Презентация, доклад занятия Артикуляция как важнейший этап работы над вокальным произведением

Содержание

Цель занятия:  Улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата.Задачи занятия:Обучающие- обеспечить формирование у обучающихся знаний об особенностях работы артикуляционного аппарата;- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Артикуляция».Развивающие – создать условия  для развития у

Слайд 1Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»

Открытое занятие творческого объединения «РУХСАНА» (вокальное искусство)

Педагог –
Дзгоева Светлана Таймуразовна
Концертмейстер –
Туаллагова Алла Аркадиевна

Артикуляция  как важнейшее условие работы  над вокальным произведениемМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ

Слайд 2Цель занятия:  Улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью

артикуляционного аппарата.

Задачи занятия:
Обучающие
- обеспечить формирование у обучающихся знаний об особенностях работы артикуляционного аппарата;
- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Артикуляция».
Развивающие – создать условия  для развития у обучающихся
-  дикционных навыков в разнообразных темпах;
-  активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;
- эмоционально - образной сферы,  психических процессов   (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;
-   умения пользоваться нижнереберно-диафрагматическим дыханием.
Воспитательные  - создать условия для
- воспитания сознательного подхода к обучению;
- повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию  и творческой самореализации;
- воспитания патриотизма, уважения к музыкальной культуре Осетии.

Цель занятия:  Улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата.Задачи занятия:Обучающие- обеспечить формирование у обучающихся знаний

Слайд 3Тип занятия: комбинированный.

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, зеркало большое и зеркала у каждого

ребенка, план-конспект, схема «Органы артикуляции», тексты песен.

Методы работы: 
 по источнику знаний:
наглядные  –  наглядно - иллюстративный, показ;
словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия);
практические  –  упражнения, практические задания;
по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, репродуктивный.

Технологии: личностно – ориентированного, развивающего обучения, здоровьесбережения.
Тип занятия: комбинированный.Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, зеркало большое и зеркала у каждого ребенка, план-конспект, схема «Органы артикуляции», тексты

Слайд 4I. Организационный момент:
1)Приветствие
2)Сообщение темы
3)Введение в цель и задачи занятия
 
IІ. Основная часть.

Объяснение нового материала. Разминка, распевка.
1)Объяснение нового материала. Беседа с обучающимися:
Педагог:
- Ребята, как вы думаете, что является главным инструментом певца? (Ответы детей: голос)
- А откуда берется голос? Как он образуется? (Ответы детей)
- Голос образуется с помощью органов человеческого тела, которые образуют голосовой аппарат: легких, гортани, голосовых связок (демонстрация на схеме)
- Выдыхаемый из легких воздух проходит через гортань и заставляет вибрировать связки, получается звук. Для певца очень важно сохранять связки здоровыми, не простужаться и не перенапрягать голос. Давайте попробуем просто выдохнуть воздух, а теперь с голосом.
(Дети пробуют)



ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент:1)Приветствие2)Сообщение темы3)Введение в цель и задачи занятия IІ. Основная часть. Объяснение нового материала. Разминка, распевка.1)Объяснение нового

Слайд 5 - А как вы думаете, нужно ли певцу четко произносить слова?

Почему?
(Ответы детей)

- Действительно, певец должен не только владеть голосом и верно пропевать ноты, но и суметь донести до слушателя содержание исполняемого произведения - его текст. А для этого нужна хорошая дикция – отчетливое произношение звуков речи, слогов и слов. Поэтому необходимо тренировать артикуляционный аппарат, то есть те органы, которые участвуют в образовании звуков речи. Как вы думаете, какие это органы?
(Ответы детей)

- Органы артикуляции – это ротовая полость, язык, губы, зубы, верхнее нёбо и т.д. Они нужны для того, чтобы воздух, проходя через них, создавал определенные звуки – гласные и согласные.

(Демонстрация на схеме органов артикуляции)

- А как вы думаете, нужно ли певцу четко произносить слова? Почему?(Ответы детей)	- Действительно, певец должен не

Слайд 62) Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.
Педагог:
- Для того, чтобы четко

произносить звуки, органы артикуляции надо тренировать, то есть делать специальную разминку. Сейчас мы этому научимся. Глядя в зеркало, выполняем упражнения:
Покусайте кончик языка, повторите 4-8 раз, пока не почувствуете, что активизировалась работа слюнных желез.
"Шинковать" язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Повторите  4-8 раз.
Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта.  
«Попротыкайте» языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется "иголочка". Повторите несколько раз. Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется "щеточка", как бы чистим языком зубы.
Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо - обрадованное лицо.
Наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти "вперед-вниз" с открыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием нижней губы так, чтобы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторите несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена "вперед-вниз" на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставленного на более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную позицию назовем условно "Злая кошка».

2) Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.Педагог: 	- Для того, чтобы четко произносить звуки, органы артикуляции надо тренировать,

Слайд 73) Речевая разминка со скороговорками.
Педагог:
- Вокальная дикция - отчетливое произношение

слов, которое не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, чтобы дольше прозвучал гласный звук. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки. Мы их будем не просто произносить, а пропевать, поизносить речитативом.


