Презентация, доклад на тему Использование методов наглядного моделирования в обучении связной речи детей с тяжелым речевым нарушением.

Содержание

Способность говорить – удивительный дар природы На формирование способности говорить природа отвела не так уж много времени – это период дошкольного детства. Именно в этом возрасте необходимо научить ребенка связно излагать свои мысли, сообщать, убеждать,

Слайд 1Использование методов наглядного моделирования в обучении связной речи детей с тяжелым

речевым нарушением.


Использование методов наглядного моделирования в обучении связной речи детей с тяжелым речевым нарушением.

Слайд 2Способность говорить – удивительный дар природы
На формирование способности говорить

природа отвела не так уж много времени – это период дошкольного детства. Именно в этом возрасте необходимо научить ребенка связно излагать свои мысли, сообщать, убеждать, доказывать. Развитию речи в системе дошкольного образования всегда придавалось огромное значение. Сегодня, в соответствии с ФГОС, речевое развитие является одной из приоритетных задач дошкольного образования.

Способность говорить – удивительный дар природы  На формирование способности говорить природа отвела не так уж много

Слайд 3ФГОС ДО
Речевое развитие в условиях реализации образовательного стандарта направлено на воспитание

личности ребенка, который свободно и творчески применяет речь в различных ситуациях жизнедеятельности.

ФГОС ДОРечевое развитие в условиях реализации образовательного стандарта направлено на воспитание личности ребенка, который свободно и творчески

Слайд 4Согласно целевым ориентирам образовательного стандарта, у выпускника детского сада должны быть

сформированы следующие речевые умения:

умение связно высказывать свои мысли

умение строить диалог

умение составлять небольшой рассказ на заданную тему

Согласно целевым ориентирам образовательного стандарта, у выпускника детского сада должны быть сформированы следующие речевые умения:умение связно высказывать

Слайд 5Актуальность использования наглядного моделирования:
во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но

для них так же характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Актуальность использования наглядного моделирования:во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для них так же характерна быстрая

Слайд 6При реализации технологии решаются следующие задачи:
Обогащать словарный запас детей, развивать связную

речь;
Учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
Развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
Снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;
Развивать мелкую моторику у детей.

При реализации технологии решаются следующие задачи:Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;Учить последовательности, логичности, полноте и связности

Слайд 7СВЯЗНАЯ РЕЧЬ – сложная форма речевой деятельности
ДИАЛОГ

-
служит потребностям живого общения. Состоит из реплик, из цепи последовательных речевых реакций. Осуществляется в виде сменяющих друг друга обращений, вопросов и ответов, в виде разговора (беседы) двух или более участников общения

МОНОЛОГ -
связная речь одного лица, коммуникативная цель которой сообщение о каких-либо фактах, явлениях. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание заранее задано и предварительно планируется. Основные виды монолога – описание, повествование, рассуждение

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ –  сложная форма речевой деятельности    ДИАЛОГ -  служит потребностям живого

Слайд 8Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго

и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету
К.Д. Ушинский

Моделирование представляет собой уникальное сочетание и гармоничное слияние всех методов обучения – наглядного, практического и словесного.

моделирование

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать

Слайд 9ЭТАПЫ РАБОТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ у детей с ОНР
Подготовительный

Цель –

достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний. Работа на этом этапе включает развитие лексико-грамматического базиса связной речи.

Основной

Цель – обучение детей рассказыванию (составлению различных видов и типов рассказов: описаний, рассказов по сюжетным картинам, по серии сюжетных картин, пересказов художественных текстов, сказок и т.д.)

Заключительный

Цель – закрепление навыков составления разных видов рассказов и формирование умений творческого рассказывания (составление рассказов из личного опыта , придумывание окончания и начала рассказов и т.д.)

ЭТАПЫ РАБОТЫ  РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ у детей с ОНРПодготовительный Цель – достижение уровня речевого и языкового

Слайд 10 Работа на подготовительном этапе включает формирование лексического и грамматического

базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий.

Применение наглядного моделирования на подготовительном этапе развития связной речи

Работа на подготовительном этапе включает формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление

Слайд 11 Детей обучают составлению предложений:
по предметным картинкам
по сюжетным картинкам
по демонстрируемым действиям
по

опорным словам
Моделирование предложений осуществляется с помощью различного вида наглядности – схемы, картинки, предметные игрушки.

Работа над предложением

Детей обучают составлению предложений:по предметным картинкампо сюжетным картинкампо демонстрируемым действиямпо опорным словам Моделирование предложений осуществляется с

Слайд 12Слова-предметы:

Слова-предметы:

Слайд 13Слова-признаки:

Слова-признаки:

Слайд 14Слова-действия:

Слова-действия:

Слайд 15Символы-предлоги:

Символы-предлоги:

Слайд 16Моделирование предложений

Моделирование предложений

Слайд 19Составление предложений по картинкам

Составление предложений по картинкам

Слайд 21Применение наглядного моделирования на основном этапе развития связной речи.
Цель

– обучение детей рассказыванию
(развитие умения составлять различные виды рассказов)

Применение наглядного моделирования на основном этапе развития связной речи.  Цель – обучение детей рассказыванию (развитие умения

Слайд 22Пересказ
Обучение пересказу

методом наглядного моделирования осуществляется с применением:
опорных картинок
опорных планов
схем
игрушек
На начальном этапе детям предлагают готовые планы и схемы, а затем дошкольники сами составляют модель своих пересказов.

Пересказ     Обучение пересказу      методом наглядного моделирования осуществляется с

Слайд 24Описательный рассказ предметов и объектов
Описание – особый вид связной монологической

речи. Задача описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности. Для обучения составлению описаний в качестве моделей применяются:
предметы и игрушки
опорные картинки
готовые схемы описаний
На начальном этапе дети описывают один предмет, после – учатся составлять сравнительные описания нескольких предметов.

Описательный рассказ предметов и объектов Описание – особый вид связной монологической речи. Задача описания состоит в создании

Слайд 25Описание времен года

Описание времен года

Слайд 26План описания рассказов

План описания рассказов

Слайд 27Рассказ о ягодах

Рассказ о ягодах

Слайд 28Рассказ о фруктах

Рассказ о фруктах

Слайд 29Описание героя сказки

Описание героя сказки

Слайд 30Рассказ об игрушках

Рассказ об игрушках

Слайд 31Рассказ о предметах посуды

Рассказ о предметах посуды

Слайд 32Рассказ о предметах одежды

Рассказ о предметах одежды

Слайд 33Рассказ об обуви

Рассказ об обуви

Слайд 34Рассказ о головных уборах

Рассказ о головных уборах

Слайд 35Рассказ о домашних животных

Рассказ о домашних животных

Слайд 36Рассказ о домашних птицах

Рассказ о домашних птицах

Слайд 37Рассказ о диких животных

Рассказ о диких животных

Слайд 38Рассказ о рыбах

Рассказ о рыбах

Слайд 39Рассказ о цветах

Рассказ о цветах

Слайд 40Рассказывание по серии сюжетных картин
С помощью серии сюжетных картин

возможно составление:
Пересказа художественного текста
Составление повествовательных рассказов

Рассказывание по серии сюжетных картин  С помощью серии сюжетных картин   возможно составление:Пересказа художественного текстаСоставление

Слайд 41Серия сюжетных картинок .

Серия сюжетных картинок .

Слайд 42Серия сюжетных картинок .

Серия сюжетных картинок .

Слайд 45Летом Ваня отдыхал в деревне. Недалеко протекала речка. В ней водилось

мно­го сомов, щук, окуней, ершей...
Летом Ваня отдыхал в деревне. Недалеко протекала речка. В ней водилось мно­го сомов, щук, окуней, ершей...

Слайд 48Курочка Ряба.

Курочка Ряба.

Слайд 49Применение наглядного моделирования на заключительном этапе развития связной речи детей

Цель – обучение детей творческому рассказыванию (развитие умения составлять различные виды творческих рассказов)

Применение наглядного моделирования на заключительном этапе развития связной речи детей  Цель – обучение детей творческому рассказыванию

Слайд 50Составление творческих рассказов.
Рассказы из личного опыта детей.
Придумывание предшествующих событий .
Придумывание

последующих событий.
Составление фантастических историй, сказок и рассказов.

Составление творческих рассказов.Рассказы из личного опыта детей. Придумывание предшествующих событий .Придумывание последующих событий.Составление фантастических историй, сказок и

Слайд 51Заучивание
Стихотворений
Песен
Скороговорок

Тоже можно осуществлять с применением технологии наглядного моделирования. В

процессе заучивания дети совместно с педагогом обсуждают элементы модели заучиваемого текста и зарисовывают его. Это облегчает запоминание и воспроизведение длинных текстов для заучивания.

ЗаучиваниеСтихотворенийПесенСкороговорок  Тоже можно осуществлять с применением технологии наглядного моделирования. В процессе заучивания дети совместно с педагогом

Слайд 52
Мнемотаблицы

«Автоматизация [Ж]»
Мнемотаблицы  «Автоматизация [Ж]»

Слайд 53Жук жужжит, над ежом кружит, А ёжик лежит, на жука глядит.

Жук жужжит, над ежом кружит, А ёжик лежит, на жука глядит.

Слайд 54Осторожно, лыжник! На лыжне – булыжник!

Осторожно, лыжник! На лыжне – булыжник!

Слайд 55 Мнемотаблицы
«Автоматизация [Р] »

Мнемотаблицы   «Автоматизация [Р] »

Слайд 56Тропка на травке, травка на тропке.

Тропка на травке, травка на тропке.

Слайд 57Друг у друга, подруга у подруги, дружат с другом, дружат и с

подругой.
Друг у друга, подруга у подруги, дружат с другом, дружат и с подругой.

Слайд 58 Мнемотаблицы
«Дифференциацияация [Р] – [Р’]»

Мнемотаблицы «Дифференциацияация [Р] – [Р’]»

Слайд 59У Рекса – косточки, у трёх старушек – тросточки.  

У Рекса – косточки, у трёх старушек – тросточки.  

Слайд 60Три матрёшки по тропке шли и в траве ватрушку нашли.

Три матрёшки по тропке шли и в траве ватрушку нашли.

Слайд 61Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят.

Три дроворуба на трёх дворах    дрова рубят.

Слайд 62Саша шапкой шишку сбил.

Саша  шапкой  шишку  сбил.

Слайд 63Дед Мороз прислал нам ёлку.
Дед Мороз прислал нам ёлку.

Огоньки на

ней зажёг.

И блестят на ней иголки,

А на веточках снежок.

В. Петрова



Дед Мороз прислал нам ёлку. Дед Мороз прислал нам ёлку.Огоньки на ней зажёг.И блестят на ней иголки,А

Слайд 64 Мой мишка .




Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки,

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.


З. Александровна



Мой мишка .        Я рубашку сшила мишке,Я сошью ему

Слайд 67Апрель, апрель! На дворе звенит капель. По полям бегут ручьи. На дорожках лужи, Скоро выйдут

муравьи После зимней стужи; Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвёл подснежник.
Апрель, апрель! На дворе звенит капель. По полям бегут ручьи. На дорожках лужи, Скоро выйдут муравьи После

Слайд 69Использование технологии наглядного моделирования в работе по развитию связной речи детей

с ОНР

Ускоряет процесс овладения детьми связной речью.
Облегчает детям процесс рассказывания, так как модель фактически является его планом.
Способствует лучшему усвоению содержания развернутого высказывания.
Делает речь детей более содержательной.
Помогает обобщить и систематизировать все полученные детьми ранее знания.

Использование технологии наглядного моделирования в работе по развитию связной речи детей с ОНРУскоряет процесс овладения детьми связной

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть