Слайд 1Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся
Слайд 2Урок важнейшая сфера в жизни, в которой соприкасаются педагог и ученики.
В. Сухомлинский
Слайд 3Цель:
Изучить теоретические особенности современной системы обучения и педагогического труда на современном
этапе;
Через диагностическую и исследовательскую деятельность приобретать навыки психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
На методических семинарах научатся современным аспектам анализа, самоанализа и самооценке педагогической деятельности (рейтинговая оценка), основам педагогических технологий
Слайд 4План педагогического совета:
1. Целевая установка директора школы по теме педагогического совета
Кирхмаера О. О.
1.1. “Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся” – Нугурбекова Б. О. Зам МР.
1. 2. Диагностический материал – Коростылева Н. В.
1. 3. Работа творческих групп.
1. 4. Обсуждение основных тем педагогического совета.
1. 5. Рефлексия.
2. Мониторинг учебно – воспитательного процесса за 1 полугодие – Жолдасбаева С. А. Зам УВР.
3. Итоги ЕНТ и ПГК за 1 полугодие - Жолдасбаева С. А. Зам УВР.
4. Решение педагогического совета.
Слайд 5Сенквейм
Существительное (1)
Прилагательное (2)
Глагол (3)
Составить предложение (4)
Ассоциации.
Слайд 6Мозговой штурм:
«Что является важнейшим компонентом учения?»
Слайд 7Мозговой штурм :
«Назовите виды, типы и формы уроков?»
Слайд 9Урок – викторина.
Викторина составляется так, чтобы
ученики показали знание и
Понимание терминов, событий,
процессов,
способов решения задач,
законов, норм, правил, дат, фамилий,
географических сведений. Вопросы
могут быть розданы учащимся заранее или содержаться в тайне.
Слайд 10Комбинированный урок
Гордость и высочайшее достижение знаниевой парадигмы, один из столпов административно
– командной конфронтационной педагогики.
Фазы в двух вариантах:
1-я фаза. Оргмомент. Требования, жесткое включение в деятельность, главное форма и дисциплина.
2-я фаза. Опрос. Страх, избиение словом и оценкой, нудное и требовательное выискивание недостатков, ошибок.
3-я фаза. Изложение нового материала. Работает только память и пассивно используемый визуально – звуковой ряд.
4-я фаза. Закрепление изученного материала. Опирается на свойства кратковременной памяти и на записи.
5-я фаза. Выдача домашнего задания. На доске мелом написать номер параграфа.
Слайд 11Комбинированный урок
Второй вариант возможен только у творческого учителя, которого, по меньшей
мере, обожают дети!
1-я фаза (вариант).Организационно – психологический момент. Улыбка, шутка, доброта, положительный психологический настрой на урок, одобрительно – душевное отношение к детям, смена приемов, остроумие, бодрость, игровое начало.
2-я фаза (вариант). Диагностика успешности, разнообразие форм и приемов, дифференцированный подход, использование микрогрупповых форм работы, исключение из этой фазы урока, запугивающего, инквизиторского начала.
Слайд 123-я фаза (вариант). Учитель организует познавательную деятельность и активность учащихся в
связи с изучением нового материала, использует закрепляющие микрозадания, метод плацебо (в ходе объяснения учитель обещает допустить ряд ошибок, а дети должны их найти), выдачу тезисов до урока, метод графической записи, звуковой, моторный, визуальный, осязательный ряд, дискуссию, стимулирование поиска учащимися опережающих идей и решений.
4-я фаза (вариант). Позволяет обсудить главные, основные, наиболее интересные линии и направления изученного опирается не на аппарат памяти, а предполагает возможность для каждого учащегося выступить со своим мнением, пониманием и подходом.
5-я фаза (вариант). Учитель подбирается к домашнему заданию в течение всего урока, увлекает, заинтересовывает учащихся, авансом стимулирует их будущую деятельность, ищет вариативные обычные, поисковые и творческие задания, которые должны быть для учащихся интересны, значительны, разнообразны, соответствовать уровню притязаний, знаний, интересов и развития каждого.
Слайд 13Урок - поиск
Этапы урока:
Сообщение важных и интересных сведений по теме, с
которыми выступают учитель и учащиеся.
Проблематизация. Ученики и учитель ставят все6 вопросы, которые возникли в связи с изучаемым материалом. На доске выстраиваются и обозначаются проблемы.
Учитель знакомит учащихся, если это необходимо, с известными решениями и образцами.
Микрогрупповой, индивидуальный или фронтальный поиск новых идей, решений, подходов, моделей.
Анализ и рефлексия обсуждения, поиска, участия.
Слайд 14Урок - поиск
Например:
Тема урока: «Как А. С. Пушкин относился к женщине,
к друзьям, к поэзии, к природе?». Найдите ответы в стихах, письмах поэта. Затем ученики готовят спектакль «Монологи о Пушкине».
Слайд 15Проектный урок
Уроку предшествует «мозговой штурм», в ходе которого простраивается тематика возможных
проектов.
Затем ученики, разбившись на микрогруппы, определяют проблемы, которые предстоит решить в процессе проектирования, (где учитель выступает в роли «тьютора») цели, направления и содержание деятельности и исследований, структуру проекта, его ресурсное наполнение.
На последнем этапе проходит открытая защита проекта; результатом защиты становится награждение наилучших проектов.
Слайд 16Урок - экскурсия
2 месяца ребята изучают все достопримечательности своей улицы, города,
дома, людей, живущих рядом, растения, камни, речки, ручейки. Делают снимки, зарисовки, ведут записи – ищут самые замечательные факты ближней и дальней истории. Договариваются с возможными участниками урока из числа свидетелей эпохи. Урок проводится в актовом зале. Заполненном заинтересованными зрителями.
Слайд 17Урок - экспедиция
В экспедицию отправляются для того, например, чтобы сфотографировать наиболее
интересные в городские памятники, живописные места в городе, в лесу, в парке. Могут поехать за город искать камни, чтобы затем описать их и рассказать о них. Смысл маленьких познавательных экспедиций в том, чтобы в короткие сроки достигнуть нескольких целей: создать реальную ситуацию для этического, эмоционального и познавательного включения учащихся в процесс коллективного и индивидуального взаимодействия с живой и рукотворной действительностью.
Слайд 18Урок без учителя
В начале года учитель распределяет среди пожелавших учащихся (микрогруппы
в составе 2-3 человек) темы уроков, которые они захотят провести в полном объеме. Затем начинается длительная подготовительная, исследовательская, если нужно, поисковая работа под наблюдением и при поддержке учителя. В процессе подготовки учащиеся знакомятся с некоторыми аспектами педагогики, дидактики, психологии, методики проведения урока, затем разрабатывается план, проводятся репетиции, и в назначенное время один представитель микрогруппы ведет урок, остальные выступают в качестве ассистентов. В конце урока все ученики класса выставляют оценку за проведенный урок, учитель выводит средний балл и проставляет его всем членам микрогруппы. Интересно, что в составе микрогруппы могут оказаться учащиеся с разным уровнем познавательной подготовки, разными оценками, разным подходом к учению, не совместная работа над проектом позволяет понять и почувствовать, как трудно и вместе с тем интересно готовить и давать урок, взаимодействовать с другими, оценивать чужой труд, поддерживать дисциплину на уроке.
Слайд 20Поликультурный индивид:
1. Использование субъективного опыта ученика, а это:
1. постановка проблемы на
учебном занятии;1. 2. организация интерактивного
обучения; 1. 3.использование имеющихся ЗУН; 1. 4. обобщение и систематизация
субъективного опыта.
2. Применение разнообразного дидактического материала, а это:
2. 1. дополнительные источники информации;
2. 2.иницинирование выполнения проблемных заданий;
2. 3. стимулирование учащихся;
2. 4. применение памяток и алгоритмов.
3. Проявление гибкости учителя на уроке, а это:
3. 1. индивидуальные и дифференцированные задания;
3. 2. право выбора;
3. 3. помощь учащимся, испытывающим трудности.
4. Активизация способов учебной деятельности, а это:
4. 1. применение различных способов учебной работы;
4. 2. оценивание не только знаний, но и умений.
5. Характер педагогического общения на уроке, а именно:
5. 1. атмосфера сотрудничества и гуманизма;
5. 2. поощрение чувства независимости, уверенности в себе.
Слайд 21Мозговой штурм:
Что такое цель урока?
Что такое задача урока?
Слайд 22Мотивационно – целевой компонент.
1. совместное определение задач урока;
1. 2. Осознание и
принятие задач учащимися.
Слайд 23Мозговой штурм:
Что такое содержание урока?
Как мы определяем, чему учить?
Слайд 24Содержательный компонент.
1. Доступность;
2. Практическая
направленность;
1. 3. Развивающие возможности.
Слайд 25Мозговой штурм:
Что такое метод?
Что такое прием?
Слайд 26Операционно- деятельный компонент.
1. Методы обучения: проблемные, исследовательские;
2. Методы воспитания: организация деятельности
и опыта поведения, стимулирование деятельности, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя;
1. 3. Формы обучения: индивидуальные, групповые, коллективные.
Слайд 27Мозговой штурм:
Что такое отметка?
Что такое оценка?
Слайд 28Оценочно – результативный компонент.
1. 1. Совместная оценка достигнутых результатов, прогнозирование предстоящих
задач обучения.
Слайд 29Задание:
Раскладывая карточки в определенной последовательности, составить символическую композицию урока.
«Защитить» ее
Слайд 30Защита композиций следующих уроков.
Слайд 31Урок освоения нового материала.
Тема незначительно связана с ранее изученными темами.
Тема крайне
сложна как для интеллектуального, так и для эмоционального восприятия учащихся.
Усредненный интеллектуальный уровень класса – ниже среднего.
Наполняемость класса – 30 человек.
Общий эмоциональный настрой – пассивность, апатия.
Всего на изучение темы – 5 уроков.
Слайд 32Урок закрепления нового материала.
Урок освоения теоретического понятия (2-й урок после введения
понятия, всего 3 урока)
Вариант: использование освоенной методологии решения задач.
2. Усредненный интеллектуальный уровень – средний, 4-5 сильных учеников.
3. Наполняемость класса – 25 человек.
4. Общий эмоциональный настрой – активность, дружелюбие, способность работать в парах и группах.
Слайд 33Урок, демонстрирующий особенности работы по профильному предмету в профильном классе.
Усредненный интеллектуальный
уровень – высокий.
Наполняемость класса – 15 человек.
Общий эмоциональный настрой – мотивация к активной работе.
Необходимость использования одного из ТСО.
Необходимость продемонстрировать реализацию домашнего задания, предложенного к уроку.
Слайд 37“Корзина грецких орехов”
Грецкий орех – зрительный образ трудного вопроса, поэтому
разговор пойдет о том, что заботит педагогов, с чем они пока не могут справиться. Каждый бросает орех и делится неразрешимой ситуацией. Не обязательно сразу давать какие-то советы, но брать на заметку нужно все.
Слайд 38Рекомендации:
Чувство радости и гордости за свой труд - ежедневно, ежеурочно;
Ощущение
"полета", прекрасный контакт с учащимися как на уроках, так и во внеурочное время;
Свободное время, так необходимое учителю для отдыха и личной жизни.
Горящие глаза Ваших учащихся, для которых Ваш предмет - один из самых значимых и любимых;
Самостоятельных деловитых учащихся, выполняющих очередное ВЫБРАННОЕ ИМИ задание;
Стабильный отряд желающих участвовать в научно-практической конференции и олимпиаде по Вашему предмету;
Повышение успеваемости по Вашему предмету в классах, где Вы работаете;
Слайд 39Рекомендации:
Уважение коллег, которые сначала удивятся Вашим разработкам, а потом с удовольствием
познакомятся с Вашим опытом;
Материалы для проведения разнообразнейших открытых уроков;
Поддержку школьной администрации, стремящейся сделать Вашу школу площадкой для инноваций (если администрация, как Вам кажется, вовсе к этому не стремится, не унывайте - дайте руководству время понять всю эффективность Вашей технологии);
Доброжелательное отношение родителей Ваших учащихся. Заметив повышенный интерес детей к Вашему предмету, родители в большинстве своем не останутся в стороне и будут активно Вам помогать как в подготовке проектов в домашних условиях, так и в организации внутриклассных и общешкольных мероприятий по Вашей дисциплине;
Повышенный интерес членов Аттестационной комиссии. Так трудно бывает выбрать тему для инновационной работы в течение межаттестационного периода! У Вас же вопрос переходит в техническую плоскость - воплотив предлагаемую методическую систему, Вы решите все свои аттестационные проблемы;
И многое, многое другое...
Слайд 40Решение педагогического совета:
Научить методам обучения учащихся, повышающим познавательный интерес и активность
на уроке;
Активно внедрять в учебно – воспитательный процесс педагогические технологии развивающего обучения.
Педагогическому коллективу продолжить работу по использованию педагогических технологий в учебно – воспитательном процессе.