Скороговорки:
Еле – еле на базар
Едет – едет Елизар,
А с базара, а с базара
Не догонишь Елизара
(увеличивая темп от медленного к быстрому)
Во саду ли, во садочке соловей поёт.
От топота копыт пыль по полю летит.
Белые бараны били в барабаны.
Обучающиеся произносят скороговорки с разным темпом, с разной подачей голоса.

3) Речевая разминка со скороговорками.Педагог: - Вокальная дикция - отчетливое произношение слов, которое не должно мешать плавности

Слайд 84) Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Педагог:
- Для того, чтобы голос был сильным и красивым,

необходимо регулярно его тренировать. Делать специальные упражнения.
Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

4) Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.Педагог:	- Для того, чтобы голос был сильным и красивым, необходимо регулярно его тренировать. Делать специальные

Слайд 9Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклонитесь вниз, к

полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот. Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.


Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.	Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая),

Слайд 10Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»).
Исходное положение: встаньте прямо.

Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).Тик- так, вдох с пола - вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь и не напрягайтесь: всё делается легко и просто, без лишних усилий.
Педагог демонстрирует, а обучающиеся выполняют
упражнения.

Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»).	 Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся

Слайд 11 5) Распевание.
Педагог:
- Первый вокальный навык – «певческая установка». Вы уже

знаете, какую позу необходимо принять во время пения. Встаньте прямо, заведите руки за спину, и возьмитесь за локотки. Ноги на ширине плеч. Эта поза позволит вам освободить диафрагму, дать возможность певческому аппарату принять правильное положение. Прежде чем работать над
исполнением произведения,
нужно подготовить голос –
разогреть связки, распеться.


Обучающиеся исполняют распевки вместе и по очереди с закрытым ртом и с открытым ртом - перед зеркалом, обращая внимание на артикуляцию. Педагог старается добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), ровности и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции.

5) Распевание. 	Педагог:	- Первый вокальный навык – «певческая установка». Вы уже знаете, какую позу необходимо принять во

Слайд 12IV. Работа над произведением.
1)Беседа о произведении
Педагог:
- Ребята, мы продолжаем работать

над произведением «Песня моя, Иристон». Вспомните, кто композитор и автор слов произведения. (Ответы детей: композитор Илья Габараев, автор слов Альберт Налбандян).
Прослушивание записи.
- Произведение было создано в 1966г и исполнено Государственным ансамблем песни и пляски Северной Осетии под руководством Георгия Гуржибекова (будущий ансамбль «Алан»). Оно стало
неофициальным гимном
республики.
Его исполнял позднее
Камерный хор Северо –
Осетинской Государственной
филармонии под управлением
Агунды Кокойти.
IV. Работа над произведением.1)Беседа о произведении Педагог:	- Ребята, мы продолжаем работать над произведением «Песня моя, Иристон». Вспомните,

Слайд 13- О чем это произведение? Какова его тема? (Ответы детей: о

любви к родине, о красоте родной осетинской земли )
- Какие эмоции вызывает у вас прослушивание этого произведения? (Ответы детей: гордость, патриотические чувства, волнение)
- Каково оно по характеру, по настроению? (Ответы детей: торжественное, возвышенное, светлое)
- Как вы думаете, какая задача стоит перед тем, кто исполняет это произведение? (Ответы детей: показать красоту мелодии, передать смысл поэтического текста, чувства автора)
- Для этого нужно испытать самому те эмоции, которые заложены в этом вокальном произведении.
2)Первичное цельное исполнение произведения (полностью).
Педагог:
- Ребята, это произведение исполняется в довольно быстром темпе, поэтому нужно очень четко произносить слова. Иначе слушатель их не поймет, и исполнение будет невыразительным, неинтересным. И не только слова. Хорошая артикуляция приблизит звук, сделает его более ярким, красивым.

- О чем это произведение? Какова его тема? (Ответы детей: о любви к родине, о красоте родной

Слайд 14 Задача педагога – анализируя музыкальный и литературный тексты произведения, подвести учащихся

к осознанию, а затем и осмысленному эмоционально насыщенному исполнению каждой музыкальной фразы, хорошей подачи художественного слова, не упуская при этом технически правильное исполнение, сохранения дикционной активности голоса при разных нюансах.
3)Работа по фразам.
Задача педагога – разучить с обучающимися каждую фразу с динамическим движением, соблюдая звуковысотность («не фальшивить»).
После каждой фразы педагог работает над исправлением интонационных, звуковысотных и тональных ошибок обучающихся индивидуально.
IV. Итог занятия.
Педагог:
- Ребята, с какими понятиями мы познакомились? Для чего нужно работать над дикцией? (Ответы детей)
Педагог обсуждает с детьми, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как их можно исправить, дает рекомендации для работы дома.

Задача педагога – анализируя музыкальный и литературный тексты произведения, подвести учащихся к осознанию, а затем и осмысленному

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть