Слайд 1
Школа молодого руководителя
секции НОУ
Требования к научно-исследовательским работам обучающихся
Подольская И.А.
канд.пед.наук,
доцент
учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия №18»
города Магнитогорска
Слайд 2Исследовательская деятельность
это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а
на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования
Цель исследовательской деятельности –
в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Слайд 3Исследовательская деятельность
Личностно
ориентирована
Характеризуется возрастанием интереса к учебе
Позволяет учиться на собственном опыте, на
реализации конкретного дела
Позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах
Приносит удовлетворение ученикам, видящих продукт собственного труда
Слайд 4Условия успешности учебно-исследовательской деятельности
Личный интерес учащегося
Четкость и конкретность постановки цели
Определение планируемых
результатов
Представление итогов работы и отстаивание собственного мнения
Слайд 5Научно-исследовательская деятельность (работа)
Цель исследования -изучение сущности явления, нахождение истины, открытие новых
закономерностей
Исследование подразумевает выдвижение гипотез, их экспериментальную и теоретическую проверку
Результаты не всегда предсказуемы
Исследование по выбранной теме можно вести всю жизнь.
Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.
Гипотеза в проекте, как правило, отсутствует
Результат – заранее продуманный проектный продукт. Полученный результат известен уже в начале реализации проекта.
Носит разовый характер.
Проектная
деятельность (работа)
Слайд 6Правила существуют для всех
Для любой конференции, конкурса существуют правила оформления материалов,
которые надо неукоснительно соблюдать.
Работы, оформленные не по правилам не рассматриваются и не принимаются (превышение объема работы, не соблюдение технических требований, отсутствие структуры).
Присутствие личных
местоимений
Слайд 7Наиболее распространенные ошибки в работах учащихся
Неудачный выбор темы исследования
Некорректное название работы
Неправильная
формулировка цели и задач исследования
Выполнение работы на единичных индивидах, отсутствие контрольной группы.
Отсутствие статистической обработки результатов.
Неграмотная формулировка выводов.
Неправильное оформление списка литературы
Отсутствие ссылок на литературные источники в тексте работы
Слайд 8Выбор темы
Успех работы или проекта на 70% зависит от удачно выбранной
темы.
Выбирайте актуальные темы. Это самый просто способ попасть в точку. Пишите о том, что вызывает вопросы и споры, о том, что всегда на слуху и часто подвергается сомнениям. Это хороший способ не только сделать успешный проект, но и быть человеком, подкованным в массово обсуждаемых вопросах.
Посмотрите аналитику Google или Яндекс. Проанализируйте, что чаще всего люди ищут в интернете. Когда у человека появляется вопрос, первое, куда он пойдет за ответом - интернет. Пользуйтесь этим, старайтесь связывать тему проекта с часто запрашиваемыми вещами.
Изучите знаменательные даты. Актуальность темы легче связать с памятным юбилейным событием.
Слайд 9Проанализируйте сложность написания работы. Вы можете взять сложную тему, но не справиться
с заданием и неточно или не до конца раскрыть ее - это намного хуже, чем проект по менее важной, но досконально проработанной теме.
Проанализируйте книги и ресурсы, которые вам доступны.. Выясните все, что у вас имеется и попробуйте поставить план вашей работы, если бы вы её взяли. Если он полностью подходит под поставленные перед вами рамки, смело беритесь за эту тему. Если же у вас возникают затруднения с поиском материала, лучше от темы отказаться.
Составьте список из понравившихся вам тем. Оцените по 10-бальной шкале, актуальность, интересность и простоту написания каждой из тем. Выберите одну из тем. Не обязательно выбирать самую "удачную" тему. Многое будет зависеть от вашего личного интереса к поднятой проблеме. Если тема заинтересует вас, то и вы сможете заинтересовать ей публику.
Слайд 10Требования к теме исследования
1. Тема должна быть достаточно актуальной и ,
по возможности, нестандартной.
2. Тема и уровень работы должны соответствовать возрасту ученика.
3. Широко сформулированная тема не дает возможности выполнить качественное исследование.
4. Если работа выполняется на базе научного учреждения, необходимо четко очертить рамки самостоятельного исследования школьника.
5. Не следует допускать выполнение псевдонаучных работ.
Слайд 11Корректные названия работы
Фразеологизмы в русских народных сказках
Происхождение флористических символов англоязычных стран»
История
слова «тунеядец» в контексте истории страны
Биоразнообразие мхов в заповеднике «Юганский».
Определение гармоничности физического развития подростков.
Сравнительный анализ содержания витамина С в плодах.
Основные классы неорганических соединений в живописи
Быстрое питание – скорое заболевание.
Курильщик – сам себе могильщик.
Заливается звонок – начинается урок
Арахис в роток – здоровья лоток
Затаился ли свинец?
Исследование белок Таймыра.
Исследование состояния воздуха.
Лечебные свойства музыки
Некорректные названия работы
Слайд 12Структура исследовательской работы
Титульный лист
Оглавление/содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1.
1.2.
Глава 2. Практическая/экспериментальная часть работы (ход и результаты исследования)
2.1.
2.2.
Заключение
Библиографический список
Приложение
Слайд 13Оглавление
Из названия работы и оглавления должно быть понятно чему посвящена работа,
что именно исследовали.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы национальной языковой политики 5
1.1 Понятие и сущность языковой политики 5
1.2 Механизмы реализации языковой политики и проблемы
русскоязычного населения за пределами РФ 6
Глава II. Практическое исследование языковых процессов
и их лингвокультурологический анализ 10
2.1 Исторический анализ заимствований иностранных слов
в русском языке 10
2.2. Языковые процессы народов Южного Урала 11
2.3. Язык и языковые процессы города Магнитогорска:
лингвокультурологический анализ 16
Заключение 20
Список используемой литературы 21
Приложения 22
Слайд 14ВВЕДЕНИЕ
Типичные ошибки
Слишком большой объем раздела
(Объем - не более 1-2 стр.).
Отсутствие
четкой формулировки проблемы, актуальности работы.
Некорректная формулировка цели и задач исследования.
Слайд 15Разделы введения
Актуальность нашей работы заключается в том, что
Актуальность исследования определила тему
нашей работы: «………»
Цель работы/исследования: Цель может быть только одна, формулируется фразой с глаголами «установить, выявить, определить, сравнить, изучить» и т.п. Цель задает направление работы. Цель-это то, что должно быть достигнуто в конце работы. Одно из требований – краткость и четкость
Например: Цель работы: изучить языковую политику в мире и в России, а также определить тенденции развития русского языка в современном многонациональном обществе (на примере народов Южного Урала).
Слайд 16Поставленная цель определила круг задач исследования: Задачи – это ступени к цели исследования.
Задач должно быть несколько. Задачи не могут повторять цель и быть шире цели. Задачи работы должны: Соответствовать теме и цели; Быть реальными и посильными для автора ( в зависимости от способностей и возраста); Не следует формулировать задачи, которые может решить только педколлектив, директор школы, управление образования и т.п.
Например:
1. Рассмотреть понятие «языковая политика», а также изучить теоретические аспекты языковой политики, позволяющие раскрыть сущность языковых процессов;
2. Изучить механизмы реализации языковой политики;
3. Провести лингвокультурологический анализ и выявить внешние и внутренние факторы, влияющие на языковые процессы, происходящие на территории Южного Урала.
4. Определить перспективы развития современной языковой политики в России и русского языка в частности.
Слайд 17Гипотеза – научное предположение, выдвинутое для объяснения явления, процессов и др.
В ходе исследования гипотеза или подтверждается или опровергается
Например: мы предполагаем, что русский язык переживает бурную трансформацию в связи с притоками иноязычного населения на территорию России, так и в связи с активной эмиграцией русских граждан за пределы своей страны.
Объект исследования - то, на что направлен процесс познания (процесс, сфера жизни, коллектив, отношения и.т.д.)
Например:. объектом исследования будет являться население России и Южного Урала, в частности
Слайд 18Предмет исследования – идеи, свойства, характеристики, присущие данному объекту
Например:
предметом исследования –состояние русского языка и языковые трансформации в современной России (на примере народов Южного Урала).
Практическая значимость – для чего проводится исследование
Например: ….. доказать, что без языковых заимствований невозможно развитие языка в целом, хотя это и ведет к утрате национального колорита, но тем не менее развитие языка говорит о развитии культуры и приобретении новых культурных ценностей и ориентиров.
Слайд 19Методы исследования
При выполнении исследовательской работы использовались следующие методы исследования: общенаучные методы
сбора и анализа информации, сравнительно-сопоставительный метод.
Структура работы
Структура работы: данная работа состоит из введения, в котором описывается актуальность рассматриваемой проблемы; теоретической части, где даются общие характеристики языковой политики и механизмах ее реализации; в практической части проведен лингвокультурологический анализ языковых процессов на территории Южного Урала; заключения, списка использованной литературы и приложения.
Слайд 20Требования к теоретической части работы
Обзор литературы/документов
Полное описание проблемы
Как правило,
1.1. Сущность
понятия/явления/процесса
1.2. Виды/типы/направления/механизмы
Слайд 21Требования к практической части работы
Непосредственное описание хода эксперимента/анализа/опроса
Представление результатов
Большинство результатов лучше
представлять
графически ( таблицы, диаграммы, графики).
