Слайд 2БУЛЛИНГ – ЧТО ЭТО?
Травля (буллинг, моббинг) – агрессия одних
детей против других, при этом жертва сильно задета происходящим и не имеет возможности защитить себя в актуальной ситуации.
Булль (от анг. Bully) хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник)
Слайд 3
ПРИЗНАКИ ТРАВЛИ
неравенство сил
систематичность (повторяемость);
неадекватно высокая чувствительность жертвы.
Травля
разнообразна, это не только физическая агрессия, скорее и чаще – психологическая.
Слайд 4ВИДЫ ТРАВЛИ
Прямая (физическая)
Кибербуллинг
Косвенная (психологическая)
Слайд 5ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БУЛЛИНГ (ПОДВИДЫ):
Вербальный буллинг
Невербальный буллинг
Запугивание
Изоляция
Вымогательство
Повреждение и иные действия с имуществом
Слайд 6КИБЕРБУЛЛИНГ
оскорбление, унижение, пересылка неоднозначных изображений и фотографий, анонимные телефонные звонки,
обзывания, распространение слухов, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в интернет
Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.
Слайд 7РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МИФЫ О ТРАВЛЕ
(ПО МАТЕРИАЛАМ С.В. КРИВЦОВОЙ)
Однако в последние годы
появились факторы, способствующие росту проявлений насилия: многонациональность, инклюзия, демонстрация насилия в СМИ, новые возможности (мобильный телефон, соцсети) и т.п.
1. Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!)
2. Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы (проблемы насилия в школе были и будут во все времена, в частности потому, что школа собирает незрелых еще личностей – детей и подростков).
3. Травля характерна для подростковой среды, в начальной школе этого феномена нет.
(В любой школе, в любом классе и у любого учителя, особенно у хорошего (потому что дети его меньше боятся) могут обнаружиться факты травли, провокаций, физического или эмоционального давления как среди сверстников, так и в отношениях ученика с учителем).
Слайд 8РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МИФЫ О ТРАВЛЕ
(ПО МАТЕРИАЛАМ С.В. КРИВЦОВОЙ)
4.Вызывать беспокойство должны только
случаи физического насилия.
По статистике дети гораздо реже чувствуют себя «затравленными» из-за физических воздействий, чаще – из-за других видов агрессии: словесной травли (оскорбления, злые шутки, провокации, обзывания, т.д.), бойкота. Причиной суицидов часто является изоляция со стороны референтной группы, бойкот.
5.Агрессорами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками.
Статистика показывает, что самооценка агрессоров высока, их поведение вызвано не эмоциями, которые они не могут контролировать, а холодным расчетом. Они прекрасно умеют вести себя корректно, но не делают этого, если чувствуют отсутствие угрозы наказания.
6. Жертвами травли становятся дети,
которые «сами виноваты» в том, что не
могут выстроить отношения со сверстниками.
ЖЕРТВОЙ ТРАВЛИ МОЖЕТ СТАТЬ ЛЮБОЙ УЧЕНИК.
Слайд 9СТАТИСТИКА
Девочки чаще становятся жертвами сплетен, непристойных высказываний и жестов.
Основным способом втягивания «жертвы» в ситуацию буллинга происходит по средствам провокации.
Причем, не
важно, какой будет ее реакция, процесс травли будет продолжаться.
Слайд 10СТАТИСТИКА
прямая травля происходит в основном в младшей школе
пики косвенной травли
приходятся на
переходы в среднюю и старшую школу
мальчики больше девочек склонны
участвовать в травле в разных
ролях, они же чаще становятся
жертвами физической травли,
у них отбирают деньги
Слайд 11СТАТИСТИКА
В среде маленьких мальчиков физическая агрессия, как правило, влечет за собой
непопулярность и социальное отторжение со стороны сверстников
У 10-12 –летних мальчиков буллинг сильнее всего выражен в начале учебного года, когда дети борются за свой статус в школьной жизни (лидер, принятые, непринятые,
отверженные, изгои)
Когда этот процесс завершен и
групповая иерархия оформлена,
буллинг ослабевает.
