Слайд 1Родительское собрание
Координация усилий семьи и школы в формировании профессионального будущего выпускников.
Жадан О.С., классный руководитель 10 - Б класса
МОУ «Школа-гимназия « 6» г. Джанкоя
Слайд 2Эпиграф
«…Мы знаем, что мы есть, но мы не знаем, кем
можем быть…»
(Вильям Шекспир, «Гамлет»)
Слайд 3Выбор профессии вызывает серьезные
сомнения и трудности.
Что делать родителям в такой
ситуации?
Разворачивать серьезную профориентационную работу!
Причем
вопрос о том, куда пойти учиться, лучше
начинать решать еще в 9-м классе(!).
Слайд 47 шагов к решению
Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже
готовое решение, а помочь ему определиться самому.
Как это сделать?
Слайд 5ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений.
Выбирая профессию, человек выбирает
не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа.
Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.
Слайд 6 Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его
преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
Слайд 7ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире.
Чтобы выбирать, нужно знать,
из чего выбирать. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны.
Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут.
Другие смешивают понятия «профессия»
и «должность», например
заявляют: «Хочу быть
начальником!»
Слайд 8Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из
Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера.
Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.
К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваш ребёнок подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.
Слайд 9ШАГ 3. Больше информации!
Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию
о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
Слайд 10Информацию о профессиональных учебных заведениях можно получить:
в справочниках для поступающих в
учебные заведения;
в компьютерных информационно-поисковых программах в сети INTERNET;
в рекламных объявлениях;
в библиотеках;
в Отделе планирования профессиональной карьеры и профориентации;
при личных посещениях учебных заведений.
Слайд 11ШАГ 4. От слов - к делу.
Но не стоит ограничиваться
только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт.
Слайд 12ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование
Чтобы выбрать профессию, необходимо не
только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д.
Слайд 13В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах:
www.proforientator.ru;
www.kop.ru),
которые
позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом.
Слайд 16Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не
выдать готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.
Слайд 17ШАГ 6.
В институт - на экскурсию.
Неплохо сводить ребенка на
«день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш РЕБЕНОК захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».
Слайд 18ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы
(другие варианты)
Говоря с ребенком о будущей
профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос:
Что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное?
Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?»
А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».
Слайд 19Ошибка - тоже опыт
Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и
ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.
Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.
Слайд 20НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:
следование чужим советам, выбор за компанию;
выбор близлежащего
ВУЗа или внешне привлекательной, престижной профессии;
отсутствие существенной информации о профессии или специальности;
незнание своих личных особенностей.
Слайд 21Рекомендации:
Каждый сам выбирает свою профессию, и сам должен ошибаться и учиться
на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.
Осознайте ценность выбора вашего ребенка (для себя и для общества), изучайте профессию и всё, что с ней связано.
Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
Слайд 22Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
Осознайте трудности
(внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
Родителям необходимо учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и на сколько такое влияние оказывается положительным.
Слайд 23Памятка для поступления в ВУЗ
1.Выбрать профессию.
2.Проанализировать, какие личные качества и черты
характера необходимы человеку для того, чтобы быть успешным в этом деле?
3.Определить приоритеты в учебных предметах, направить силы на эти основные предметы.
4.Выяснить, в каких ВУЗах можно получить такую специальность?
5.Выяснить, каковы условия поступления в данные ВУЗы?
Слайд 24Памятка для поступления в ВУЗ
6.Начать заниматься на соответствующих курсах(в том числе
и на дистанционных), либо с репетитором, регулярно посещать спецкурсы по выбранному профилю.
7.Выбрать конкретный ВУЗ для поступления.
8.Собрать информацию об особенностях обучения в данном ВУЗе.
9. Успешно сдать ЕГЭ и получить возможно высокие баллы по выбранным предметам для поступления в ВУЗ.
Слайд 25Получить знания – дело долгое и трудное, а показать результаты своих
достижений еще сложнее: как пошло ЕГЭ в 2018 году и какие изменения в эти экзамены внесло Министерство образования?
