Слайд 1«Особенности девиантного поведения воспитанников в младшем школьном возрасте»
Слайд 2 Девиантное (от англ. deviation — отклонение) поведение — это общее название для
различных нарушений правил поведения, используемое в зарубежной литературе.
Девиантным обычно называют поведение школьников, вызванное неспецифическими (т.е. не врожденными) факторами.
Слайд 3Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные
детскому возрасту. Они чаше всего обусловлены ситуацией и детской готовностью их совершить, а не внутренними причинами, психическими расстройствами.
Слайд 4Во всех случаях отклоняющегося поведения отмечается нарастание эмоциональной напряженности. Оно характеризуется
выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний детей. Напряженность ведет к потере чувства реальности, снижению самоконтроля, неспособности правильно оценивать свое поведение.
Слайд 5Девиантное поведение опасно не нарушениями дисциплины. Даже самые значительные нарушения порядка
можно пережить. Дело в последствиях. Отклоняющееся поведение очень существенно влияет на формирование характера, который определяет всю будущую жизнь человека. Если такое поведение вовремя не остановить и не подправить, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям, одним из проявлений психической активности которого будут аффекты.
Слайд 6Аффекты (от лат.— сильные эмоции) — это бурно протекающие эмоциональные переживания.
Незначительные дополнительные толчки требуются ребенку, чтобы его и без того возбужденное состояние достигло крайней степени, стало аффективным. В таком состоянии человек плохо контролирует или совсем не контролирует свое поведение. В состоянии сильных аффектов совершаются деструктивные и противоправные действия.
Слайд 7Детей, демонстрирующих склонность к аффективному поведению, называют аффективными, иногда истерическими или
истероидными.
Слайд 8Аффективные (аффектные) дети самые трудные для коррекции, так как моментально вспыхивают
от малейших не нравящихся им раздражителей и фактически лишают педагога возможности работать с ними. Педагог пытается скорее прекратить начавшуюся истерику и впредь всячески старается не трогать такого ребенка. Дети понимают это, и некоторые из них начинают злоупотреблять своей склонностью к истерическому поведению, рассматривают его как способ быстрого достижения своих целей.
Слайд 9Главный способ преодоления аффективного поведения — индивидуальный подход, предполагающий умение опираться
в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого ребёнка;
в частности, на его интересы и склонности (любовь к чтению, спорту, музыке, рисованию, природе, животным), на его здоровые нравственные тенденции, на доброжелательное отношение к товарищам, даже на его чувство юмора.
Слайд 10Если в дошкольном возрасте не принимать мер коррекционно-воспитательного воздействия к преодолению
недостатков в поведении, то такие дети, как правило:
* Оказываются неподготовленными к школьному обучению;
* Они не умеют подчиняться школьным требованиям;
* Не выполняют учебных заданий;
* Вступают в конфликты с товарищами и педагогом;
* Нарушают дисциплину;
* Иногда убегают из школы и из дома;
* При неблагоприятных условиях они могут оказаться под влиянием правонарушителей.
Слайд 11Несмотря на то, что интеллект у таких детей не нарушен, продуктивность
в обучении у них часто бывает недостаточно высокой, поскольку они приступают к выполнению задания без предварительного обдумывания, не сосредоточены на нем, не удерживают в памяти отдельные элементы задания, не умеют преодолевать препятствий.
Слайд 12В коррекционно-психологической работе с такими детьми необходимо обратить особое внимание на
правильную организацию процесса первоначального обучения.
Слайд 13Этих детей не затрудняет усвоение чтения, письма и счета, но они
плохо вовлекаются в деятельность, не доводят начатой работы до конца, выполняют ее небрежно, неряшливо. Следовательно, самое главное при обучении — настойчиво приучать их к тщательному выполнению заданий. Сначала можно давать детям облегченные задания, а потом задания нужно постепенно усложнять.
Слайд 14 Чем раньше будет начата коррекционно-воспитательная работа, тем большего эффекта можно
добиться. Главным в этой коррекционно-воспитательной работе должно быть стремление преодолеть имеющуюся у этих детей склонность к «застреванию» на своих переживаниях.
Слайд 15 Каждого ребенка необходимо вовлекать в какой-либо интересный вид деятельности,
будь это кружковая работа или занятия в секции.
В нашем учреждении воспитателями младших классов проводятся интересные занятия с детьми по арт-терапии, песочной игротерапии, сказка-терапии педагоги стараются активизировать эмоциональную и интеллектуальную сферу каждого ребёнка.
Слайд 16 Очень важно установить хороший контакт с ребенком, убедить его в
том, что педагог старается ему помочь. Индивидуальный подход к детям с учетом особенностей их характера обычно дает положительные результаты.
Слайд 17Условия необходимые для психологической коррекции детей с аффективным поведением:
1. Для
того, чтобы помочь детям с трудностями в поведении нужно соблюдать единство требований в педагогической работе воспитателей и учителей при общении с детьми.
2. Основные требования к педагогам выдвигает психолог В.И. Гарбузов:
- не изнеживать ребенка;
- не воевать с ребенком;
- не капитулировать перед ребенком.
Воспитатель не должен оставлять без своего внимания детей с признаками аффектизма. Воспитатель должен проверить свои подозрения.
Слайд 18В науке известны разные способы диагностики детей с аффективным поведением:
* Изучение
составленных детьми рассказов по картинкам;
* Изучение рисунков детей;
* Наблюдение за поведением ребенка.
Слайд 19Вся воспитательная работа по педагогической поддержки детей с аффективным поведением строится
на следующих принципах:
* принцип уважения индивидуальности личности;
* принцип коллективной деятельности;
* принцип разумной требовательности;
* принцип возрастного подхода;
* принцип диалога;
Слайд 20 * принцип педагогической поддержки;
* принцип стимулирования самовоспитания;
* принцип
связи с реальной жизнью;
* принцип согласования.
Слайд 21В результате неправильного воспитания склонность к аффектам может занять в жизни
ребенка значительное место и неблагоприятно повлиять на развитие характера и на его дальнейшую судьбу.
Слайд 22Главный способ преодоления аффективного поведения — индивидуальный подход к каждому ребенку,
диагностирование, наблюдение и изучение индивидуальных особенностей детей.
В воспитательной работе педагог должен умело опираться на то положительное, что имеется в личности каждого ребенка.