Слайд 1Бекирова Н.С.
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ
НА ЭТАПЕ
АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
Слайд 2
Этап автоматизации зуков обозначен в методике
логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком.
Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка.
Слайд 4 Я часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и
удерживать внимание детей в процессе занятия. Для малышей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают.
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.
Слайд 5.
Цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах
речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.
Коррекционно-образовательные цели: Упражнять правильное произношение автоматизированного звука в слогах, словах, чистоговорках, предложениях, в связной речи, в скороговорках. Совершенствовать лексико-грамматические категории. Развивать связную речь и мышление.
Коррекционно-развивающие цели: Развивать общую, мелкую моторику, артикуляционный аппарат. Снимать мышечные зажимы, создавать благоприятный психологический настрой. Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, умение ориентироваться в пространстве.
Слайд 6 Игровые методы пробуждают в ребенке желание самому активно участвовать
в процессе исправления звукопроизношения;
- расширяют и обогащают диапазон игровых умений и навыков;
- повышают познавательную активность и работоспособность детей;
- активизируют процессы восприятия, внимания, памяти;
- плавно регулируют поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
- увеличивают объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Слайд 7 Чтобы научиться хорошо, правильно говорить звук,
нужно дружить со своим язычком, тогда он будет послушным, и будет чётко проговаривать все звуки. Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков подходят артикуляционные упражнения: «Качели», «Маляр», «Часики», «Лошадка», «Грибок» и др.
Слайд 8 Когда звук уже хорошо, правильно звучит у ребёнка изолированно,
можно закрепить его в длительном произношении.
Игра «Звуковая дорожка»
Слайд 9При автоматизации звука в слогах.
Упражнение “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на
пианино, ребёнок проговаривает заданный слог
5 раз:
РА-РА-РА-РА-РА,
РО-РО-РО-РО-РО
РУ-РУ-РУ-РУ-РУ
РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ
РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ
Слайд 10При автоматизация звука в словах и предложениях, детям очень нравятся игры:
«Доскажи
словечко в рифму»
Ра-ра-ра – начинается ИГРА,
Ра-ра-ра – высокая ГОРА,
Ро-ро-ро – я нашел ПЕРО,
Ро-ро-ро – железное ВЕДРО,
Ру-ру-ру – скачет КЕНГУРУ,
Ру-ру- ру – продолжаем мы ИГРУ.
Слайд 11
«Сложи фигурку из палочек»
(развитие мелкой моторики, образование слов при помощи
уменьшительно-ласкательных суффиксов, слоговый анализ слов, составление предложения)
Слайд 12«Внимательные Ушки»
(определение места звука, с использованием схемы, фонематический анализ и
синтез слов)
Слайд 13 И вот, наконец, дети довольно неплохо произносят звук в словах
и в предложениях, и наступает последний этап автоматизации – в связной, самостоятельной речи и скороговорках.
Вспомни скороговорку , используя картинку
Слайд 14 Итак, можно сделать вывод, что с использованием игровых методов
и приемов, работа по автоматизации позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе.
Спасибо.
Желаю удачи!