Слайд 1Картотека игр для развития голоса
Материал подготовила учитель-логопед Алтухова Ольга Николаевна
Слайд 2Тайны голоса
Читай не так, как пономарь,
а с чувством, с толком, с
расстановкой.
А.С. Грибоедов
Без слова мысль, волненье без названья...
А.А. Блок
Общие сведения
Важным компонентом звучащей речи является голос. Владение голосом и звуковой стороной языка предполагает точное, естественное звучание. Полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи.
После тренировочных упражнений мышц нижней челюсти, губ, мягкого неба и языка отрабатывается произнесение гласных и согласных звуков.
С гласными звуками связано словесное ударение, слоговая ритмика слова и мелодико-интонационная сторона речи. Гласные — базовый фон для согласных.
Каждый гласный звук (его качество) зависит от положения языка, от степени опускания нижней челюсти и оформления его губами.
Слайд 3Рекомендации
♦ В упражнениях при произнесении гласных звуков надо стремиться «собирать» звук
на губах и высоко поднимать мягкое нёбо. При таком произнесении гласных можно тыльной стороной руки ощутить поток теплого воздуха (мягкое нёбо находится в самом высоком положении).
♦ Работая над гласными, следите за мягкой атакой звука (бархатное звучание, чуть приглушенное, с теплым выдохом).
♦ Не следует допускать горлового и других призвуков.
♦ Упражнения выполняйте последовательно:
— со всеми гласными, перечисленными ниже;
— с соблюдением умеренного темпа;
— с четкой артикуляцией;
— с равномерным распределением выдоха.
♦ При самостоятельных занятиях:
— читайте перед магнитофоном и записывайте звуки, которые требуют совершенствования;
— тренируйте слух, учитесь оценивать свое произношение, и со временем вы будете рады узнать, что произносите слова правильно и понятно.
Изолированное произношение гласных звуков
Упражнения целесообразно начинать с йотированных звуков (я, е, ю, ё), затем отрабатывать гласные (а,о, у, э, и, ы).
Слайд 4Развитие голосовой функции – это необходимое направление в логопедической практике. Игры
на развитие голоса активно используются на подготовительных этапах коррекции речи, но также применяются и в последующей коррекционно-логопедической работе.
Игра «Протяни звук»
Цель игры: помочь детям развить речевое дыхание.
Ход игры. В игру нужно играть, разбившись на пары. Дети становятся лицом друг к другу и по сигналу взрослого глубоко вдыхают и начинают тянуть определенный гласный звук «а», «о», «у», «и», «э»). Выигрывает тот, кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха.
Игра «Уложи куклу
Цель игры: развить плавность голоса ребенка, спать»
Оборудование: коляска и кукла.
Ход игры. Ребенок стоит рядом с коляской и держит на руках куклу.
Взрослый объясняет малышу: «Кукла устала, плачет и хочет спать.
Покачай ее немного. Но сначала посмотри, как это нужно делать». После этих слов взрослый берет куклу на руки и напевает: « А-а-а!». а уже затем эти действия выполняет ребенок.
Слайд 5Игра «Эхо»
Цель игры: развить силу голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В
игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, «ау», «оу», «ио», «аи» и пр., а вторая тихо их повторяет.
Игра «Пароход»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко.
Оборудование: рисунок парохода.
Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3-4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить детей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Дети повторяют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться совсем близко.
Дети снова повторяют. Необходимо следить за тем, чтобы дети правильно произносили звук парохода, находящегося вблизи, вдали и совсем близко.
Эту игру можно провести как подвижную. В этом случае предложите детям двигаться как пароходы и сигналить, приближаясь к пристани или удаляясь от нее или друг от друга.
Слайд 6Игра «Вездеход»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить
правильно произносить звуки.
Оборудование: рисунок вездехода.
Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3-4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением вездехода и спрашивает, что это такое. Затем предлагает детям выучить небольшое стихотворение про вездеход:
Вы сегодня что, проспали?
И на поезд опоздали!
Вы садитесь в вездеход.
Самый лучший вездеход.
Всюду он вас довезет.
Стихотворение следует произносить немного нараспев.
Взрослому необходимо следить за тем, чтобы дети правильно выговаривали все звуки.