Эти таблицы и рисунки размещаются не в
приложениях, а непосредственно в тексте.
Диаграммы и таблицы выполняются в едином стиле оформления и в соответствии с правилами.
Все таблицы и рисунки должны быть пронумерованы и носить название
Слайд 22Правила оформления таблиц
1. Таблица должна быть понятной и компактной. Если данных
много, то лучше сделать несколько небольших таблиц.
2. Все таблицы нумеруются по порядку. Заголовок должен быть кратким, но при этом содержать необходимую информацию для понимания представленных данных
3. В таблице обязательно должны быть указаны единицы измерения представленных результатов.
Таблица 1. Молодежь в политике
Слайд 23Рис.1. Городское население Челябинской области
Рис.2. Сельское население Челябинской области
Слайд 24Список литературы
Список составляется по алфавиту
Список не должен быть очень кратким
или чрезмерно большим
Литература должна быть не позднее 2010 года выпуска (10% устаревшей литературы)
Приветствуются ссылки на научные статьи/научные журналы
Список оформляется по ГОСТу
Обязательно в тексте работы должны быть ссылки на литературу. Оформляется в скобках с указанием номера источника из списка литературы и номером страницы. (3, с.57) Если интернет, то только номер источника (8). Можно использовать квадратные скобки [3, с.57]
Слайд 25 Появление на Южном
Урале (а также и в Зауралье, и в Сибири) первых белорусов связывают с тем, что они прибыли сюда как сосланные военнопленные в 17 веке, в период правления Алексея Михайловича, когда российские войска отвоевывали Украину и притесняли литовцев. Тогда хватали в плен и высылали подальше от западных пределов России людей, которых назвали литвинами. Это и есть белорусы. Они разговаривали на собственном языке, были православными. (2, 212-213).
Население современного Южного Урала (Челябинская область) представляет собой более ста тридцати национальностей. Русское народонаселение является более многочисленным и составляет 82,3% от общего количества народонаселения области. Это преобладание типично как для городской, так и для сельской местности (Рис.1 и Рис.2).
Список используемой литературы
1.Базиев А.Т., Исаев М.И. Язык и нация. М., 1973. - 186.с.
2.Галигузов И.Ф. Народы Южного Урала: история и культура. Магнитогорск, 2000.- 500с.
3.Гунжитова Г.Ц. Государственная языковая политика в России на современном этапе: автореферат дис. ... кандидата политические наук. Улан-Удэ, 2011.- 24 с.
Слайд 26Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) пришел к мнению о том,
что авторами льготных пособий в нашем государстве являются семь основных групп (см. Рис.2), среди которых на четвертом месте вместе с инвалидами и участниками ВОВ располагаются многодетные семьи (3).
Список использованной литературы
Борисов В. А. Демография. М., 2001. - 272 с.
Всероссийская конференция «Многодетная семья в современной России» [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.semya.org.ru/events/
Демографические процессы современного российского общества [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://wciom.ru/society/
Слайд 27Исследованием не является:
Сугубо реферативная работа
Единичный эксперимент
Беседы со школьным врачом, библиотекарем и
т.п.
Экскурсия в лабораторию, на фабрику и т.д.
Слайд 28НДР
Помните, что все работы проверяются на интернет – плагиат, и тем,
что Вы присылаете такие работы на Всероссийский конкурс, Вы дискредитируете в первую очередь себя, своего руководителя, который указан в титульном листе и заявке, а также свое учебное учреждение, которое представляете, участвуя в конкурсе. В случае нахождения большого процента интернет плагиата в практической части работы, выводах или заключении, оргкомитет оставляет за собой право не оценивать данные работы, не публиковать тезисы в сборнике и не награждать таких участников конкурса. Надеемся, что Вы понимаете, что это справедливо
Слайд 29Система антиплагиат
Программа: Advego Plagiatus
http://advego.ru/plagiatus
http://www.lamerkomp.ru/load/programmirovanie/webmaster/advego_plagiatus/62-1-0-3009
Слайд 35https://www.etxt.ru/antiplagiat/
Слайд 38СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
inna.podolskaya@inbox.ru
Слайд 40Использованные источники
1. Автор данного шаблона: Ермолаева ИА
Название сайта: http://pedsovet.su/
2. http://www.kakprosto.ru
3. Материалы
Вебинара МАН «Интеллект будущего» «Требования к исследовательским работам учащихся на конкурсах и конференциях МАН "Интеллект будущего" ( Что надо знать, чтобы не допускать типичных ошибок)
Слайд 41Для создания шаблона использовались источники:
http://www.grafamania.net/photoshop/png_clipart/75584-shkolnyjj-klipart.html