Презентация, доклад на тему Диагностика школьной зрелости и самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Школьная зрелость - соответствие уровня физического, психологического и социального развития ребенка современным педагогическим требованиям.Это не что иное, как необходимый уровень развития ребенка, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития справляться

Слайд 1МДОУ «Ясли-сад компенсирующего типа для детей с нарушением зрения №71 г.Донецка»
«Диагностика


школьной зрелости и самооценки у детей старшего дошкольного возраста»









Горбовская И.Н.,
практический психолог

МДОУ «Ясли-сад компенсирующего типа для детей с нарушением зрения №71 г.Донецка»«Диагностика школьной зрелости и самооценки у детей

Слайд 2 Школьная зрелость - соответствие уровня
физического, психологического

и социального развития
ребенка современным педагогическим требованиям.
Это не что иное, как необходимый уровень развития ребенка, который позволяет ему без ущерба для здоровья,
нормального развития справляться с учебой в школе.
Школьная зрелость - соответствие уровня физического, психологического и социального развития ребенка современным педагогическим

Слайд 3 Интеллектуальная зрелость: - дифференцированное восприятие, произвольное внимание, аналитическое мышление, наличие

элементарных знаний о природе, культуре, самом себе - способность высказывать элементарные суждения, обосновывать свои мысли
Интеллектуальная зрелость:  - дифференцированное восприятие, произвольное внимание, аналитическое мышление, наличие элементарных знаний о природе, культуре,

Слайд 4 Социальная зрелость: - умение общаться со взрослым и одногодками, инициировать

контакты, устанавливать совместное взаимодействие, договариваться, подчинять свои действия действиям с партнерами, помощь окружающим, способность мобилизоваться на преодоление трудностей, высказывание самоценных суждено, уважать себя и других
Социальная зрелость:  - умение общаться со взрослым и одногодками, инициировать контакты, устанавливать совместное

Слайд 5 Эмоциональная зрелость: проявляется в эмоциональной стойкости ребенка, способности адекватно реагировать

на ситуации и действия, ориентироваться в настроениях и состояниях людей, принимать во внимание и адекватно реагировать на свое эмоциональное поведение, удерживаться от импульсивных проявлений
Эмоциональная зрелость:  проявляется в эмоциональной стойкости ребенка, способности адекватно реагировать на ситуации и действия, ориентироваться

Слайд 6 Высокий уровень школьной зрелости хорошее или удовлетворительное физическое развитие; готовность

руки к письму, умение очень хорошо копировать печатный и письменный текст, работать с ножницами; хороший фонематический слух; широкий кругозор, хорошую общую осведомленность; поставленную речь, большой словарный запас; хорошую память, знание стихов, сказок, умение пересказывать и отвечать на вопросы по услышанному тексту; умение устанавливать сходства и различия между понятиями, классифицировать и обобщать, понимать переносный смысл пословиц и поговорок; знание цифр и букв, умение читать по слогам, прибавлять и отнимать единицу; произвольность поведения; способность самостоятельно решать поставленные задачи; устойчивое желание учиться.
Высокий уровень школьной зрелости  хорошее или удовлетворительное физическое развитие; готовность руки к письму, умение

Слайд 7 Средний уровень школьной зрелости :
хорошее или удовлетворительное физическое развитие;


готовность руки к письму, умение хорошо
или удовлетворительно копировать печатный и письменный текст,
работать с ножницами; хороший фонематический слух; достаточный кругозор,
хорошую или удовлетворительную общую осведомленность; развитую речь,
хороший словарный запас; хорошую память, знание стихов,
сказок, умение пересказать и ответить на простые вопросы
по услышанному тексту;
умение устанавливать сходства и различия между понятиями, классифицировать
и обобщать, понимать переносный смысл несложных пословиц и поговорок;
знание цифр и букв, счет в пределах 10;
произвольность поведения; способность самостоятельно
или при незначительной помощи взрослого решать поставленные задачи;
устойчивое желание учиться
Средний уровень школьной зрелости :хорошее или удовлетворительное физическое развитие; готовность руки к письму, умение хорошо

Слайд 8



Низкий уровень школьной зрелости:
хорошее или удовлетворительное физическое развитие;


слабую готовность руки к письму; узкий кругозор,
недостаточную общую осведомленность;
неразвитую речь, маленький словарный запас;
слабую память; умение пересказывать и отвечать
на вопросы только с помощью взрослого; сравнивать,
классифицировать и обобщать понятия только с подсказками ;
слабо сформированные навыки произвольной деятельности;
слабую учебную мотивацию
Низкий уровень школьной зрелости:хорошее или удовлетворительное физическое развитие; слабую готовность руки к письму; узкий кругозор,

Слайд 9Тест Керна - Иерасека.
Он содержит 3 задания.
1. Графическое копирование

фразы из письменных букв.
2. Срисовывание точек в определенном пространственном
положении.
3. Рисование фигуры человека.

1. Копирование фразы "Ей дан чай"
Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу "Ей дан чай",
написанную письменными(!) буквами.
Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать
образец иностранных слов.
Инструкция. "Посмотри, здесь что-то написано.
Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать.
Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где)
напиши также.

Тест Керна - Иерасека. Он содержит 3 задания. 1. Графическое копирование фразы из письменных букв. 2. Срисовывание

Слайд 101 балл - срисованную фразу можно прочитать.
Буквы не более чем

в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова.
Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.
2 балла - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу.
Их стройность не обязательна.
3 балла - буквы разделены не менее чем на две группы.
Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
4 балла - на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.
5 балл - каракули.

1 балл - срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы

Слайд 112. Срисовывание группы точек
Ребенку выдают бланк с изображением группы точек.
Расстояние

между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм.
Инструкция. "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь«
(показать где).
1 балл - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо
незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки
или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры,
увеличение же возможно не более чем вдвое.
2 балла - число и расположение точек соответствует заданному образцу.
Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать.
Допустимо изображение кружков вместо точек.
3 балла - рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его
по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу
(однако их не должно быть больше 20 и меньше 7).
Отклонение от заданного положения не учитывается.
4 балла - контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек.
Размеры образца и число точек не учитываются совсем.
5 баллов - каракули.
2. Срисовывание группы точекРебенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали

Слайд 133. Рисунок человека
Инструкция: "Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь
мужчину (дядю)."

Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь".
Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: "Можно ли рисовать тетю?»
- необходимо объяснить, что рисовать надо дядю.
Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру,
можно разрешить ее дорисовать,
а затем попросить рядом нарисовать мужчину.
При оценке рисунка человека учитывается:
- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя,
так что видна форма конечностей.
3. Рисунок человека Инструкция:

Слайд 141 балл - есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше

туловища.
На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот.
Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды.
Рисунок сделан непрерывной линией ("синтетический",
когда руки и ноги как бы "вытекают" из туловища.
2 балла - по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы,
один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.
Рисунок выполнен не "синтетическим способом".
Нарисована отдельно голова и туловище. К ним "прилеплены" руки и ноги.
3 балла - есть голова, туловище, конечности.
Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями.
Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла - примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии.
По принципу "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек".
5 баллов - отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног.
Каракули.


1 балл - есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши,

Слайд 15Итоги:
Если общая сумма баллов:
1-6 - высокий уровень
7-11 - средний уровень
12-15

- низкий уровень (требуется дополнительная углубленная
диагностика)
Результат тестового испытания можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость (возможны случаи, когда способные дети схематично рисуют
человека и поэтому получают плохие результаты).

Сводный протокол
определения школьной зрелости детей _______ года жизни
МДОУ № ________ Группа _____________ Дата ________________
Воспитатели __________________________________________________

Итоги:Если общая сумма баллов:1-6 - высокий уровень 7-11 - средний уровень12-15 - низкий уровень (требуется дополнительная углубленная

Слайд 16Самооценка - оценка человеком самого себя,
своих достоинств и недостатков, возможностей,

качеств,
своего места среди других людей.
Это наиболее существенная и наиболее изучаемая
в психологии сторона самосознания личности.
С помощью самооценки происходит регуляция
поведения личности.
Самооценка - оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.

Слайд 17 Методика исследования самооценки ребенка «Лесенка», В.Г.

Щур.
Данная методика основана на оценивании детьми старшего дошкольного возраста
своих личностных качеств, таких как доброта; умственные качества; сила;
смелость; здоровье; внешность; волевые качества.
Материалы: нарисованная лесенка, карандаш (ручка).
Проведение теста: Ребенку дают листок с нарисованной на нём лестницей и
объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребёнок ваше
объяснение. В случае необходимости следует повторить его.
После этого задают вопросы, ответы записывают.
Инструкция. звучит следующим образом (на примере 1-й лесенки):
«На этих лесенках расположены все люди – от самых хороших до самых плохих
(сопровождается движением руки вдоль лесенки сверху вниз),
от самых глупых до самых умных (движение вдоль лестницы снизу вверх).
На самом верху находятся самые умные люди на свете, в самом низу – самые глупые,
посередине – средние.
Где ты среди всех этих людей? Отметь свое место красным кружочком».
Аналогичное исследование повторяется по всем шкалам.
Интерпретация результатов
Завышенная оценка – самая верхняя ступень­ка;
оптимальная оценка – средние ступеньки (4-я и 3-я сверху);
заниженная оценка - 2 нижние ступеньки.
Методика исследования самооценки ребенка «Лесенка», В.Г. Щур. Данная методика основана на оценивании

Слайд 18

хороший
плохой
добрый
злой
умный
глупый
сильный
слабый
красивый
некрасивый
взрослый
маленький
здоровый
нездоровый
лучший
худший
ученик
ученик
БЛАНК ОПРЕДЕЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА
Ребенок _______________________________ Возраст _______ДУУ № Группа №

___
Обследовал ___________________ Результат ____________________________________











хорошийплохойдобрыйзлойумныйглупыйсильныйслабыйкрасивыйнекрасивыйвзрослыймаленькийздоровыйнездоровыйлучшийхудшийученикученикБЛАНК ОПРЕДЕЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКАРебенок _______________________________ Возраст _______ДУУ №  Группа № ___ Обследовал ___________________  Результат ____________________________________

Слайд 19Основные стратегии позитивного оценивания ребенка
старшего дошкольного возраста.
1.Положительная оценка ребенка как

личности, демонстрация
доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался»).
2. Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания,
или нарушения норм поведения («Но сейчас ты поступил неправильно,
ты толкнул Машу»).
3. Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения
(«Тебе показалось, что Маша толкнула тебя специально, но она это сделала
не нарочно»).
4. Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и
допустимых в данной ситуации форм поведения.
5. Выражение уверенности в том, что у него все получится
(«он не будет больше толкать девочек»).
6.В процессе общения ребенок постоянно получает обратную связь.
Позитивная обратная связь сообщает ребенку о том, что его действия
правильны и полезны. Таким образом, ребенок убеждается в своей
компетентности и достоинствах.
7.Улыбка, похвала, одобрение - все это примеры положительного
подкрепления, они ведут к повышению самооценки, создают позитивный
образ Я.
8. Необходимо учить ребенка ставить реальные цели и справляться с
неудачами.
Основные стратегии позитивного оценивания ребенка старшего дошкольного возраста.1.Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения

Слайд 20Спасибо за внимание!

Спасибо  за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть