Слайд 1Бихевиористическая психология
Б.В.Скиннер
Слайд 2Бихевиоризм
(от англ. behavior — поведение) — направление в психологии,
отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику и личность к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
Бихевиоризм возникает в США в ЗО-е гг. и окончательно оформляется в самостоятельное направление в 50-е гг. нашего века.
Слайд 3Радикальный бихевиоризм Скиннера
Скиннер утверждал, что поведение человека почти всецело формируется его
внешним окружением.
Он отвергал понятия скрытых психических процессов, таких, как мотивы, цели, чувства, бессознательные тенденции и пр.
Слайд 4 Скиннер считал, что экспериментальный анализ поведения животных
позволит открыть принципы поведения, общие для животных и человека. Опираясь на нормы поведения важнейшая психолого-педагогическая задача становится решаемой.
Манипулируя переменными окружающей среды , можно прогнозировать и контролировать поведенческие реакции индивида.
Слайд 5Выделяется два типа поведения:
Респондентное;
Оперантное.
Слайд 6 Оперантное поведение - спонтанные действия, для которых
не существует первоначального стимула, поддающегося распознаванию.
По оперантному типу научения происходит формирование множества форм человеческого поведения (умение одеваться, привычка читать книги, сдерживать проявления агрессии, преодолевать застенчивость и т.п.).
Слайд 7 Реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться.
Реакция, за которой
следует негативный
результат или наказание,
уменьшается.
Слайд 8Подкрепление:
Подкрепление усиливает реакцию, увеличивает вероятность ее появления.
Слайд 9Типы подкрепления:
Первичное (вода, еда, сон);
Вторичное (деньги, внимание со стороны значимого другого,
одобрение родителей, сверстников, учителей).
Слайд 10Виды подкрепления:
Позитивное;
Негативное.
Слайд 11Позитивное подкрепление
поведение => награда => усиление поведения
Негативное подкрепление
поведение => игнорирование => усиление поведения
Слайд 12 Поведение может контролироваться также с помощью наказания. Такое
последствие призвано изжить поведенческую реакцию. Скиннер утверждал, что подобный контроль поведения неэффективен и может вызывать негативные побочные эффекты (страх, падение самооценки и т.п.).
Он настаивал на том, что позитивное подкрепление (поощрение) гораздо более надежный метод формирования поведения .
Слайд 13 В случае научения сложному поведению (навыки письма) используется
метод последовательного приближения. Шаг за шагом подкрепление многократно включается при изменении поведения в направлении желаемого. Другой принцип научения — незамедлительность подкрепления.
Слайд 14 Скиннер считал, что поведение человека в течение
жизни изменяется и периодически возникают кризисы. Кризисные явления вызываются такими изменениями среды, к которым индивид не имеет адекватного набора поведенческих реакций.
В бихевиоризме не стоит проблема возрастной периодизации развития, так как считается, что среда формирует поведение ребенка постоянно и непрерывно. Периодизация развития зависит от среды
Слайд 15 Постоянный опыт научения создает то, что в
других психологических школах называют личностью. Личность — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Уникальность человека задается своеобразным сочетанием генетических характеристик и индивидуальным репертуаром
научения. Психическое развитие, отождествляется с научением,
и в условиях специального
обучения, и возникающих
стихийно. Человек таков,
каким он научился быть.
Слайд 16 Идеи Скиннера нашли широкое практическое применение. Стратегия
успешного последовательного приближения и техники позитивного подкрепления стали основой модификации поведения индивида.
Применяются оперантные
методики и к детям
дошкольного возраста,
и к пациентам
психиатрических клиник,
и к заключенным в тюрьмах.