Слайд 1«Инновационные формы проведения родительского собрания»
Подготовила педагог-психолог
Устинова Н.В.
Слайд 2Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано:
«Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимание на то, что уже знаешь?»
Слайд 3«Читательская конференция».
За 2 недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на
данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста следует общаться с ребенком на деликатные темы. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.
Слайд 4
«Аукцион».
Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в
игровой форме. Например, формирование мотивации на…. Педагог дает понятие – мотивации. Совместно с родителями он анализирует, почему так важно поддерживать мотивацию к успеху у ребенка, затем предлагает родителям поделиться советами, своим опытом, какие игры, приемы можно использовать для её формирования. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки (т.е. советы продаются за фишки).
Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта».
Слайд 5«Семинар – практикум».
На собрании могут выступать соц.педагог, родители, психолог и другие специалисты.
Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты.
Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, упражнений. Подумать, какие стороны личностного развития отрабатываются в данных играх, упражнениях. Вспомнить ситуации, которые происходили с вами в детстве и которые они могут стать поучительные для своих детей, их ценность с точки зрения личностного становления.
Слайд 6«Душевный разговор».
Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех,
чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.).
С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенности их детей. И установить точную причину проблемного поведения у ребенка, её степень выраженности. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания, обсуждаются психологические проблемы.
Слайд 7«Ток – шоу».
Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных
точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения.
На ток – шоу выступают родители, психолог, специалисты. К примеру, возьмем кризис 7-и лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия возрастных кризисов, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются.
Родители сами определяют пути решения проблемы.
Слайд 8«Вечера вопросов и ответов».
Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их
вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.
«Мозговой штурм».
Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
Слайд 9«Список прилагательных и определений».
Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и
характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить.
Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику.
Например, « Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка в будущем?».
Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели.
Слайд 10«Запись на листах».
При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги
для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения.
Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко.
Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются.
Вводится запрет на критику.
Слайд 11«Эвристические вопросы».
К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто?, Что?, Где?, Как?,
Чем?, Когда? (Почему?).
Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант.
Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто? чем? Последовательно вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.
Слайд 12Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения,
упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта.
Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации.
« Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват.» Как вы поступите и почему именно так?
Или: «ваша дочь плохо учиться и вас вызвали в школу. После беседы с учителем вы при всех отчитали вашу дочь.»
Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?
Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком.
Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы поведете себя если ваш ребенок курит, и др.
Слайд 13
Обращение к опыту родителей.
Педагог предлагает: "Назовите метод воздействия, который более других
помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.
Предложенные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется.
Слайд 14Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют:
- проявление у родителей интереса к содержанию
образовательного процесса с детьми;
- возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
- ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
- размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
- повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.