Слайд 1Характеристика особых образовательных потребностей обучающихся с расстройством аутистического спектра.
Учитель –логопед МБОУ
СШ №9
Елисеева Оксана Николаевна
Слайд 2Аутизм (разброс определений, пандемия)
Заболевание
Непрогрессивное заболевание
Состояние, особенности развития
Расстройство развития
Нарушенное развитие
Нарушенное восприятие сигналов
мозга
Согласно статистическим данным,
от подобных расстройств
страдает около 2% детей
Слайд 3Триада признаков аутизма
Недостатки социальных взаимодействий
Нарушенная взаимная коммуникация
Ограниченность интересов и повторяющийся репертуар
поведения
Слайд 4Проявления неравномерности развития при РАС:
Отсутствие социального развития, видимой привязанности к близким,
даже родителям (ребенок с аутизмом не играет с другими детьми, предпочитая уединение и одиночество)
Нежелание поддерживать зрительный контакт.
Нестабильность психической сферы, отрицание любых изменений в привычном образе жизни, приверженность к стереотипам, привычному образу жизни и повторяющихся действий.
Внезапное проявление приступов агрессии и самоагрессии.
Речевые нарушения, заключающиеся либо в полном отсутствии речи, либо в отставании развития речевых функций.
Слайд 5Проявления неравномерности развития при РАС:
особенности моторики: движения угловатые, вычурные; нарушение ориентировки
в собственном теле, себя в пространстве;
развитие гнозиса определяет праксис (при нормальном психическом развитии – наоборот);
парциальность, своеобразие интеллектуального развития;
разноплановость мышления, склонности к символике, вычурности;
предметность восприятия окружающего мира искажается под влиянием аутистических страхов, поэтому предметы воспринимаются не целостно, а на основании отдельных аффективных признаков;
интеллектуальная недостаточность не является обязательным симптомом
Слайд 6Особенности речи при РАС
отсутствие коммуникативной функции (нежелание общаться, речь автономная, не
ситуативная, позднее появление в речи местоимение «Я»).
речь стереотипна, с преобладанием эхолалией.
увлечение словотворчеством, чтение наизусть стихов, но в бытовой речи -скудный набор фраз.
нарушение звукопроизношения, отклонения в темпе и плавности.
варианты полного отсутствия речи или минимального ее употребления (стереотипность —однообразные слова и фразы, используемые в любых состояниях).
При любых степенях нарушения ребенок проявляет недостаточное понимание, осознанность речи.
Слайд 7 Виды нарушений устной речи при РАС
Вариант нормы
НПОЗ
ОНР
НР
Алалия (моторная)
Различные формы дизартрии
(псевдобульбарная форма, корковая, экстрапирамидная форма),
Нарушения голоса – дисфонии
Заикание
Слайд 8Особые образовательные потребности детей с РАС
дозирование учебной нагрузки с
учетом темпа
и работоспособности;
четкая и упорядоченная
временно-пространственная структура;
образовательная среда, поддерживающая учебную деятельность ребенка;
- потребность в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с педагогом;
- реализация практико-ориентированной и социальной направленности в обучении и воспитании школьников с РАС
Слайд 9Особенности речи при РАС
Речевая недостаточность проявляется во всех компонентах речи.
Словарный
состав отстает от возрастной нормы, что приводит к ограниченному использованию предметного словаря, словаря действий и признаков. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций: в употреблении числа и рода существительных, глаголов, прилагательных, смешения падежных форм, нарушения в согласовании прилагательных с существительными, числительных с существительными, ошибки в предложных конструкциях. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов. Большое количество ошибок встречается в понимании и использовании как простых, так и сложных предлогов. Некоторые дети делают ошибки при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков, слогов, сокращения и усечения слов. Собственные высказывания дети строят из 3-5 слов, почти не употребляя сложные конструкции. Часто отвечают однословно и односложно. Особую трудность дети с аутизмом испытывают при определении пола людей на картинном материале (путают понятия: мальчик/девочка, мужчина/женщина, дедушка/бабушка). Дети затрудняются в использовании и понимании местоимений различных значений (особенно личных: я, ты, он, она …, притяжательных: мой, твой, его, её …, определительных: весь, сам, самый, каждый …). У детей с аутизмом недостаточность лексики по количественному параметру приводит к качественным изменениям словаря. В результате страдает усвоение многозначности значений слов. Дети не способны на основании ассоциативного сближения общих признаков слов переносить названия предметов с одного из них на другой: железные нервы, пустая голова, нос лодки, хвост поезда, верная рука, полёт мысли и т.д. Непонимание переносного значения слов остается в большинстве случаев у детей с аутизмом, даже после проведения специальной коррекционной работы.
Слайд 10Письмо/письменная речь
90% аутистов дисграфики
Несформированность:
графического образа буквы;
зрительного анализа и синтеза и
пространственных представлений;
слогового анализа и синтеза,
слухо-произносительной дифференциации звуков речи;
нарушения в лексико-грамматическом строе речи и связной речи,
сукцессивных и симультивных процессов, а также тяжелые нарушения в эмоционально-волевой сфере.
механизма внутреннего программирования отдельного предложения и грамматического структурирования связного текста
Слайд 11При чтении наблюдаются:
- искажения звуко-слоговой структуры слова;
нарушения предложно-падежных окончаний слов (аграмматизмы);
ошибки при согласовании и управлении;
побуквенное, чрезмерно медленное и монотонное чтение;
нарушения интонационного членения текста, игнорирование знаков препинания.
нарушения понимания прочитанного, на уровне отдельного слова, предложения и текста.
затруднения при формулировании связного ответа по прочитанному тексту.
ошибки при расстановке ударения в словах, а также при расстановке логического ударения, зависящего от контекста, смысла конкретного предложения, текста.