Презентация, доклад на тему Картотека игр для развития голоса

Содержание

Тайны голосаЧитай не так, как пономарь,а с чувством, с толком, с расстановкой.А.С. ГрибоедовБез слова мысль, волненье без названья...А.А. БлокОбщие сведенияВажным компонентом звучащей речи является голос. Владение голосом и звуковой стороной языка предполагает точное, естественное звучание. Полнозвучное произношение

Слайд 1Картотека игр для развития голоса
Материал подготовила учитель-логопед Алтухова Ольга Николаевна

Картотека игр для развития голосаМатериал подготовила учитель-логопед Алтухова Ольга Николаевна

Слайд 2Тайны голоса
Читай не так, как пономарь,
а с чувством, с толком, с

расстановкой.
А.С. Грибоедов
Без слова мысль, волненье без названья...
А.А. Блок
Общие сведения
Важным компонентом звучащей речи является голос. Владение голосом и звуковой стороной языка предполагает точное, естественное звучание. Полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи.
После тренировочных упражнений мышц нижней челюсти, губ, мягкого неба и языка отрабатывается произнесение гласных и согласных звуков.
С гласными звуками связано словесное ударение, слоговая ритмика слова и мелодико-интонационная сторона речи. Гласные — базовый фон для согласных.
Каждый гласный звук (его качество) зависит от положения языка, от степени опускания нижней челюсти и оформления его губами.

Тайны голосаЧитай не так, как пономарь,а с чувством, с толком, с расстановкой.А.С. ГрибоедовБез слова мысль, волненье без

Слайд 3Рекомендации
♦ В упражнениях при произнесении гласных звуков надо стремиться «собирать» звук

на губах и высоко поднимать мягкое нёбо. При таком произнесении гласных можно тыльной стороной руки ощутить поток теплого воздуха (мягкое нёбо находится в самом высоком положении).
♦ Работая над гласными, следите за мягкой атакой звука (бархатное звучание, чуть приглушенное, с теплым выдохом).
♦ Не следует допускать горлового и других призвуков.
♦ Упражнения выполняйте последовательно:
— со всеми гласными, перечисленными ниже;
— с соблюдением умеренного темпа;
— с четкой артикуляцией;
— с равномерным распределением выдоха.
♦ При самостоятельных занятиях:
— читайте перед магнитофоном и записывайте звуки, которые требуют совершенствования;
— тренируйте слух, учитесь оценивать свое произношение, и со временем вы будете рады узнать, что произносите слова правильно и понятно.
Изолированное произношение гласных звуков
Упражнения целесообразно начинать с йотированных звуков (я, е, ю, ё), затем отрабатывать гласные (а,о, у, э, и, ы).
 
 
 
 
 

Рекомендации♦ В упражнениях при произнесении гласных звуков надо стремиться «собирать» звук на губах и высоко поднимать мягкое

Слайд 4Развитие голосовой функции – это необходимое направление в логопедической практике. Игры

на развитие голоса активно используются на подготовительных этапах коррекции речи, но также применяются и в последующей коррекционно-логопедической работе.
 
Игра «Протяни звук»
Цель игры: помочь детям развить речевое дыхание.
Ход игры. В игру нужно играть, разбившись на пары. Дети становятся лицом друг к другу и по сигналу взрослого глубоко вдыхают и начинают тянуть опреде­ленный гласный звук «а», «о», «у», «и», «э»). Выигрывает тот, кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха.
Игра «Уложи куклу
Цель игры: развить плавность голоса ребенка, спать»
Оборудование: коляска и кукла.
Ход игры. Ребенок стоит рядом с коляской и держит на руках куклу.
Взрос­лый объясняет малышу: «Кукла устала, плачет и хочет спать.
Покачай ее немно­го. Но сначала посмотри, как это нужно делать». После этих слов взрослый берет куклу на руки и напевает: « А-а-а!». а уже затем эти действия выполняет ребенок.


Развитие голосовой функции – это необходимое направление в логопедической практике. Игры на развитие голоса активно используются на

Слайд 5Игра «Эхо» Цель игры: развить силу голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. В

игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, глав­ное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания глас­ных звуков, например, «ау», «оу», «ио», «аи» и пр., а вторая тихо их повторяет.   Игра «Пароход» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко. Оборудование: рисунок парохода. Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3-4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить де­тей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Дети повто­ряют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться со­всем близко. Дети снова повторяют. Необходимо следить за тем, чтобы дети пра­вильно произносили звук парохода, находящегося вблизи, вдали и совсем близко. Эту игру можно провести как подвижную. В этом случае предложите детям двигаться как пароходы и сигналить, приближаясь к пристани или удаляясь от нее или друг от друга.
Игра «Эхо» Цель игры: развить силу голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. В игру можно играть

Слайд 6Игра «Вездеход»  Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить

правильно произносить звуки. Оборудование: рисунок вездехода. Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3-4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением вездехода и спрашивает, что это такое. Затем предлагает детям выучить небольшое стихотворение про вездеход:   Вы сегодня что, проспали? И на поезд опоздали! Вы садитесь в вездеход. Самый лучший вездеход. Всюду он вас довезет.   Стихотворение следует произносить немного нараспев. Взрослому необходи­мо следить за тем, чтобы дети правильно выговаривали все звуки.  
Игра «Вездеход»  Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки. Оборудование: рисунок

Слайд 7Игра «Поход в лес» Цель игры: развить у детей силу и плавность

голоса, научить правильно произносить гласные звуки. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:   Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх) И друзей с собой зовем: «Ау! Ау!» (сделать ладони рупором) В этот солнечный денек (руки опустить вниз) Я залезу на пенек: «Ух!» (прижать ладони к щекам) Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев.
Игра «Поход в лес» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить гласные

Слайд 8Игра «Коровка» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить

правильно произносить сонорные звуки. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Глубоко вдохнуть, на одном выдохе протяжно произнести слоги: «Моо, муу». Чтобы игра проходила веселее, можно читать различные забавные стишки, например: «Му» - коровка по утру Замычала на лугу. Травку там она жует, А дома молочко дает.   Или: Рано утром пастушок Весело трубит в рожок, Коровы смотрят вслед ему И мычат протяжно: «Мууу» (сложить руки рупором).   Игра «Дом» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети вместе со взрослым стоят в кругу, делают глубокий вдох, а при выдохе протяжно произносят слоги: «Динн, донн, бимм, бомм». Затем декла­мируют стихотворение, одновременно делая движения.  
Игра «Коровка» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить сонорные звуки. Оборудование:

Слайд 9Игра «Кто дольше» Цель игры: развивать у детей длительность и устойчивость звучания

голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят на диванчике, делают глубокий вдох. При выдохе про­тяжно произносят слоги, которые состоят из согласных «м» и «н» и различных гласных: «Маммм, миммм, муммм, моммм» и т. д. Произносить слоги следует как можно дольше.   Игра «Самолет» Цель игры: развить у детей силу голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети вместе с взрослым становятся по кругу. Затем разводят руки в стороны и покачивают ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук «у». Потом быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят «у».  
Игра «Кто дольше» Цель игры: развивать у детей длительность и устойчивость звучания голоса. Оборудование: специального оборудования не

Слайд 10Игра «Тихо - громко» Цель игры: развить у детей силу голоса. Оборудование: бубен

или барабан. Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или бараба­на они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ - топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах сле­дует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах - тихо. В это время произно­сить следующие слова: Мы идем и топаем:  «Топ -топ - топ». Мы идем и хлопаем: «Хлоп - хлоп - хлоп».    Игра «Спуск с горы» Цель игры: учить детей изменять силу голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят на диванчике и представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. Затем расскажите детям, что вы поднимаетесь назад в гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, по­степенно повышая голос.
Игра «Тихо - громко» Цель игры: развить у детей силу голоса. Оборудование: бубен или барабан. Ход игры.

