Презентация, доклад на тему Одаренность

Содержание

Актуальность Распознав свои таланты, дети с их особыми нуждами, независимо от тех проблем и ограничений, с которыми они сталкиваются, всегда могут

Слайд 1 выступление на педсовете на тему: «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»
Подготовила
педагог-психолог
МБОУ СОШ

№2
Плотникова Л.А.
выступление на педсовете на тему:  «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»  Подготовила педагог-психолог МБОУ СОШ

Слайд 2

Актуальность


Распознав свои таланты, дети с их особыми нуждами, независимо от тех проблем и ограничений, с которыми они сталкиваются, всегда могут внести в общество свой собственный вклад. Стефани Дезибур

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.

Актуальность  Распознав

Слайд 3Одаренность-
системное, саморазвивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком

более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренность-системное, саморазвивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном

Слайд 4Одаренный ребенок-
ребёнок, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или

ином виде деятельности.

Одаренный ребенок-ребёнок, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Слайд 5Всего насчитывают шесть ступеней выраженности способностей у детей.

ЗАДАТКИ СПОСОБНОСТЕЙ - анатомо-физиологические

особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Задатки носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться.
СКЛОНОСТИ- склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности.
Например, тяготение к рисованию, музицированию и т. д.
СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности.
ТАЛАНТ - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.
ОДАРЕННОСТЬ - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.
Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.
ГЕНИАЛЬНОСТЬ- практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей.
Например, создание новых и уникальных (шедевров) или новые, неожиданные подходы к творческому процессу.


Всего насчитывают шесть ступеней выраженности способностей у детей.ЗАДАТКИ СПОСОБНОСТЕЙ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга,

Слайд 6Инструментальный (характеризует способы его деятельности)
Мотивационный
(характеризует отношение ребенка к

той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности)

Признаки одарённости охватывают два аспекта поведения одарённого ребёнка:

Инструментальный (характеризует способы его деятельности) Мотивационный  (характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а

Слайд 7 Структура детской одаренности: инструментальный аспект (Богоявленская Д.Б. и др., 2003)
- Специфические

стратегии познавательной деятельности, успешность которой проявляется на трех уровнях: быстрое освоение деятельности и высокая успешность её выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, то есть новаторство.
- Индивидуальный стиль познавательной деятельности, выражающийся, например, в способности быстро схватывать существенную деталь информации и быстро находить пути решения сложных задач, в рефлексивном способе переработки информации, в умении обобщать информацию на основе единичного факта и интерпретировать свои умозаключения.
- Особый стиль систематизации знаний: высокая структурированность, способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей, свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени, категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности).
- Особая характеристика знаний: повышенная «клейкость», высокий удельный вес процедурных знаний, большой объем метакогнитивных знаний, особая роль метафор как способа обработки информации и т.д.
- Своеобразный тип обучаемости: высокая скорость и легкость обучения, или, наоборот, замедленный темп обучения, но с последующей резкой динамикой структуры знаний, представлений и умений; высокий уровень способности к самообучению с раннего возраста.

Структура детской одаренности: инструментальный аспект  (Богоявленская Д.Б. и др., 2003) - Специфические стратегии познавательной деятельности,

Слайд 8 Структура детской одаренности: мотивационный аспект (Богоявленская Д.Б. и др., 2003)
- Повышенная

избирательная чувствительность к предметной (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.), физической, познавательной, художественно-выразительной и другим видам деятельности.
- Повышенная потребность в познавательной деятельности: ненасытная любознательность, готовность по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности, упорство, трудолюбие, ярко выраженный интерес и увлеченность познавательной деятельностью, получение удовольствия от собственной познавательной активности.
- Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
- Высокая требовательность к результатам собственного интеллектуального труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
- Устойчивая склонность к повышенным интеллектуальным нагрузкам.

Структура детской одаренности: мотивационный аспект (Богоявленская Д.Б. и др., 2003) - Повышенная избирательная чувствительность к

Слайд 9Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития

по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

   Однако при этом следует учитывать специфику одарённости в детском возрасте:
1) Детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.
*младшие школьники: усвоение языков, высокий уровень любознательности, яркость фантазии;
*старшие подростки: различные формы поэтического и литературного творчества и т.п.
Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одарённости иногда создает видимость одарённости (т.е. «маску» одарённости, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.
2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одарённости.


Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного

Слайд 10 Специфика одарённости в детском возрасте:

Своеобразие динамики

формирования детской, одарённости нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития (т.е. наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д.)
В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одарённый, по другим — как отстающий в психическом развитии.
Проявления детской одарённости зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.
Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одарённости ребёнка» (или «ребёнок с признаками одарённости»).



Специфика одарённости в детском возрасте:Своеобразие динамики формирования детской, одарённости нередко проявляется

Слайд 11 Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей
Неровно успевающий.
Выбивающийся

из общего темпа.
Странный в поведении, непонятный.
Занятый своими делами (индивидуалист).
Не умеющий общаться, конфликтный.
Иногда тугодум, не может понять очевидного.
Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Это в большей мере относится к творчески одарённым. Творческая
одарённость - большое счастье и испытание для обладателей этого дара, и для учителей и родителей.

Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей  Неровно успевающий. Выбивающийся из общего темпа. Странный в поведении,

Слайд 12Классификации детской одарённости

Классификации детской одарённости

Слайд 13Критерии, положенные
в основу классификации
видов одарённости
(Богоявленская Д.Б. и др., 2003)
«вид

деятельности и обеспечивающие ее сферы психики»

«степень сформированности одарённости»


«форма проявления»

«широта проявлений в различных видах деятельности»


«особенности возрастного развития»


«уровень достижений»

Критерии, положенные в основу классификации видов одарённости(Богоявленская Д.Б. и др., 2003) «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы

Слайд 14Виды одарённости по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы»





Виды одарённости по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы»

Слайд 15Виды одарённости по критерию «степень сформированности одарённости»

Виды одарённости по критерию  «степень сформированности одарённости»

Слайд 16 Виды одарённости по критерию «форма проявления»

Виды одарённости по критерию  «форма проявления»

Слайд 17Виды одаренности по критерию
“широта проявлений в различных
видах деятельности”

общая
(или интеллектуальная) одарённость


специальная одарённость

Виды одаренности по критерию “широта проявлений в различных видах деятельности”   общая (или интеллектуальная) одарённость

Слайд 18Виды одарённости по критерию
“особенности возрастного развития”:
ранняя одарённость (вундеркинды - дети

с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности);

поздняя одарённость

Виды одарённости по критерию “особенности возрастного развития”:ранняя одарённость (вундеркинды - дети с необычайно ранним умственным развитием или

Слайд 19 Проблемы одаренных детей:
Американский психолог Б. Карне, кроме достоинств, отмечает проблемы

одаренных детей:
Неприязнь к школе.
Игровые интересы.
Конформность (отрицание стандартных требований
Погружение в философские проблемы.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
Стремление к совершенству.
Ощущение неудовлетворенности.
Нереалистические цели.
Сверхчувствительность.
Потребность во внимании взрослых.
Нетерпимость.
Низкая продолжительность сна.
 

Проблемы одаренных детей:Американский психолог Б. Карне, кроме достоинств, отмечает проблемы одаренных детей: Неприязнь к школе.Игровые интересы.Конформность

Слайд 20Проблемы обучения одарённых учащихся
Около 30 % отчисленных из школы за академическую

неуспеваемость составляют одарённые дети (Гильбух Ю.3., 1991).
Около 30% отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одарённые и сверходарённые дети (Матюшкин А.М., Сиск Д.А., 1988).
В школах Великобритании при идентификации одарённых детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одарённых оказывается наиболее высоким (Сергеева Н.И., 1990).

Проблемы обучения одарённых учащихсяОколо 30 % отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одарённые дети (Гильбух Ю.3.,

Слайд 21 Принципы обучения интеллектуально одарённых учащихся

Принципы обучения интеллектуально одарённых учащихся

Слайд 22Ускорение обучения
(раннее поступление в школу, институт, «перепрыгивание» через класс, частные

школы и др.).
Углубление обучения
(школы с углубленным изучением математики, физики, иностранных языков и др.)
Обогащение обучения
(научно-исследовательская и проектная деятельность; использование активных форм организации обучения; учебные миникурсы, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы и др.)
Проблематизация обучения
(использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций и др.)

Стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся

Ускорение обучения (раннее поступление в школу, институт, «перепрыгивание» через класс, частные школы и др.). Углубление обучения(школы с

Слайд 23Формы работы по обучению одаренных детей в условиях общеобразовательной школы.
- индивидуальный

подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения;
- активные формы обучения
- дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
- участие в школьных и районных олимпиадах;
- проектная деятельность обучающихся;
- научно-исследовательская деятельность обучающихся;
- посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;
- конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
- создание детских портфолио.

Формы работы по обучению одаренных детей в условиях общеобразовательной школы.- индивидуальный подход на уроках, использование в практике

Слайд 24Сделать так, чтоб ребенок почувствовал себя признанным и востребованным. Научить конструктивно

строить отношения с ровесниками и взрослыми людьми

Повышать интеллектуальнаую нагрузку, излагая интересные факты, используя ИНТ, продумывая персональные задания, задания на выбор, интегрированные задания. Все, чтобы развивать познавательную активности этих детей.


Признание таким детям необходимо для успеха. Потому создание ситуаций успеха – необходимое условие для развития одаренности.


Необходимая стимуляция: доска почета, ведение портфолио учащихся, интеллектуальные встречи, брейн-ринги, конкурсы, на ряду с обучением саморегуляции

Организация внешкольной занятости ребенка. Развитие социальных и коммуникативных навыков.

Убедиться в том, что у ребенка нет нервозов, перед тем, как начинать развивающую работу.

Сделать так, чтоб ребенок почувствовал себя признанным и востребованным. Научить конструктивно строить отношения с ровесниками и взрослыми

Слайд 25Требования к личности учителя, работающего с одарёнными учащимися:
увлечённость своим делом
желание работать

нестандартно

знание психологии одарённых учащихся

любознательность

эрудированность

поисковая активность

мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися

нравственность

знание всех областей человеческой жизни

Требования к личности учителя, работающего  с одарёнными учащимися:увлечённость своим деломжелание работать нестандартнознание психологии одарённых учащихсялюбознательностьэрудированностьпоисковая активностьмотивационная

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть