Слайд 1
Логопедическая работа
с учащимися
с интеллектуальной недостаточностью
Слайд 2Рабочая программа учителя-логопеда является нормативным документом учителя-логопеда.
Нормативной основой рабочей программы учителя-логопеда,
является ФГОС.
Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка
Рабочая программа учителя-логопеда не является копией основной образовательной программы ОУ, а заполняет один из ее разделов – раздел «Коррекционная работа». Иными словами это – коррекционная часть ООП.
Слайд 3Задача логопеда –
устранение
речевых дефектов
и развитие устной
и письменной
речи
учащихся.
В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.
Слайд 4
При построении программы учитываются следующие дидактические принципы:
комплексности
;
максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы;
опоры на сохранные звенья нарушенной функции;
поэтапного формирования умственных действий;
учёта зоны ближайшего развития;
усложнения материала;
онтогенетический
Слайд 5Виды речевых нарушений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Системное недоразвитие речи легкой,
средней, тяжелой степени (осложненные дислалией, дизартрией, моторной алалией, сенсомоторной алалией)
Трудности в усвоении навыков чтения и письма .Нарушение процессов формирования чтения и письма .Дислексия, различные виды дисграфий. Дизорфография.
Речевые нарушения этой категории учащихся
очень стойкие.
Слайд 6
Учащиеся одного класса резко отличаются по уровню развития речи, уровню сформированности
фонематического анализа и синтеза, по степени выраженности нарушений письменной речи, количеству нарушенных звуков.
Индивидуализация
коррекционно-логопедического воздействия
Слайд 7
Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.
Длительность занятий: групповых 20-40 мин;
индивидуальных 15 – 20 мин
Слайд 8Закрепление навыков правильной речи вне занятий
Слайд 9К концу коррекционной работы
дети должны:
ЧЕТКО РАЗЛИЧАТЬ ВСЕ ЗВУКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
В РЕЧЕВОМ ПОТОКЕ;
НАЗЫВАТЬ ОТЛИЧИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ;
ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ ЗВУКИ, ИМЕЮЩИЕ ТОНКИЕ АКУСТИКО – АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ОТЛИЧИЯ;
БЫСТРО НАХОДИТЬ СЛОВО, НАИБОЛЕЕ ТОЧНО ВЫРАЖАЮЩЕЕ МЫСЛЬ;
ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ;
ОСМЫСЛЕННО ВОСПРИНИМАТЬ СЛОВА В РЕЧИ, УМЕТЬ УТОЧНЯТЬ ИХ ЗНАЧЕНИЕ;
АНАЛИЗИРОВАТЬ РЕЧЬ;
ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ;
ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНО СВЯЗЫВАТЬ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ;
СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ;
ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РЕЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛОЖНЫХ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ;
СОСТАВЛЯТЬ ПОЛНЫЙ ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА;
ИНТОНАЦИОННО ОФОРМЛЯТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
Слайд 10
Логопедическая работа
с умственно отсталыми детьми,
имеющими системное недоразвитие речи тяжёлой
степени
Слайд 11Направления, задачи и приёмы логопедической работы
с умственно отсталыми детьми, имеющими
системное недоразвитие речи тяжёлой степени:
1 этап логопедической работы (подготовительный)
Задача: развитие системы межанализаторных связей как основы для формирования предпосылок общения.
Основные направления работы на подготовительном этапе:
установление зрительного и эмоционального контакта;
подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляции;
настрой ребёнка на эмоциональное сопереживание;
повышение уровня общей активности ребёнка;
организация произвольного внимания - развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания.
Слайд 12 Для налаживания контакта с детьми с интеллектуальным недоразвитием
и развития эмоционального общения используются игры и упражнения:
знакомство - игры «Дай ручку!», «Привет! Пока!», «Хлопаем в ладоши» и др.
игры с использованием игрушек и предметов - игры «Лови мячик», «Котёнок», «Шарик», «Солнечный зайчик» и др.
контакт руками - игры «Хлопушки», «Коготки-царапки», «Киса, Киса! Брысь!»
телесный контакт - игры «По ровненькой дорожке!» «Качели», «Часики».
Слайд 13
Результаты 1 этапа логопедической работы
На подготовительном этапе
у детей появляется положительное отношение к занятиям, улучшается эмоциональный фон.
Удаётся сформировать эмоциональную реакцию на звучание предметов и голосов ближайшего окружения ребёнка.
Появляются попытки вслушиваться в речь, доступным становится выделение лексических единиц из речевого потока.
Устанавливается зрительный контакт.
У детей увеличивается объём понимаемой речи.
Слайд 14
2 этап логопедической работы
Задача: выработка языковых
навыков и сенсомоторных эталонов, необходимых для формирования коммуникативной деятельности:
Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи
Развитие тонкой и грубой моторики.
Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков.
Формирование предпосылок лексико-грамматического строя речи
Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте.
Слайд 15развитие зрительно-моторной координации,
мелкой моторики рук
и артикуляционной моторики
Слайд 16развитие импрессивной и экспрессивной речи
Слайд 17
Результаты 2 этапа логопедической работы
После начального этапа
логопедической работы поведение становится более ровным, деятельность – целенаправленной.
Улучшается подражание неречевым и речевым звукам.
Становится доступным выполнение действий по невербальной инструкции.
Совершенствуется мелкая моторика рук, артикуляционная моторика, развивается восприятие цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов.
Дети могут дифференцировать сходные цветовые тона и геометрические формы.
Улучшается понимание ситуативной речи, возрастает число звукоподражаний и слов.
Выраженные трудности остаются в конструировании простой фразы.
Слайд 183 этап логопедической работы
Задача: совершенствование умений, полученных на начальном этапе
Результаты
3 этапа логопедической работы
В результате обучения после тренировочного этапа отмечается повышение речевой активности.
Отмечаются укрепление произвольного внимания, стабилизация эмоциональной сферы.
Расширяются рамки общения с помощью мимики, жестов.
На фоне расширения лексического запаса становится возможным моделирование двухсложных предложений.
Обогащаются просодические характеристики речи.