Слайд 11 Игра «Котята» Цель игры: развить у детей силу голоса. Оборудование: специального оборудования не

требуется. Ход игры. Дети сидят на диванчике и читают вслух стихотворение, изменяя силу голоса в зависимости от смыслового содержания:   Тише, тише Кот на крыше, (говорить следует почти без голоса). И котята чуть-чуть выше (произнести шепотом). Кот пошел за молоком (произнести с обычной громкостью) А котята кувырком. Кот принес всем молока, (говорить следует громко) Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (произнести очень громко) В игре можно использовать другие стихотворения, читая которые также сле­дует менять силу голоса.   Игра «Жук» Цель игры: развить у детей силу голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает им изо­бразить жука. Для этого нужно опустить руки вниз, а затем разводить ими в сто­роны и произносить «жу» низким голосом, как будто жук только расправляет крылья и собирается взлететь. Постепенно следует поднимать руки вверх и од­новременно повышать голос. Когда руки будут на уровне груди надо произнести «жу» нормальным голосом. Далее поднять руки вверх, а слог «жу» произнести высоким голосом, ведь наш жук полетел. Можно разрешить детям немного покружиться.        
Игра «Котята» Цель игры: развить у детей силу голоса. Оборудование: специального оборудования

Слайд 12Игра «Поезд» Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса. Ход игры.

Дети вместе с взрослым стоят, выстроившись по цепочке, взрос­лый впереди. Все вместе начинают читать стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно перемещаясь по кругу, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображая поезд.   Поезд мчится во весь дух:  - Ух! Ух! Ух! (произносить высоким голосом) Едет - едет паровоз: «У-у-у-у! Я домой вас повезу» (произносить низким голосом).   Игра «Ножки» Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят за столами и читают стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно стуча пальчиками по столу:   Бегут по дорожке Нашей Маши ножки. Топ! Топ! Топ! (произносить высоким голосом и быстро и легко постукивать пальцами по столу). А вот папины ноги Идут по дороге. Топ! Топ! Топ! (произносить низким голосом, медленно и громко стучать по столу).    
Игра «Поезд» Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса. Ход игры. Дети вместе с взрослым

Слайд 13Игра «Клоун» Цель игры: развить у детей умение изменять высоту и тембр

голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят за столом. Предложите им поиграть в клоуна, который изображает различных животных и предметы. Каждый ребенок по очереди ста­новиться клоуном и изображает звуки, которые издает какое-нибудь животное. Остальные дети должны угадать это животное и повторить действия ведущего. Взрослому следует помочь ведущему изобразить животное или предмет. Начи­нать игру должен взрослый, для того чтобы показать детям, как правильно изо­бражать животное или предмет. Можно предложить детям изобразить вой волка, шипение гуся, жужжание комара, мухи, пчелы, свист чайника, плачь ребенка, вой ветра, паровозный гудок, лопающиеся пузыри, крик вороны, кукушки и т. д.   Игра «Сказочник» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят на диванчике. Предложите малышам рассказать из­вестную им сказку. Если они затрудняются, можно подсказать им такие сказки, как «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Пых», «Машенька и медведь» и др. Нужно рассказывать сказки по ролям, изменяя интонацию и тембр голоса. Сле­дует следить за правильным произношением всех звуков. Также необходимо следить за тем, чтобы дети, рассказывая сказку, делали вдох на паузах между фразами, а не между словами
Игра «Клоун» Цель игры: развить у детей умение изменять высоту и тембр голоса. Оборудование: специального оборудования не

Слайд 14Игра «Дождик» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса. Оборудование: специального оборудования

не требуется. Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым и декламируют сти­хотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:   Дождик, дождик, лей, скорей! (стоять прямо, согнуть руки в локтях, повер­нув их внутренней стороной ладоней вверх) Хорошо меня полей! Хочется мне вырасти! (встать на носочки и поднять руки вверх) И не страшно сырости!    Игра «Гром» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят за столами и декламируют стихотворение, одновре­менно выполняя соответствующие движения:   Гром гремит: Бух! Бах! (ударить ладошкой по столу) Все дрожит от страха (обнять себя за плечи). Дождь закапал: кап, кап, кап (постучать кончиками пальцев по столу). Нужно спрятать нам ребят (убрать руки со стола).  
Игра «Дождик» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры.