Слайд 7Игра «Поход в лес»
Цель игры: развить у детей силу и плавность
голоса, научить правильно произносить гласные звуки.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:
Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх)
И друзей с собой зовем: «Ау! Ау!» (сделать ладони рупором)
В этот солнечный денек (руки опустить вниз)
Я залезу на пенек: «Ух!» (прижать ладони к щекам)
Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев.
Слайд 8Игра «Коровка»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить
правильно произносить сонорные звуки.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Глубоко вдохнуть, на одном выдохе протяжно произнести слоги: «Моо, муу».
Чтобы игра проходила веселее, можно читать различные забавные стишки, например:
«Му» - коровка по утру
Замычала на лугу.
Травку там она жует,
А дома молочко дает.
Или:
Рано утром пастушок
Весело трубит в рожок,
Коровы смотрят вслед ему
И мычат протяжно: «Мууу» (сложить руки рупором).
Игра «Дом»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети вместе со взрослым стоят в кругу, делают глубокий вдох, а при выдохе протяжно произносят слоги: «Динн, донн, бимм, бомм». Затем декламируют стихотворение, одновременно делая движения.
Слайд 9Игра «Кто дольше»
Цель игры: развивать у детей длительность и устойчивость звучания
голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят на диванчике, делают глубокий вдох.
При выдохе протяжно произносят слоги, которые состоят из согласных «м» и «н» и различных гласных: «Маммм, миммм, муммм, моммм» и т. д. Произносить слоги следует как можно дольше.
Игра «Самолет»
Цель игры: развить у детей силу голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети вместе с взрослым становятся по кругу. Затем разводят руки в стороны и покачивают ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук «у». Потом быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят «у».
Слайд 10Игра «Тихо - громко»
Цель игры: развить у детей силу голоса.
Оборудование: бубен
или барабан.
Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или барабана они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ - топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах следует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах - тихо. В это время произносить следующие слова:
Мы идем и топаем:
«Топ -топ - топ».
Мы идем и хлопаем:
«Хлоп - хлоп - хлоп».
Игра «Спуск с горы»
Цель игры: учить детей изменять силу голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят на диванчике и представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. Затем расскажите детям, что вы поднимаетесь назад в гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, постепенно повышая голос.
Слайд 11
Игра «Котята»
Цель игры: развить у детей силу голоса.
Оборудование: специального оборудования не
требуется.
Ход игры. Дети сидят на диванчике и читают вслух стихотворение, изменяя силу голоса в зависимости от смыслового содержания:
Тише, тише
Кот на крыше, (говорить следует почти без голоса).
И котята чуть-чуть выше (произнести шепотом).
Кот пошел за молоком (произнести с обычной громкостью)
А котята кувырком.
Кот принес всем молока, (говорить следует громко)
Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (произнести очень громко)
В игре можно использовать другие стихотворения, читая которые также следует менять силу голоса.
Игра «Жук»
Цель игры: развить у детей силу голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает им изобразить жука. Для этого нужно опустить руки вниз, а затем разводить ими в стороны и произносить «жу» низким голосом, как будто жук только расправляет крылья и собирается взлететь. Постепенно следует поднимать руки вверх и одновременно повышать голос. Когда руки будут на уровне груди надо произнести «жу» нормальным голосом. Далее поднять руки вверх, а слог «жу» произнести высоким голосом, ведь наш жук полетел.
Можно разрешить детям немного покружиться.
Слайд 12Игра «Поезд»
Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.
Ход игры.
Дети вместе с взрослым стоят, выстроившись по цепочке, взрослый впереди. Все вместе начинают читать стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно перемещаясь по кругу, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображая поезд.
Поезд мчится во весь дух:
- Ух! Ух! Ух! (произносить высоким голосом)
Едет - едет паровоз:
«У-у-у-у! Я домой вас повезу» (произносить низким голосом).
Игра «Ножки»
Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят за столами и читают стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно стуча пальчиками по столу:
Бегут по дорожке
Нашей Маши ножки.
Топ! Топ! Топ!
(произносить высоким голосом и быстро и легко постукивать пальцами по столу).
А вот папины ноги
Идут по дороге.
Топ! Топ! Топ! (произносить низким голосом, медленно и громко стучать по столу).
