Слайд 1Особенности нарушений произношения дизартрии.
Составил: учитель-логопед Зотова С.В.
Слайд 2Стертая дизартрия
– это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц
речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного и возникающее вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Слайд 3Основные проявления дизартрии
Расстройства артикуляции звуков
(речь нечеткая ,смазанная)
Нарушение голосообразования
Изменение темпа иритма речи
Слайд 4Признаки дизартрии
Слабость артикуляционных
Гнусавость ребенка
Искажение звуков в словах
Нарушение речевого дыхания
Нарушение голоса
Нарушение мелодичности
речи
Слайд 5Формы дизартрии
Мозжечковая
Бульбарная
Псевдобульбарная
Корковая
Экстрапирамидная
Слайд 6Причины возникновения стертой формы дизартрии
Асфиксия новорожденных
Стремительные или затяжные роды
Длительный безводный
период
Механическое родовспоможение (щипцы,вакум)
Нефропатия во время беременности и др.
Инфекционные заболевания (ОРВИ,Грипп и пр.) перенесенные во время беременности
Слайд 7Проявления дизартрии
Общая моторика.
Дети моторно неловки, неустойчиво стоят на
одной ноге, не могут попрыгать на одной ноге.
Плохо подражают при имитации движений: как
идет солдат, летит птица, режут хлеб.
Особенно заметна моторная несостоятельность
на физкультурных и музыкальных занятиях, где
дети отстают в темпе, ритме движений, а также
при переключаемости движений.
Слайд 8Мелкая моторика рук.
Уровень мелкой моторики снижен. Нарушение тонких
дифференцированных движений рук проявляется при выполнении проб – тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движения по подражанию.
Слайд 9Особенности артикуляционного аппарата
Паретичность мышц органов артикуляции проявляется в
следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые, позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены, во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации не происходит, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык тонкий, находится на дне полости рта, кончик языка малоактивный. При артикуляционных упражнениях мышечная слабость увеличивается.
Слайд 10Звукопроизношение
Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и
шипящих. Часто отмечается межзубное произношение переднеязычных, боковое произношение свистящих, шипящих и аффрикат, дефекты смягчения, свистящие и шипящие сигматизмы.
Слайд 11Слоговая структура.
Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой
структуры. Преобладают ошибки следующих видов: сокращение числа слогов, сокращение стечений согласных, уподобление слогов друг другу.
Слайд 12Просодика
Интонационно – выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией
резко снижена. Страдает голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. Речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.д.
Слайд 13Дигностика дизартрии
Логопедическое обследование при дизартрии включает оценку
речевых и неречевых нарушений.
Оценка неречевых симптомов
предусматривает изучение строения артикуляционного
аппарата, объема артикуляционных движений, состояния
мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания. Особое
внимание логопед обращает на анамнез речевого развития. В
рамках диагностики устной речи при дизартрии проводится
исследование произносительной стороны речи
(звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости
речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования;
фонематического восприятия, уровня развития лексико-
грамматического строя речи. В процессе диагностики письменной
речи даются задания на списывание текста и письмо под
диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.
Слайд 14Задачи логопедического воздействия:
преодолеть имеющиеся нарушения речевой моторики;
преодолеть, затормозить неправильные речевые навыки;
создать
взамен их новые, правильные;
закрепить новые навыки до степени автоматизации.
Слайд 161. Подготовительный.
Целью этого этапа является подготовка
артикуляционного аппарата к
формированию
артикуляционных укладов.
Он включает в себя шесть направлений:
нормализация мышечного тонуса;
нормализация моторики артикуляционного аппарата;
нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха;
нормализация голоса;
нормализация просодики;
нормализация мелкой моторики рук.
Слайд 172. Выработка новых произносительных умений и навыков.
выработка основных артикуляционных укладов;
определение последовательности
работы над звуками;
развитие фонематического слуха;
постановка звука;
автоматизация;
дифференциация.
Слайд 183. Выработка коммуникативных умений и навыков.
Направления:
выработка самоконтроля;
тренировка правильных речевых навыков в
различных речевых ситуациях.
Слайд 19
4.Подготовка к обучению в школе.
Направления:
формирование графомоторных навыков;
развитие связной речи;
развитие познавательной деятельности
и расширение кругозора ребенка.
Слайд 20Формы проведения логопедической работы:
Фронтальная
подгрупповая,
индивидуальная.
Слайд 21Содержание логопедической работы
1. Обследование ребенка.
2. Нормализация моторики органов артикуляции
и пальцев рук.
3. Нормализация речевого дыхания;
4. Постановка звуков;
5. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков;
6. Формирование лексико – грамматического строя речи.
7. Развитие связной речи;
8. Подготовка к обучению грамоте;
9. Развитие фонематического слуха и выразительности речи ведется параллельно на протяжении всего коррекционного этапа.
Слайд 22Постановка звуков при дизартрии
При стертой дизартрии коррекцию звуков
необходимо начинать с уточнения гласных звуков. Длительность гласных звуков определяет разборчивость речи, темп, мелодико – интонационную окраску, т.к. модулируя голосом по высоте и силе гласные звуки, удается передавать эмоциональный компонент речи. Согласные звуки несут в основном семантическую нагрузку.
Слайд 23 Уточняются гласные звуки в такой последовательности: (э, а, и,
ы, о,у).
Добиваться четкой артикуляции. Согласные звуки начинают отрабатывать с мягких сонорных звуков, а затем закрепляю их твердые пары (мь–м, нь – н, й, ль –л, рь – р).
После сонорных звуков уточняют или заново формируют смычно – взрывные звуки: (пь – п, бь – б, ть – т, дь –д, кь - к, гь – г).
Уточняют щелевые звуки: (фь – ф, вь – в). Переднеязычные звуки значительно чаще искажаются при дизартрии. Рекомендуется следующий порядок: (сь – с, зь – з, ш – ж, хь – х, щ, ч, ц).
Слайд 24Автоматизация и дифференциация звуков
Прежде всего требуется включение звука в слоги. При включении
автоматизируемого звука в слово соблюдается ряд требований к лексическому материалу.
В нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков и не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков.
Учитывается смысловая доступность лексического материала. После автоматизации в словах автоматизируют звук в предложениях, чистоговорках и стихах; в коротких, а затем длинных рассказах.