Слайд 1ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Слайд 2ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Социо-культурные основы образовательных инноваций.
Классификационные
характеристики дидактических и воспитательных технологий.
Проблемы отбора и применения образовательных технологий в условиях реализации ФГОС.
Основные трудности учителя, работающего в условиях инновационного поиска образовательных технологий.
Слайд 3Инновации – социокультурный феномен, выступающий самым эффективным способом и средством преобразования
общества
В философской литературе выделяют два базисных вида инноваций:
инновации в материальной сфере, как техническое новшество, усовершенствование и изобретение новых промышленных форм и технологий;
инновации в духовной сфере, как изобретение или выработка новых идей, образов, моделей, программ, нацеленных на изменение общественного бытия, создание нового типа мышления.
Истории известны примеры, когда технические новшества приводили к глубоким изменениям в социальной сфере (изобретение водяного двигателя, книгопечатания, паровой машины и др.).
Все духовные или научные нововведения вызревают в соответствующей сложной социальной и культурной обстановке.
Слайд 4Инновация («нововведение») – новшество, процесс введения новшества в практику
Инновация в педагогике
означает изменения, направленные на улучшение и развитие воспитания и образования (в содержании, в структуре системы, в отношениях учитель-ученик, в методах, технологиях и т.д.).
Классификация существующих инноваций: инновации в содержании образования; в методиках, технологиях, формах, методах, приемах, средствах учебно-воспитательного процесса; в организации учебного процесса; в системе воспитания; в системе управления школы.
По отношению к своему предшественнику различают замещающие, отменяющие, открывающие нововведения и ретровведения.
Слайд 5Социо-культурные основы
образовательных инноваций
В настоящее формируется новая стратегия развития российского образования на
основе сочетания его традиционных основ с инновационными достижениями в современном мире.
Начиная с Указов Президента РФ от 7 мая 2012 российское образование строится на традиционно-консервативной основе.
Вместо либерализма начинает доминировать консерватизм, на смену западнической образовательной модели приходит ориентация на традиционализм и традиционные ценности отечественного образования, а перспективные инновации заменят ретроинновации (возвратная модернизация).
Слайд 6Негативные последствия
«догоняющей» модернизации
Западническим инновационным процессам начинает даваться взвешенно-критическая оценка.
Реформы российского образования
XX — начала XXI вв. основанные на западных технологиях носили явно выраженный характер «догоняющей» модернизации.
Механическое заимствование инновационных технологий, приспособление отечественного образования к образцам, возникшим в зарубежных социокультурных условиях, конечно, обеспечивало определенный прогресс, но в итоге породило существенные негативные последствия.
Слайд 7Плюсы традиционноконсервативной стратегии реформ в образовании
На протяжении XX века реализовывалась традиционноконсервативная
стратегия реформ как саморазвивающегося изнутри социокультурного процесса на отечественной ментальной базе культурных, просвещенческих и религиозных установок.
К такому типу модернизаций можно отнести реформы отечественного образования начала XX в.; 1930-х — первой половины 50-х годов; 70-х - первой половины 80-х гг. XX века.
Слайд 8Повторяемость стратегии
модернизации российского образования
Известная повторяемость предшествующих явлений на качественно новом
витке развития позволяет прогнозировать будущие инновации, а точнее, ретроинновации.
Понятие «ретроинновация» не несет в себе негативного оттенка, а только научно фиксирует такой тип инноваций, когда в современное образования «возвращаются», после определенного исторического перерыва, уже ранее присутствовавшие в нем феномены.
Поскольку историческое прошлое возвращается всем пакетом, то анализируя «возвращающиеся» исторические феномены, соотнося их с той эпохой, из которой они «возвращаются» можно предвидеть и заранее осмыслить и представить последовательное включение в современный образовательный контекст новых ретрофеноменов.
Слайд 9Синтез новых ценностей, как основа образовательных инноваций
В современной реальности одни педагогические
консерваторы аппелируют к дореволюционной традиции, другие к советской.
Перспективнее создать некий синтез новых консервативных ценностей российского образования, включающих в себя самое дорогое и близкое из всего историко-педагогического опыта.
«Золотой век» проникающей в настоящее время неоконсервативной парадигмы относится к историческому времени второй половины 70-х — первой половины 80-х гг. XX века.
Слайд 10Инновация или возвращение
эффективного педагогического опыта?
В современной образовательной практике реализуются различные виды
инноваций (информационно-коммуникационные, интерактивные, социально-ориентированные и др.).
Наряду с проективными инновациями, наиболее актуальными и эффективными становятся ретроинновации.
Направленность образовательной политики подразумевает восстановление всего позитивного, что было в советской школе, но оказалось исключенным из системы отечественного образования в 1990-е годы.
Слайд 11Последовательное возвращение большинства форм и способов советской системы образования второй половины
70-х гг. XX века:
возрождение ритуала исполнения государственного гимна и подъема флага РФ в День знаний 1 сентября;
создание единого комплекса учебников отечественной истории, а, в перспективе, по зарубежной истории и литературе;
введение единой школьной формы;
возвращение выпускного сочинения;
учет показателей школьного аттестата (наряду с результатами ЕГЭ) при поступлении в вуз;
создание образовательных комплексов (детский сад - школа);
осуществление систематичной и целенаправленной внеурочной воспитательной деятельности гражданско-патриотической направленности;
возрождение физкультурно-допризывной деятельности, предусматривающей сдачу норм Готов к труду и обороне;
восстановление системы спортивных школ, школ олимпийского резерва и т. п.
Слайд 12Классификационные характеристики дидактических и воспитательных технологий
Педагогические технологии на основе личностной ориентации
педагогического процесса - Педагогика сотрудничества; - Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили; - Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - Игровые технологии; - Проблемное обучение; - Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов); - Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов).
Слайд 13
Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала - «Экология
и диалектика» (Л.В.Тарасов); - «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов);
-Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев); - Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович).
Частнопредметные педагогические технологии - Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев); - Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев); - Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин); - Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев); - Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев).
Слайд 14
Альтернативные технологии - Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер); - Технология свободного труда (С.Френе);
- Технология вероятностного образования (А.М.Лобок); - Технология мастерских.
Природосообразные технологии - Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир); - Технология саморазвития (М. Монтессори).
Технологии развивающего обучения - Общие основы технологий развивающего обучения; - Система развивающего обучения Л.В.Занкова; - Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова; - Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов); - Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская); -Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко).
Слайд 15Проблемы отбора и применения образовательных технологий в условиях реализации ФГОС
Технология дистанционного
обучения;
Развивающее обучение;
Проблемное обучение;
Система инновационной оценки «портфолио»;
Разноуровневое обучение;
Здоровьесберегающие технологии;
Коллективная система обучения;
Информационно-коммуникативные технологии;
Технология решения изобретательских задач;
Обучение в сотрудничестве;
Технология использования в обучении игровых методов;
Технология модульного и блочно-модульного обучения;
Технология «Дебаты»;
Технология развития критического мышления;
Лекционно-семинарско-зачетная система обучения.
Слайд 16Проблемы отбора и применения образовательных технологий в условиях реализации Федерального Закона
«Об образовании РФ» и ФГОС общего образования
Федеральный Закон «Об образовании РФ» содержит много предложений по инновационному преобразованию системы образования, но пока они носят в основном рамочный характер, т.е. в законе сказано как должно быть, но не сказано как этого достичь.
Что является предметом стандартизации в рамках ФГОС? Прежде всего, это: требования к результатам освоения, структуре и условиям освоения основной образовательной программы.
Чего здесь не хватает? Не хватает того, что было доминантой предыдущего стандарта образования – содержания. Предметом стандарта предыдущего поколения была система предметных знаний. В новом стандарте сказано, каким должно быть это предметное знание, но не сказано – что это за знания. Сейчас нет ни принятых программ по предметам, ни представлений о том, какими должны быть измерительные средства, которыми можно измерить достижения. Какими, например, инструментами можно измерить уровень патриотизма у школьников?
Какими нормативными документами регламентируется сегодня портрет учителя? к 2015-му году надлежит уже разработать 800 профессиональных стандартов.
В ноябре 2013 г. Министерство труда РФ подготовило Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации.
Слайд 17Исходный лозунг основателей
системы проектного обучения:
«Все из жизни, все для жизни»
Цель проектного
обучения: создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Слайд 18Виды проектов:
(по уровню творчества) исполнительский – репродуктивный;
(по содержанию) конструктивный – творческий –
монопредметный;
(по назначению) межпредметные – надпредметные – учебные,
(по месту выполнения) личные (семейные) - общественные - производственные – школьные - внешкольные (УДО, семья, производство);
(по количественному составу) - комплексные – индивидуальные - групповые - коллективные;
(по возрасту) одновозрастный – разновозрастный;
(по продолжительности) мини-проекты (несколько занятий) - четвертные - полугодовые – годовые. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы.
Результатами проектов могут быть объекты, системы, технологии, разработки по совершенствованию любых сфер деятельности человека.
Слайд 19Основные трудности учителя, работающего в условиях поиска инновационного образовательных технологий
Место технологии
в педагогике зависит от значения, которое мы в него вкладываем:
Технология как часть науки: пед теория – пед. технология – пед. практика;
Технология на уровне образовательного учреждения охватывает весь процесс от постановки цели до реализации;
Технология на уровне деятельности отдельного учителя: способ деятельности дающий высокий результат.
Слайд 20Отличие педагогической технологии
от методики:
Технология – это методика с жестко запраграмированным неизбежным
результатом с определенным способом достижения.
Методика больше уделяет личностным аспектам и способам взаимодействия субъектов увп, а в пед. технологии основную нагрузку выполняет средство обучения под управлением человека, когда учитель лишь стимулирует, организует или координирует деятельность учащихся.
Целостная методическая система включает в себя множество пед. технологий.
Технология – каркас , построенный на закономерностях учебного процесса, метод – оболочка, опирающаяся на эмпирический опыт, мастерство педагога.
Технология – прописанность определенных шагов. Например: алгоритм решения педагогических задач.
Слайд 21Незнание логики проектирования инновацион-ного процесса, которая выражена во взаимосвязанных этапах:
разработка замысла;
диагностическое задание цели;
определение состава и условий, ведущих к новообразованию;
обобщенная характеристика педагогической ситуации;
динамическое структурирование процесса (расстановка во времени);
нахождение педагогических средств;
продумывание вариантов поведения педагога;
мониторинг.
Слайд 22Компонентная модель педагогической технологии (А.А. Маишньян)
Целеполагание: определение роли и места учебного
материала в природе, науке, технике или историческом развитии; определение его роли и места в учебном процессе; постановка целей и задач изучения.
Определение эффективных условий реализации: анализ состояния субъекта до начала процесса и после его окончания; проектирование и учет внешних связей системы; проектирование и учет внутренних связей системы.
Логическая организация процесса: проектирование взаимодействия субъектов; определение четких этапов достижения цели, постановка промежуточных целей; логическая организация процесса внутри этапов.
Материально-техническое обеспечение: создание комплекса средств обучения для всей темы; разработка техники использования каждого средства обучения.
Разработка системы критериев и показателей и корректировка процесса с учетом конечного результата: соответствие учебного процесса целям и задачам, роли и месту, условиям эффективности, материально-техническому обеспечению, энергетическим и временным затратам.