Слайд 15Игра «Божья коровка» Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса, Оборудование: специального

оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят за столами и читают стишок, постепенно увеличивая темп речи: Божья коровка, Полети на облачко, Принеси нам с неба, Чтобы были летом: В огороде бобы, В лесу ягоды, грибы, В роднике водица, Во поле пшеница.   Игра «Дружные ребята» Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса. Оборудование: специального  оборудования  не требуется. Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым. Декламируют сти­хотворение, одновременно выполняя соответствующие движения и постепенно ускоряя темп речи:   Мы по кругу идем, (идти по кругу медленно и так же медленно читать стихо­творение) Дружно песню поем. Поскакали по дорожке, (бежать, высоко поднимая колени, темп речи уско­рить) поднимая ножки. Скачем, скачем: скок да скок (говорить очень быстро). А потом встали и молчок! (встать и замолчать)
Игра «Божья коровка» Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса, Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход

Слайд 16Игра «На велосипеде» Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса, Оборудование: специального

оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят на диване и произносят фразы сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп речи до очень быстрого. Затем темп речи опять посте­пенно замедляется до медленного:   Сели и поехали все быстрей, Быстрей, быстрей, Быстро съехали с горы.  Снова в гору едем мы,  Вот па гору поднялись, И довольно смотрим вниз.   «Проколотый мяч» Педагог говорит о том, что в руках у детей на уровне груди воображаемый большой резиновый мяч. Если на него нажимаешь – слышен звук выходящего воздуха. Нажать на мяч ладонями и имитировать выходящий воздух звуком: сссс…… Руки сходятся медленно: они как бы ощущают сопротивление мяча. Всё ближе руки, всё меньше воздуха в мяче. Наконец ладони в активном движении сошлись. И этим движением выбросился неиспользованный в звучании воздух.  
Игра «На велосипеде» Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса, Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры.

Слайд 17Упражнение 1
Беззвучно проартикулируйте гласный звук.
А(я) — рот широко открыт, язык лежит

спокойно на дне полости рта, касаясь кончиками нижних зубов.
О(ё) — рот полуоткрыт, губы округлены, язык несколько оттянут назад, спинка языка слегка поднята.
У(ю) — губы сильно вытянуты вперед трубочкой, язык оттянут несколько назад, задняя часть спинки языка высоко поднята к небу.
Э(е) — рот полуоткрыт, язык лежит спокойно. Расстояние между зубами равно ширине одного пальца.
Ы — язык отодвинут назад, рот приоткрыт.
И — рот слегка раскрыт, губы несколько растянуты, как в улыбке.
 
Упражнение 2
Звук произносите шепотом и с присоединением голоса мягко, негромко. Сила голоса должна быть одинаковой от начала до конца звучания. Рот оставляйте в состоянии активной артикуляции на протяжении всего произнесения.

Упражнение 1Беззвучно проартикулируйте гласный звук.А(я) — рот широко открыт, язык лежит спокойно на дне полости рта, касаясь

Слайд 18Упражнение 3 Четко артикулируя, произнесите слитно и длительно гласные: • начните тихим голосом

и постепенно усиливайте до громкого звучания; • постепенно ослабляйте звук от громкого до тихого; • чередуйте интенсивность звука (тихо, громко, тихо). Обращайте внимание на ровное распределение выдоха.  

Упражнение 4
Раскачав» гласный, «бросайте» вверх без напряжения.


Упражнение 3 Четко артикулируя, произнесите слитно и длительно гласные: • начните тихим голосом и постепенно усиливайте до

Слайд 19Сочетание гласных звуков
В предлагаемых упражнениях отрабатывается слитность, длительность произнесения, широта звучания

нескольких гласных звуков. Два или несколько звуков нужно произносить на одном выдохе, как один длинный звук с активной артикуляцией. Сочетания из двух и более гласных звуков создают условия для оптимальной тренировки голоса.
 