Слайд 12СТАТИСТИКА
В начальной школе насилие может начинаться с рэкета – когда старшеклассники
отбирают у младших деньги и мобильные телефоны.
У детей 11–15 лет в ходу сплетни, унизительные шутки, бойкот.
Мальчики и девочки используют разные формы
буллинга. Мальчики - физический буллинг (пинки, толчки и т.п.), девочки охотнее пользуются косвенными формами
Девочкам труднее справиться
с проблемой буллинга,
чем мальчикам.
Слайд 13ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ БУЛЛИНГА:
Психологическое
(престиж, социальный статус).
Потребность во власти, удовлетворение от причинения вреда другим
Вознаграждение материальное (деньги, сигареты, другие вещи, отбираемые у жертвы)
Слайд 14ИТАК:
Основными действующими лицами являются агрессор и жертва
буллинг осуществляется преднамеренно, и направлен
на нанесение физических и
душевных страданий другому человеку
буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит;
буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.
Слайд 15УЧАСТНИКИ СИТУАЦИИ ТРАВЛИ
Мы все либо агрессоры, либо жертвы, либо наблюдатели
БУЛЛЕРЫ
ЖЕРТВА
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ
ОДОБРЯЮЩИЕ
ПАССИВНЫЕ ОДОБРЯЮЩИЕ
РАВНОДУШНЫЕ
СВИДЕТЕЛИ
ЗАЩИТНИКИ
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНИКИ
Слайд 16ЖЕРТВЫ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА:
физические недостатки, болезни,
особенности поведения и внешности («не такой как все»),
плохие социальные навыки или отсутствие опыта жизни в коллективе,
низкий интеллект и трудности в обучении
не уверенные
в себе
Эмоционально реагирующие на провокации
Тревожные
Дети, вызывающие неприязнь взрослых
и т. д.
жертвой буллинга может стать каждый!
Слайд 17ВАЖНО!
в семье «жертв» травли часто
практикуются либо домашнее
насилие, либо гиперопека;
дети инициаторы травли так же часто подвергаются
жестокому обращению в семье;
Слайд 18ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ, ЕСЛИ ДЕТИ:
притворяются больными, чтобы избежать похода в школу;
боятся
одни идти в школу и домой, просят проводить их на уроки, часто опаздывают;
меняется поведение и характер ребенка;
явные симптомы страха, заключающиеся
в нарушениях сна и аппетита, ночном крике,
энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости
и скрытности;
частые просьбы дать денег, воровство;
снижение качества учебы, потеря
интереса к любимым занятиям;
постоянные ссадины, синяки и другие травмы;
молчаливость, нежелание идти на разговор;
суицидальные намерения и как крайняя степень – суицид.
Слайд 20ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЖЕРТВЫ БУЛЛИНГА:
низкая успеваемость
нежелание ходить в школу,
невротические и
даже психические
расстройства.
Подозрительность, неверие в добрые
намерения других людей
у ребенка-жертвы могут возникнуть проблемы во взаимодействии с окружающими, причем эти трудности могут проявиться и в юности, и в молодости, и даже в зрелом возрасте.
Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.
Слайд 21ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ БУЛЛЯ И НАБЛЮДАТЕЛЕЙ
Большинство обидчиков часто не достигают высокой степени
реализации своих способностей, так как привыкают самоутверждаться за счет других, а не в результате собственных усилий.
Агрессоров же развращает безнаказанность, они
усваивают, что подобными методами можно
управлять окружающими.
Даже психика сторонних наблюдателей
подвергается изменению – у них может
развиваться позиция невмешательства и
игнорирования чужого страдания.
Не менее вредна ситуация травли для наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе.
Слайд 22КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ:
кого-то зажимают в углу помещения
школьные принадлежности ребенка часто
бывают разбросаны по классу или спрятаны;
на уроках ученик ведет себя скрытно, боязливо;
школьника постоянно оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;
во время перемены, в столовой ребенок держится в стороне от других школьников;
на других детей школьник реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать;
ребенок может быть растерянным, трястись от испуга, страха, плакать;
признаки насилия на теле или лице у школьника
один из учеников находиться в изоляции;
младшие школьники боятся зайти в туалет;
дети после уроков не расходятся, а кого-то
ждут около школы.
Слайд 23МЫ УЗНАЛИ О ЖЕРТВЕ…
Скажите ребёнку:
Я тебе верю (это поможет ребёнку
понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребёнку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
Это не твоя вина (дайте понять ребёнку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребёнку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
Ты важен для меня и я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребёнку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту)
Если ребёнок подтвердил Вам в разговоре,
что он - жертва буллинга.
Слайд 24МЫ УЗНАЛИ О ЖЕРТВЕ…
Очень важно защитить ученика, ставшего «жертвой»
и перестать
скрывать буллинг.
Провести доверительную беседу с ребенком, которого
обидели, попытаться понять его, поддержать,
помочь устранить негативные эмоции (чувство страха,
обиды, вины).
Разговор с классом. Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор сделает ситуацию явной для всех, поможет разрешить конфликт и разногласия, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно привлекаются к беседе и обсуждению те школьники, которые ведут себя позитивно.
Проинформировать педагогический коллектив о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.
Пригласить родителей для беседы. Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно, как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) признаки, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.
Санкции. Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений "жертве" и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано.
Слайд 25СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, ЧТО…
Один взрослый не сможет справиться с фактами насилия в
школе. Победить собственное чувство бессилия и создать в школе атмосферу безопасности, можно только в том случае, если учителя и родители объединятся против насилия.
Ну и самое главное - внутришкольные правила
подчиняться которым следует всем!!!
Если в школе найдется хотя бы один неравнодушный взрослый, ситуация может поменяться в лучшую сторону.
Важно любое действие – от привлечения внимания к проблеме до конкретных действий в каждом случае.
Необходима системная работа на всех уровнях, тем не менее важен вклад каждого.
Слайд 26КТО ОНИ – БУЛЛЕРЫ?
активные, общительные дети,
претендующие на роль лидера в классе;
агрессивные дети, нашедшие для
самоутверждения безответную жертву
дети, стремящиеся любой ценой
быть в центре внимания
дети, привыкшие относиться к
окружающим с чувством превосходства,
делящие всех на «своих» и «чужих»
эгоцентрики, не умеющие сочувствовать
окружающим, ставить себя на место других
максималисты, не желающие
идти на компромиссы дети
Слайд 27ПРИЧИНЫ АГРЕССИИ БУЛЛЕРА
Бьют в семье
Психологическое насилие
Пережитый в прошлом буллинг
Переживание горя
Слайд 28ОБМЕН РОЛЯМИ
БУЛЛЕР ЖЕРТВА
ЗАЩИТНИК ЖЕРТВА
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ
Слайд 29МЫ УЗНАЛИ ОБ АГРЕССОРЕ…
критиковать, корректировать поведение, но ни в коем случае
не переходить на личности.
санкции являются отличным средством, чтобы дать ребенку понять, чем может быть чреват его свободный выбор.
Нужно учитывать, что ответственность за нормальные отношения между детьми и взрослыми лежит исключительно на представителях старшего поколения.
Слайд 31СТИМУЛЫ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ МОББИНГА
страх, в устоявшемся коллективе реакция моббинга вполне вероятна,
как только в группе появляется новичок с неординарным поведением или внешностью.
внутреннее напряжение всего коллектива.
безделье и скука.
Личная невостребованность
вполне может быть
компенсирована агрессией .
Слайд 32ИЕРАРХИЯ КЛАССА
В тех классах, где существует жесткая структура иерархии, ребенок вынужден
играть отведенную ему роль жертвы на протяжении всей школьной жизни.
другие преподаватели могут подвергаться буллингу со стороны учащихся.
Некоторые учителя, злоупотребляя властью, оскорбляют и унижают своих учеников
Буллинг существует не только среди детей, но и в отношениях между учителями и учащимися.
Если же класс слабо структурирован, ребенок может от этой роли освободиться.
Объединение класса не по общим интересам, а по необходимости - детям просто некуда деться.
достойное положение в группе сверстников, дающее ребенку и подростку моральное удовлетворение, – основное условие для нормального психического развития
Слайд 33ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СЛУЧАЕ ТРАВЛИ:
Боязнь, что еще больше «затюкают»
Напоминание о нашей
уязвимости – смущение, брезгливость
мифы
Дети не рассказывают – считают себя виноватым
Сопротивление педагогов, родителей
Кажущаяся незначительность проблемы
Слайд 34
ТИПЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К БУЛЛИНГУ
Активное сопротивление
Пассивное сопротивление.
Отказ от сопротивления.
Бегство от травли.
Проблемно-усугубляющее
поведение
Слайд 35Важно поддерживать у ребенка адекватную самооценку, не унижать, не превозносить, стараться
обсуждать школьные дела и отношения, не вынося безапелляционных оценок.
Рассматривать поведение ребенка и его
одноклассников с разных позиций, обучая
умению встать на место другого,
почувствовать его переживания и в то
же время помогая научиться
регулировать свои действия, не
поддаваться на провокацию, сказать
«нет», если необходимо, обратиться за
помощью к взрослым.
Искренне интересоваться делами своего ребенка в классе, его ролями в классных делах, отношениями с одноклассниками, более старшими и более младшими детьми. Они не должны отмахиваться от возникающих проблем во взаимодействии ребенка со сверстниками. Такое бесчувствие со стороны близких может привести к трагедии.
Работа с семьей:
Слайд 37ЕСЛИ ВЫ СТАЛИ ЖЕРТВОЙ КИБЕРБУЛЛИНГА
Сохранять спокойствие. Главная задача - эмоциональная
поддержка.
Отправьте обидчика в черный список или смените электронный адрес или страницу в социальной сети.
Если вы смогли обнаружить, кто именно был источником угроз, сообщите об этом родителям агрессора или администрации школы, в которой он учится.
Сохранить свидетельства этого события. Сделать копии полученных сообщений. В случае повторения угроз - обращайтесь в органы правопорядка.
Слайд 38АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ В СИТУАЦИИ БУЛЛИНГА
Необходимо прояснить следующие
аспекты:
реальность самого буллинга;
его длительность;
его характер (физический, психологический, смешанный);
основные проявления буллинга;
участники (инициаторы и исполнители буллинга), их участие в буллинге;
свидетели и их отношение к происходящему;
поведение жертвы (пострадавшего);
динамику всего происходящего;
прочие важные для диагностики обстоятельства.
Слайд 39ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ТРАВЛИ:
Буллинг надо обсуждать
Формировать поддерживающую среду
Против каждой сила найдется большая
сила
Тренировать неравнодушие
Тренинги уверенного поведения
Повышать самооценку
Реагировать с юмором(словесное айкидо)
Четкие правила в классе: что не запрещено, то разрешено
Учиться конструктивной критике, не переходя на личности
Слайд 40ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА:
Внутриклассные правила
Классные часы
Родительские собрания
Просмотр фильмов
Постановки
Сочинения
Комбинирование форм работы
Привлечение психолога
Слайд 42В КАКИХ ШКОЛАХ НЕТ МЕСТА БУЛЛИНГУ:
Твердая позиция неприятия любых видов издевательств
четкие
правила поведения, говорящие о том, что нельзя нападать на других, нельзя оскорблять других
конфликты внимательно обсуждаются, разъясняются, не поощряется нездоровая конкуренция между учениками, персонал школы не разделяет учащихся на «хороших» и «плохих»
взрослые быстро замечают проявления агрессии детей по отношению друг к другу и создают условия для того, чтобы дети могли общаться конструктивно
отношение ко всем принимающее, заботливое,
взращивается терпимость по отношению к различиям
между людьми.