Путь к достижению своих целей нелегок, и приходится с малых лет «бороться и искать». Первые школьники, имеющие опыт прохождения ЕГЭ, уже окончили ВУЗы, а что предстоит сегодняшним будущим выпускникам школ?
Слайд 26Русский язык
Итоговое сочинение по литературе – это обязательный для всех
выпускников школ экзамен, который является допуском к ЕГЭ.
Любой ученик, не сдавший сочинение с первой попытки, может ее повторить, но в случае повторного провала придется отложить все экзамены на следующий год.
Математика
1. Базовый.
2. Профильный.
3. Два уровня одновременно.
Базовый уровень необходим, чтобы получить аттестат и иметь возможность поступить в ВУЗ, где математика не является вступительным экзаменом. Оцениваться базовый уровень будет по пятибалльной системе.
Экзамен по математике профильного уровня сдают школьники, планирующие поступление в ВУЗ, в котором математика внесена в перечень обязательных вступительных испытаний. Этот экзамен будет оцениваться по стобалльной системе.
Слайд 28Предметы по выбору
физика;
биология
география;
литература;
химия;
история;
иностранные языки;
информатика;
обществознание
Слайд 29Минимальный балл
Для поступления в вузы:
Русский язык – 36
Математика -
27
Информатика - 40
Биология - 36
История - 32
Химия - 36
Иностранные языки - 22
Физика - 36
Обществознание - 42
Литература - 32
География - 37
Для получения аттестата:
Русский язык - 24
Математика база - 3(оценка)
Слайд 30Как выбрать предметы для сдачи
ШАГ 1
Выбираем вузы и факультеты, куда выпускник
будет подавать документы для поступления
Составляем перечень необходимых предметов для сдачи
Слайд 31Как выбрать предметы для сдачи
ШАГ 2
Базовая математика – для вузов, где
математика не включена в перечень необходимых предметов для поступления
Профильная математика – для вузов, где математика включена в перечень необходимых предметов для поступления
Слайд 32Как выбрать предметы для сдачи
ШАГ 3
Количество предметов по выбору на ЕГЭ
должно соответствовать необходимому количеству предметов для сдачи в выбранные вузы и факультеты в них
Слайд 33Если выпускник текущего года получает результат ниже минимального количества баллов по
одному из обязательных предметов (русский язык или математика), то он может пересдать этот экзамен в этом же году в резервные дни.
Слайд 34Если ребёнок не перешагнул минимальный порог баллов и по русскому языку, и по математике, то аттестат он не получит, только
справку об обучении или о периоде обучения. О вузе и речи быть не может. Но такие результаты на экзамене — это возможность подумать о том, что высшее образование вообще не для него. Почему все должны быть бакалаврами, магистрами и специалистами? Есть масса уважаемых профессий, не требующих корочки о высшем образовании.
Слайд 35Если не сдал математику, нужно понимать, что он сдавал, то есть какой уровень сложности
выбрал. Если сдавал только базу или только профиль, то можно не только переписать работу, но ещё и выбрать повторно уровень сложности. Если написал профиль совсем слабо, то можно не рисковать второй раз и писать только базу. Всё это ребёнок пересдаёт в этом же году.
Слайд 36Если выпускник сдаёт базу и профиль и получает баллы ниже минимального порога по профильному
уровню, то пересдать экзамен в этом году не получится. Таковы правила: он получает аттестат на основании базового ЕГЭ по математике.
Слайд 37Пересдача предметов по выбору в случае получения неудовлетворительного результата возможна только
в следующем году.
Слайд 38Результатами, которые выпускник получит на ЕГЭ, можно будет воспользоваться в течение
четырех лет. При поступлении абитуриенту могут быть добавлены дополнительные 10 баллов за отличный аттестат, особые достижения в учебе (научные конкурсы, олимпиады и т.д.), а также за высокие достижения в области спорта.
Слайд 39«Если корабль не знает куда плыть, ни один ветер не будет
ему попутным…»
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!