Презентация, доклад на тему Игровые приемы в коррекционной работе по формированию слоговой структуры у младших школьников.

Содержание

«Ребёнок до десяти – летнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет и словом

Слайд 1Игровые приемы в коррекционной работе по формированию слоговой структуры у младших

школьников.

Презентацию выполнила:
учитель – логопед МБОУ СОШ № 9 г. Пензы Липовая Г.В.

Игровые приемы в коррекционной работе по формированию слоговой структуры у младших школьников.Презентацию выполнила:учитель – логопед  МБОУ

Слайд 2«Ребёнок до десяти – летнего возраста требует забав, и требование его

биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребёнок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка»»[1], - писал А.М. Горький.

1] А.М. Горький. Собрание сочинений в 30-и т., т 25. М, 1953, стр.113

Игра на уроке не самоцель, не средство развлечь учеников. Это обычное упражнение, облачённое в занимательную форму (рассказ – шутку, сказку, загадку, ребус, чайнворд и т.п.). Занимательность нередко достигается повышенной трудностью, нестандартно, а подчас и необычностью поставленной задачи, которую приходится решать ученику. Содержание же игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний.

«Ребёнок до десяти – летнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он

Слайд 3 В процессе игры создаются и развертываются условные формы

взаимосвязи между детьми и моделируемыми реалиями действительности.
Проведение на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решить педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности.
Наглядно-игровые средства представляют собой, с одной стороны, наглядное пособие, с другой - дидактическую игру со своим содержанием , организацией и методикой проведения.
В процессе игры создаются и развертываются условные формы взаимосвязи между детьми и моделируемыми реалиями

Слайд 4Работа над слоговой структурой слова
Среди разнообразных нарушений речи

у детей школьного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется : от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух и трехсложных слов.
Важное значение в коррекционной работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова придается такому лексическому материалу для занятий, который подготовил бы ребенка к речевому общению. А также для более активного и успешного усвоения материала в ходе логопедического занятия должны широко использоваться игровые ситуации с наглядно-игровыми средствами.
Работа над слоговой структурой слова   Среди разнообразных нарушений речи у детей школьного возраста одним из

Слайд 5Слоги (1 класс)
Дети прочитают название темы, если расставят матрёшек по росту.


С

Л

О

Г

И

Слоги (1 класс)Дети прочитают название темы, если расставят матрёшек по росту. СЛОГИ

Слайд 6С
Л
О
Г
И

СЛОГИ

Слайд 7Подбери слово к схеме.

Подбери слово к схеме.

Слайд 8УКРАСИМ ЕЛКУ
Приближается праздник новый год. Логопед просит учеников помочь нарядить новогоднюю

елку. Повесить на елку игрушки, названия которых состоят из 1 слога, затем – из 2 слогов, потом – из 3-х слогов .
УКРАСИМ ЕЛКУПриближается праздник новый год. Логопед просит учеников помочь нарядить новогоднюю елку. Повесить на елку игрушки, названия

Слайд 9РЕ
РА
КА
ЛО
ША
ПА
СЕ
СА
РО
ГА
НО
МО
КО
ЗА
ТА
СНАЧАЛА ИЗ ДВУХ, ЗАТЕМ – ИЗ ТРЕХ
Перед вами необычная ёлка. На

ней вместо игрушек висят карточки со слогами. Задача – составить слова сначала из двух слогов, а затем из трех.
РЕРАКАЛОШАПАСЕСАРОГАНОМОКОЗАТАСНАЧАЛА ИЗ ДВУХ, ЗАТЕМ – ИЗ ТРЕХПеред вами необычная ёлка. На ней вместо игрушек висят карточки со

Слайд 10ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Двусложные слова: река, сера, село, репа, рано, каша, лоза, сало,

коза, нога, рога, пара, роса, роза, рота, ноша, нота, нора, кора, коса, море.

Трехсложные слова: калоша, пасека, молоко, лопата.

ПРОВЕРЬ СЕБЯДвусложные слова: река, сера, село, репа, рано, каша, лоза, сало, коза, нога, рога, пара, роса, роза,

Слайд 11
Цель :формировать навыки работы со словами разной слоговой структуры
Игра «Весёлый поезд».


Задание. Разложить по вагонам картинки, названия которых состоят из 1, 2, 3 слогов. Определить цвет вагона, указать какой вагон находится слева или справа.

Логопед вставляет в прорези на крышках вагонов таблички с квадратами. Объясняет ученикам, что в первом вагоне поедут животные, названия которых состоят из одного слога. Во втором вагоне поедут животные, названия которых состоят из двух слогов, а в третьем – животные, названия которых состоят из трёх слогов.

Цель :формировать навыки работы со словами разной слоговой структурыИгра «Весёлый поезд». Задание. Разложить по вагонам картинки, названия

Слайд 14Игра «Найди свой домик»

Игра «Найди свой домик»

Слайд 15Игра «В гостях у сказочных героев»

Игра «В гостях у сказочных героев»

Слайд 16Игра «Посчитай-ка!»
Определить количество слогов в названных словах, поднять соответствующую цифру.
Работа с

цифровым рядом.

1 2 3 4 5

Игра «Посчитай-ка!»Определить количество слогов в названных словах, поднять соответствующую цифру.Работа с цифровым рядом.1 2 3 4 5

Слайд 17ПОСТРОИМ ПИРАМИДУ
Задание. Построить пирамиду (из квадратов в три ряда). Внизу -

3 квадрата для трех сложных слогов, выше – 2 квадрата для двухсложных и наверху – 1 квадрат для односложных слов. Снизу у квадратов кармашки, в которые вставляются предметные картинки.
ПОСТРОИМ ПИРАМИДУЗадание. Построить пирамиду (из квадратов в три ряда). Внизу - 3 квадрата для трех сложных слогов,

Слайд 18«Звуковые часы»
Задание: на циферблате указать стрелочками названия картинок, которые состоят

из 1, 2, 3, 4 слогов.
«Звуковые часы» Задание: на циферблате указать стрелочками названия картинок, которые состоят из 1, 2, 3, 4 слогов.

Слайд 19Найди слоги.
ШО
АР
КОН
ПРЯ
СТР
ЯБ
ПЛ
ПЕ
ФРУК
МО
Устно – дополни слог до слова.

Найди слоги.ШОАРКОНПРЯСТРЯБПЛПЕФРУКМОУстно – дополни слог до слова.

Слайд 201
2
3
Поиграем
в магазин

123Поиграемв магазин

Слайд 21Дидактическая игра “Магазин”: у каждого ученика монетки с цифрами 1, 2,

3. Нужно выбрать и купить товар соответственно с 1, 2, 3 слогами.

Записать эти слова в 3 столбика по количеству слогов.

Дидактическая игра “Магазин”: у каждого ученика монетки с цифрами 1, 2, 3. Нужно выбрать и купить товар

Слайд 22
ПО

РОГ

ТВО ШЛИ

ПИ ЗВАЛ

НА РОГ

Позвал,

творог,

пирог,

нашли

Составление слов из слогов “Лабиринт”.

ПО

Слайд 23Дополни текст
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе _______.
Я взял

муку и взял _______,
Испёк рассыпчатый ______.
Я ждал, пока хватило сил.
Потом я кусочек откусил.
Когда же гости подошли,
То даже крошек не ______.

позвал

творог

пирог

нашли

Дополни текстЯ захотел устроить бал,И я гостей к себе _______.Я взял муку и взял _______,Испёк рассыпчатый ______.Я

Слайд 24ЦЕПОЧКА СЛОГОВ
Ок – но, но – ры, ры – ба …
барабан
банка
каша
рыбалка
шары
карандаши
шина
народ


родня

ЦЕПОЧКА СЛОГОВОк – но, но – ры, ры – ба …барабанбанкакашарыбалкашарыкарандашишинанарод родня

Слайд 25ЕЩЕ ОДИН СЛОГ
Запишите слова вол, ком, конь, сук, бук, пол. Прибавьте

к ним еще один слог, и вы получите новые слова. Запишите их, разделяя на слоги.

Ответ. Вол – на, ком – байн, конь – ки, сук – но, бук – ва, бук - варь, пол – ка.

ЕЩЕ ОДИН СЛОГЗапишите слова вол, ком, конь, сук, бук, пол. Прибавьте к ним еще один слог, и

Слайд 26СО
РО
КА
ВО
РО
БЕЙ
СИ
НИ
ЦА
СО
НА
СНЕ
ГИРЬ
ДЯ
ТЕЛ
ВА
СОБЕРИ ИЗ «ОСКОЛОЧКОВ» СЛОВА ЗАПИШИ НАЗВАНИЯ ПТИЦ ПО СЛОГАМ, ВЫДЕЛИ ГЛАСНЫЕ

СОРОКАВОРОБЕЙСИНИЦАСОНАСНЕГИРЬДЯТЕЛВАСОБЕРИ ИЗ «ОСКОЛОЧКОВ» СЛОВА ЗАПИШИ НАЗВАНИЯ ПТИЦ ПО СЛОГАМ,  ВЫДЕЛИ ГЛАСНЫЕ

Слайд 28ФОКУС
Хотите посмотреть фокус? Раз! – и слово

превратилось в другое слово: весна – навес.
А знаете, почему? Мы поменяли местами слоги. Попробуйте и вы. Читайте и переставляйте слоги.

Кира –
лыжи –
мышка –
банка –

раки

жилы

камыш

кабан

дядя

насос

рано

рады

дядя –
сосна –
нора -
дыра -

ФОКУС    Хотите посмотреть фокус? Раз! – и слово превратилось в другое слово: весна –

Слайд 29ШАРАДЫ

Найдем слог первый среди нот,
Вторая часть на танцплощадке.
А все – полезный

корнеплод,
Что зреет осенью на грядке.

(Ре – па)

Мой первый слог – на дереве,
Второй мой слог – союз,
А в целом я – материя,
И на костюм гожусь.

(Сук – но)

Слог первый – два предлога,
Страдание – второй,
А вместе оба слога –
Зверь в шубе меховой.

(Со – боль)

ШАРАДЫНайдем слог первый среди нот,Вторая часть на танцплощадке.А все – полезный корнеплод, Что зреет осенью на грядке.(Ре

Слайд 30Использованные ресурсы
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития

речи: (Из опыта работы). М.: Просвещение,1988.
Ушаков Н.Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1967.
http://www.uchportal.ru - Наглядно-игровое средство коррекции речевых нарушений «Чудо-поезд».
Учитель-логопед Баранова Г.Н. МДОУ «Дет.сад №25 «Теремок» г.Вольска Саратовской обл. Опыт работы.
http://festival.1 september.ru – Учитель-логопед Куликова И.П. МОУ «Петуховская СОШ №1» Курганская обл. Презентация «Слоги», 2 кл.
http://festival.1 september.ru - Учитель-логопед Гусакова Н.Ф. Презентация «Слого-звуковой состав слова».
Использованные ресурсы  Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: (Из опыта работы). М.: Просвещение,1988.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть