграфия: запись слова или
фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам;
грубые нарушения чтения и письма обусловлены распадом способности программирования звуко-буквенного состава слова;
В более легких случаях возможно чтение отдельных слов и коротких предложений, но затруднено понимание прочитанного, особенно предложений со сложной синтаксической структурой.
При нарушении лишь ритмико-мелодического компонента речи письменная речь и чтение остаются сохранными.
Слайд 21Динамическая афазия
Динамическая афазия возникает при поражении заднелобных отделов левого доминантного по
речи полушария, т. е. отделов третьего функционального блока — блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности.
Основным речевым дефектом при этой форме афазии является трудность, а иногда и полная невозможность активного развертывания высказывания.
При грубой выраженности расстройства отмечается не только речевая, но и общая спонтанность, безынициативность, возникает выраженная эхолалия, а иногда и эхопраксия, когда как бы механически повторяются за собеседником не только произнесенные им слова, вопросы, но и движения.
Слайд 22Динамическая афазия
Нарушение понимания речи
нарушается не только процесс развертывания речевого замысла, но
и свертывания речевых структур, необходимых для понимания смысла текста.
При легкой степени д.а. понимание элементарной ситуативной речи, особенно предъявляемой в несколько замедленном темпе, с паузами между инструкциями, остается сохранным.
При выраженной д.а. обнаруживается нарушение чувства языка, возникают затруднения в понимании сложных фраз, особенно инвертированных, требующих для своего понимания перестановки элементов предложения.
При д.а. чтение и письмо остаются сохранными и служат задаче восстановления плана высказывания.
Слайд 23Динамическая афазия
Нарушение экспрессивной речи
В основе динамической афазии лежит нарушение внутреннего программирования
высказывания, проявляющегося в трудностях его планирования при составлении отдельных фраз.
нарушение спонтанного развернутого высказывания.
псевдоамнестические трудности при назывании предметов и особенно при вспоминании фамилий или имен знакомых людей;
Диалогическая речь грубо нарушена и характеризуется эхолалическим повторением вопросов. Например, на вопрос: «Вы сегодня завтракали?» звучит ответ: «Мы сегодня завтракали».
Элементарный счет при динамической афазии остается сохранным даже при грубом распаде экспрессивной речи.
Слайд 24Афазия – это приобретенные в любом возрасте (у ребенка — после
трех лет) речевые расстройства; они выражаются в полной или частичной утрате имевшейся собственной речи или понимания чужой речи.
Спасибо за внимание!