Слайд 13Игра «Клоун»
Цель игры: развить у детей умение изменять высоту и тембр
голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят за столом. Предложите им поиграть в клоуна, который изображает различных животных и предметы. Каждый ребенок по очереди становиться клоуном и изображает звуки, которые издает какое-нибудь животное. Остальные дети должны угадать это животное и повторить действия ведущего. Взрослому следует помочь ведущему изобразить животное или предмет. Начинать игру должен взрослый, для того чтобы показать детям, как правильно изображать животное или предмет. Можно предложить детям изобразить вой волка, шипение гуся, жужжание комара, мухи, пчелы, свист чайника, плачь ребенка, вой ветра, паровозный гудок, лопающиеся пузыри, крик вороны, кукушки и т. д.
Игра «Сказочник»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят на диванчике. Предложите малышам рассказать
известную им сказку. Если они затрудняются, можно подсказать им такие сказки, как «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Пых», «Машенька и медведь» и др. Нужно рассказывать сказки по ролям, изменяя интонацию и тембр голоса. Следует следить за правильным произношением всех звуков. Также необходимо следить за тем, чтобы дети, рассказывая сказку, делали вдох на паузах между фразами, а не между словами
Слайд 14Игра «Дождик»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.
Оборудование: специального оборудования
не требуется.
Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым и декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:
Дождик, дождик, лей, скорей! (стоять прямо, согнуть руки в локтях, повернув их внутренней стороной ладоней вверх)
Хорошо меня полей!
Хочется мне вырасти! (встать на носочки и поднять руки вверх)
И не страшно сырости!
Игра «Гром»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят за столами и декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:
Гром гремит: Бух! Бах! (ударить ладошкой по столу)
Все дрожит от страха (обнять себя за плечи).
Дождь закапал: кап, кап, кап (постучать кончиками пальцев по столу).
Нужно спрятать нам ребят (убрать руки со стола).
Слайд 15Игра «Божья коровка»
Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса,
Оборудование: специального
оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят за столами и читают стишок, постепенно увеличивая темп речи:
Божья коровка,
Полети на облачко,
Принеси нам с неба,
Чтобы были летом:
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.
Игра «Дружные ребята»
Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения и постепенно ускоряя темп речи:
Мы по кругу идем,
(идти по кругу медленно и так же медленно читать стихотворение)
Дружно песню поем.
Поскакали по дорожке,
(бежать, высоко поднимая колени, темп речи ускорить) поднимая ножки.
Скачем, скачем: скок да скок (говорить очень быстро).
А потом встали и молчок! (встать и замолчать)
Слайд 16Игра «На велосипеде»
Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса,
Оборудование: специального
оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят на диване и произносят фразы сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп речи до очень быстрого. Затем темп речи опять постепенно замедляется до медленного:
Сели и поехали все быстрей,
Быстрей, быстрей,
Быстро съехали с горы.
Снова в гору едем мы,
Вот па гору поднялись,
И довольно смотрим вниз.
«Проколотый мяч»
Педагог говорит о том, что в руках у детей на уровне груди воображаемый большой резиновый мяч. Если на него нажимаешь – слышен звук выходящего воздуха. Нажать на мяч ладонями и имитировать выходящий воздух звуком: сссс…… Руки сходятся медленно: они как бы ощущают сопротивление мяча. Всё ближе руки, всё меньше воздуха в мяче. Наконец ладони в активном движении сошлись. И этим движением выбросился неиспользованный в звучании воздух.
Слайд 17Упражнение 1
Беззвучно проартикулируйте гласный звук.
А(я) — рот широко открыт, язык лежит
спокойно на дне полости рта, касаясь кончиками нижних зубов.
О(ё) — рот полуоткрыт, губы округлены, язык несколько оттянут назад, спинка языка слегка поднята.
У(ю) — губы сильно вытянуты вперед трубочкой, язык оттянут несколько назад, задняя часть спинки языка высоко поднята к небу.
Э(е) — рот полуоткрыт, язык лежит спокойно. Расстояние между зубами равно ширине одного пальца.
Ы — язык отодвинут назад, рот приоткрыт.
И — рот слегка раскрыт, губы несколько растянуты, как в улыбке.
Упражнение 2
Звук произносите шепотом и с присоединением голоса мягко, негромко. Сила голоса должна быть одинаковой от начала до конца звучания. Рот оставляйте в состоянии активной артикуляции на протяжении всего произнесения.
Слайд 18Упражнение 3
Четко артикулируя, произнесите слитно и длительно гласные:
• начните тихим голосом
и постепенно усиливайте до громкого звучания;
• постепенно ослабляйте звук от громкого до тихого;
• чередуйте интенсивность звука (тихо, громко, тихо).
Обращайте внимание на ровное распределение выдоха.
Упражнение 4
Раскачав» гласный, «бросайте» вверх без напряжения.
Слайд 19Сочетание гласных звуков
В предлагаемых упражнениях отрабатывается слитность, длительность произнесения, широта звучания
нескольких гласных звуков. Два или несколько звуков нужно произносить на одном выдохе, как один длинный звук с активной артикуляцией. Сочетания из двух и более гласных звуков создают условия для оптимальной тренировки голоса.
Упражнение 1
Произносите на плавном выдохе слитно и длительно сочетания из двух, трех, четырех и более гласных звуков. Произнесение звукосочетаний потребует более длительного выдоха, поэтому воздуха нужно брать столько, чтобы не ощущать его нехватки.
Упражнение 2
Сочетания из двух-трех и более гласных повторите два—шесть раз слитно, как будто непрерывно произносите один звук.
2 раза аэаэ аэоаэо
3 раза аэаэаэ аэоаэоаэо
4 раза аэаэаэаэ аэоаэоаэоазо и т.д.
Запишите составленные вами варианты сочетаний и отрабатывайте их.
Слайд 20Упражнение 3
В непрерывной линии звучания всех гласных выделите обозначенный звук большей
длительностью, но без нажима, плавно сливая его с последующими.
У о а э и ы у О а э и ы у о А э и ы
у о а Э и ы у о а э И ы у о а э и Ы
а И и И у И ы о И э И и а И о И у И э
Затем, ощущая единую линию звучания, мягко произносите гласные с небольшими паузами, ритмично выдыхайте.
У - О - А - Э - Ы - У
Упражнение 4
Соедините в единую линию звучания сочетания гласных со звуком у.
у у о у у а у у э у у и у у ы у у.
Перейдите на речевой способ произнесения гласных:
уО! уА! уЭ! уИ! уЫ!
Упражнение 5
В сочетаниях из двух-шести гласных выделяйте ударный звук большей громкостью звучания.
Вариант 1: аэ аэоу аэоуыи аэо аэоуы и др.
Вариант 2: аэоуыи аэоуыи аэоуыи аэоуыи аэоуыи аэоуыи и др.
Следите за соблюдением правил речевого дыхания
Слайд 21Упражнение 6
Повышайте и понижайте высоту голоса при произнесении сочетаний из двух
и трех гласных звуков.
Слайд 22Упражнение 7
Произносите ряд гласных звуков со сменой ударения и изменением темпа
произнесения.
Выделяйте ударный звук большей громкостью звучания:
а о у ы э и
а о у ы э и
а о у ы э и
Убыстряйте и замедляйте темп произнесения:
а о у ы э и
а о у ы э и
а о у ы э и
Упражнение 8. Птичий двор
Тренируйтесь в произнесении согласных звуков в различных тональностях. Призывайте животных, произнося слоговые цепочки слитно, интонационно выразительно.
Уть-уть-уть-уть...
Цып-цып-цып-цып...
Тип-тип-тип-тип...
Петь-петь-петь-петь...
Гуль-гуль-гуль-гуль...
Кис-кис-кис-кис...
Тега-тега-тега-тега...
Тель-тель-тель-тель...
Трусь-трусь-трусь-трусь...
Ку-ка-ре-ку... Ку-ку-ку-ку...
Тик-так-тик-так...
Ква-ква-ква...
Кап-кап-кап...
Слайд 23
Упражнение 9. Звуковая лестница
Произносите гласные звуки и слоги, повышая (понижая) тональность
на каждом последующем звуке (слоге). Образуется своеобразная лестница, по которой звук «взбирается» вверх и «спускается» вниз.
Слайд 24Использованная литература:
Поварова И.А. «Коррекция заикания в играх и тренингах»
СПб.: Питер, 2004