 
Упражнение 1
Произносите на плавном выдохе слитно и длительно сочетания из двух, трех, четырех и более гласных звуков. Произнесение звукосочетаний потребует более длительного выдоха, поэтому воздуха нужно брать столько, чтобы не ощущать его нехватки.
 

Упражнение 2
Сочетания из двух-трех и более гласных повторите два—шесть раз слитно, как будто непрерывно произносите один звук.
2 раза аэаэ аэоаэо
3 раза аэаэаэ аэоаэоаэо
4 раза аэаэаэаэ аэоаэоаэоазо и т.д.
Запишите составленные вами варианты сочетаний и отрабатывайте их.
 

Сочетание гласных звуковВ предлагаемых упражнениях отрабатывается слитность, длительность произнесения, широта звучания нескольких гласных звуков. Два или несколько

Слайд 20Упражнение 3
В непрерывной линии звучания всех гласных выделите обозначенный звук большей

длительностью, но без нажима, плавно сливая его с последующими.
У о а э и ы у О а э и ы у о А э и ы
у о а Э и ы у о а э И ы у о а э и Ы
а И и И у И ы о И э И и а И о И у И э
Затем, ощущая единую линию звучания, мягко произносите гласные с небольшими паузами, ритмично выдыхайте.
У - О - А - Э - Ы - У
Упражнение 4
Соедините в единую линию звучания сочетания гласных со звуком у.
у у о у у а у у э у у и у у ы у у.
Перейдите на речевой способ произнесения гласных:
уО! уА! уЭ! уИ! уЫ!
 
Упражнение 5
В сочетаниях из двух-шести гласных выделяйте ударный звук большей громкостью звучания.
Вариант 1: аэ аэоу аэоуыи аэо аэоуы и др.
Вариант 2: аэоуыи аэоуыи аэоуыи аэоуыи аэоуыи аэоуыи и др.
Следите за соблюдением правил речевого дыхания
Упражнение 3В непрерывной линии звучания всех гласных выделите обозначенный звук большей длительностью, но без нажима, плавно сливая

Слайд 21Упражнение 6

Повышайте и понижайте высоту голоса при произнесении сочетаний из двух

и трех гласных звуков.



 

Упражнение 6Повышайте и понижайте высоту голоса при произнесении сочетаний из двух и трех гласных звуков. 

Слайд 22Упражнение 7 Произносите ряд гласных звуков со сменой ударения и изменением темпа

произнесения. Выделяйте ударный звук большей громкостью звучания: а о у ы э и а о у ы э и а о у ы э и Убыстряйте и замедляйте темп произнесения: а о у ы э и а о у ы э и а о у ы э и  Упражнение 8. Птичий двор Тренируйтесь в произнесении согласных звуков в различных тональностях. Призывайте животных, произнося слоговые цепочки слитно, интонационно выразительно. Уть-уть-уть-уть... Цып-цып-цып-цып... Тип-тип-тип-тип... Петь-петь-петь-петь... Гуль-гуль-гуль-гуль... Кис-кис-кис-кис... Тега-тега-тега-тега... Тель-тель-тель-тель... Трусь-трусь-трусь-трусь... Ку-ка-ре-ку... Ку-ку-ку-ку... Тик-так-тик-так... Ква-ква-ква... Кап-кап-кап...
Упражнение 7 Произносите ряд гласных звуков со сменой ударения и изменением темпа произнесения. Выделяйте ударный звук большей

Слайд 23
Упражнение 9. Звуковая лестница Произносите гласные звуки и слоги, повышая (понижая) тональность

на каждом последующем звуке (слоге). Образуется своеобразная лестница, по которой звук «взбирается» вверх и «спускается» вниз.  
Упражнение 9. Звуковая лестница Произносите гласные звуки и слоги, повышая (понижая) тональность на каждом последующем звуке

Слайд 24Использованная литература: Поварова И.А. «Коррекция заикания в играх и тренингах» СПб.: Питер, 2004

Использованная литература: Поварова И.А. «Коррекция заикания в играх и тренингах» СПб.: Питер, 2004

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть