Слайд 1Духовно-нравственное воспитание учащихся в системе работы практического психолога
Подготовила: Сидорова А.И.
практический психолог
ГБОУ ЛНР «СГ №7»
Слайд 2Важнейшее из человеческих усилий — стремление к нравственности. От него зависят
наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой и помочь ясно осознать ее значение — главная задача образования.
(А. Эйнштейн)
Слайд 3Цель:
Создание системы духовно-нравственного воспитания, развития учащихся, способствующей личностному развитию и самореализации
в
социально значимой деятельности;
Воспитание образованных, сознательных, деятельных, творческих, патриотически мыслящих,
культурно развитых детей.
Программа духовно – нравственного воспитания
Слайд 4Задачи
социализация выпускников гимназии через активное участие в мероприятиях различных уровней;
формирование у
учащихся убеждений и взглядов, отражающих интересы государства и общества;
воспитание чувства гордости к воинской службе;
формирование и развитие нравственных идеалов, норм правил общечеловеческой морали, чувства долга и чести, порядочности, честности;
воспитание истинно православного человека.
Слайд 5Духовно-нравственный портрет ученика «Стахановской гимназии № 7»
Должен представлять собой духовно-нравственную личность,
умеющий проявить такие качества как
взаимопомощь,
милосердие,
любовь к Отечеству,
терпимость,
гуманизм,
способность сопереживать.
Слайд 6Психологическая служба:
консультации с учащимися;
консультации с родителями;
консультации с учителями;
родительские собрания и лектории.
Слайд 8Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности необходима для отслеживания эффективности принятых методов духовно-нравственного
воспитания и, в случае необходимости, последующей их корректировки.
Слайд 9
Задачи диагностики :
• выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление об уровне
сформированности духовно-нравственного развития школьников;
• систематизация информации об уровне сформированности духовно-нравственного развития школьников;
• обеспечение регулярного и наглядного представления информации об уровне сформированности духовно-нравственного развития обучающихся.
Слайд 10Цель исследования:
диагностика уровня духовно-нравственных качеств личности учащихся 9-х, 10-х классов.
Анализ
результатов диагностического обследования за 2016/2017 учебные годы.
Слайд 11Методы исследования:
наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, проективные методы.
Все результаты выражаются в
баллах и фиксируются в таблицах, представленных ниже.
Слайд 12Содержание целей.
Ценности – цели (терминальные ценности)
Терминальные ценности – это основные цели
человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то к чему он стремится сейчас и в будущем.
Слайд 13
Содержание целей.
Ценности – цели (терминальные ценности)
Самостоятельность, как независимость в суждениях
и оценках
Уверенность в себе
Материальное обеспечение
Здоровье (физическое и психологическое)
Интересная работа
Любовь
Красота
Удовольствие (жизнь полна развлечений)
Свобода, как независимость в действиях и поступках
Хорошие и верные друзья
Познание (возможность расширение своего мира, кругозора)
Счастливая семейная жизнь
Творчество
Признание со стороны окружения
Активная деятельность
Равные возможности для всех
Слайд 16Содержание ценности – средства (инструментальные ценности)
Инструментальные ценности характеризуют средства, которые выбираются
для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности.
Слайд 19Диагностика социально – психологических установок личности в мотивационно – потребностной сфере»
«Выявление
установок, направленных на «альтруизм – эгоизм»
Анализ протокола 2
Слайд 20«Школа ответственности и совестливости»
по методике В.М. Мельников и Л.Т. Ямпольский
Слайд 21«Ученик глазами учителя в аспекте формирования морально – нравственных качеств учащихся»
(для учителей)
Слайд 22 «Эмоциональная направленность личности» (для учителей) методика Т.В. Морозова
Слайд 23Анализ исследования по методике Т.В. Морозова «Эмоциональная направленность личности»
(для учителей)
Слайд 24«Изучение образовательного запроса родителей в аспекте формирования морально – нравственных качеств
обучающихся».
Опрос среди родителей учащихся
10 и 9-х классов
Слайд 251.Какие качества личности должно воспитывать образовательное учреждение?
Родители 10 класса
Самостоятельность
Интеллектуальное совершенствование
Целеустремленность
Ответственность
Родители
9 классов
Способность принимать решения в любой ситуации
Трудолюбие
Уважение
Самостоятельность
Интеллектуальное совершенствование
Слайд 262.К чему образовательное учреждение должно подготовить вашего ребенка?
Родители 10 класса
К продолжению
образования
К сотрудничеству с другими людьми
Родители 9-х классов
К продолжению образования
К сотрудничеству с другими людьми
Слайд 273.Какое жизненное правило, на Ваш взгляд, должен усвоить ребенок, входя во
взрослую жизнь?
Родители 10 класса
Быть самостоятельным
Быть порядочным
Выход всегда есть
Родители 9-х классов
Быть самостоятельным
Выход всегда есть
Уметь брать ответственность на себя
Слайд 284. Кто участвует в формировании и развитии вышеназванных качеств?
Родители 10 класса
Школа
Семья
Родители
9-х классов
Семья
Сам ребенок
Слайд 295. На Ваш взгляд достаточно проводится работы педагогами в плане развития
морально-нравственных качеств учащихся?
Родители 10 класса
Затрудняюсь ответить
Да, достаточно
Родители 9-х классов
Да, достаточно
Слайд 30Духовно-нравственные ценности
заключаются в семье
Что же нужно для её успешного решения?
•Родители должны
осознавать важность духовно-нравственного воспитания детей в семье.
•Родители должны развивать сами в себе нравственные потребности.
•Родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.
•Они должны осознавать важность этой задачи для самих себя, а также чётко представлять себе, как и какими методами формировать в детях нравственные качества.
Слайд 31Для этого необходимо:
•Помочь родителям осознать необходимость решения проблемы.
•Доказательно убедить родителей в
ошибочности и несостоятельности их точки зрения на проблему.
•Дать конкретные рекомендации по решению возникшей проблемы.
•Продумать и организовать наблюдение за решением возникшей проблемы.
•Поддержать родителей и ребёнка, помочь им поверить в возможность выхода из проблемной ситуации.
•Свести к минимуму нередко проявляющееся отрицательное влияние семьи на ребёнка и максимально продемонстрировать положительное.
Слайд 32Выводы и рекомендации:
Результаты диагностики позволили увидеть нам динамику духовно-нравственного развития
личности каждого учащегося и коллектива в целом, проанализировать состояние воспитательного процесса и динамику изменений в развитии отдельных качеств личности.