Презентация, доклад рабочей тетради по слушанию музыки 2 класс

Содержание

зашифрованные символы-значки, которые означают:

Слайд 1Тетрадь-учебник для 2-го класса по предмету «Слушание музыки»

Тетрадь-учебник  для 2-го класса  по предмету  «Слушание музыки»

Слайд 5зашифрованные символы-значки, которые означают:

зашифрованные символы-значки, которые означают:

Слайд 6 Гимн (от древнегреческого) – хвалебная песня, прославляющая

богов, героев. Сейчас гимном называют торжественную песню. Государственный гимн наряду с гербом и флагом является главным символом страны.
Гимн (от древнегреческого) – хвалебная песня, прославляющая богов, героев. Сейчас гимном называют торжественную

Слайд 9

Особенности татарской народной музыки:
Пентатоника (от греческого «пентос» - «пять», «тонос» - «звук») – пятиступенный лад.
Ангемитоника – звукоряд без полутонов. Основа татарских народных мелодий – ангемитонная пентатоника.
Звукоряды ангемитонной пентатоники, часто встречающиеся в татарской музыке:
Особенностью татарских мелодий является распев слога – прием пения, при котором на один «слог» приходится два или более звуков. Появляется своеобразный мелодический «узор», который называется орнаментикой.
Особенности татарской народной музыки:

Слайд 10


БАИТЫ
Баит – древний жанр татарского народного творчества.
Баиты рассказывают об исторических событиях, о героях и их подвигах, о трагической судьбе людей. Есть баиты на мифические темы.
Баит – это прежде всего рассказ, неторопливое повествование с подробностями. Поэтому баиты относят к эпическим произведениям.


Слайд 11


МУНАДЖАТЫ

В татарской культуре мунаджаты появились вместе с принятием ислама.
_____________________________________________________________________
Ислам – одна из мировых религий. Основатель ислама – Мухаммед. Священная книга – Коран. Последователей ислама называют мусульманами.
Мунаджат (от арабско-персидского «мөнәҗәт” – «мольба к Богу» или от арабского «нәҗү” –“разговор с самим собой”) - небольшое читаемое нараспев стихотворение.
Это может быть обращение к Богу, монолог-жалоба, монолог-размышление о жизни и смерти, об отношениях матери и детей, о разлуке с родиной и родными, воспоминание о прошедшей молодости, о любви к своим детям, наставление молодому поколению.
Аяз җилләр
(Светлые ветры)
Когда подуешь ты, светлый ветер,
И долетишь до родимой сторонки,
Увидишь родных и близких –
Передай привет от нас.



Слайд 12КНИЖНЫЕ НАПЕВЫ
НАРОДНЫЕ НАПЕВЫ НА СТИХИ ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ:
«Туган тел» («Родной язык») и

старинная мелодия “Тафтиляу”


КНИЖНЫЕ НАПЕВЫНАРОДНЫЕ НАПЕВЫ НА СТИХИ ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ:«Туган тел» («Родной язык») и старинная мелодия “Тафтиляу”

Слайд 13 ТАКМАК
Такмак –

ритмичный, часто в размере две четверти, легко запоминающийся напев, связанный с движением.

Такмаки бывают трудовые, плясовые, игровые, шуточные. Напимер: трудовой такмак – «Тыпыр,тыпыр», шуточный – «Апипа»

ТАКМАКТакмак – ритмичный, часто в размере две четверти,

Слайд 14 ОЗЫН КӨЙ (ПРОТЯЖНАЯ ПЕСНЯ)
 «узор» - орнаментика сравнивается с
кружевным узором

на одежде и украшениях.
Песня «Зиляйлюк»


КЫСКА КӨЙЛӘР (КОРОТКИЕ ПЕСНИ)

КАТЛАУЛЫ КӨЙЛӘР (“СМЕШАННЫЕ” ПЕСНИ)


ОЗЫН КӨЙ (ПРОТЯЖНАЯ ПЕСНЯ) «узор» - орнаментика сравнивается с кружевным узором на одежде и украшениях. Песня «Зиляйлюк»КЫСКА

Слайд 15

КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ
До принятия ислама, татары, как и многие другие народы, были язычниками.
Люди верили, что слова, обращенные к солнцу, дождю, ветру, огню и определенные действия (обряды) помогут получить богатый урожай, обрести здоровье и др.
Так появились песни и игры, связанные с явлениями природы и трудом крестьян в разное время года, их принято называть календарно-обрядовыми.
Закличка: Дождик, лей, лей, лей.
Пусть не будет голода унас,
Пусть от голода народ не умрет,
Пусть не ходит чума,
Дождик, лей, лей, лей.

КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ

Слайд 16Закличка (от слова клик –“громкий возглас”, “крик”, “зов”) – небольшие стихотворные,

или песенно-стихотворные обращения к силам природы.
Закличка (от слова клик –“громкий возглас”, “крик”, “зов”) – небольшие стихотворные, или песенно-стихотворные обращения к силам природы.

Слайд 17обряд“Карга боткасы” (Грачиная каша).



праздник – Навруз (Нәүрүз) Новый год, как

и некоторые другие народы, татары отмечали в марте (21 марта – день весеннего равноденствия, после которого начинал удлиняться день)

Древний языческий праздник Нардуган праздновался в дни зимнего солнцестояния (с 21 декабря, самый короткий день и самая длинная ночь).
обряд“Карга боткасы” (Грачиная каша). праздник – Навруз (Нәүрүз) Новый год, как и некоторые другие народы, татары отмечали

Слайд 18ТРАДИЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
 
Кубыз – древний
музыкальный инструмент.
Курай – самый любимый

и
популярный у татар
духовой музыкальный
инструмент.

Думбра (думбыра)

ТРАДИЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Кубыз – древний музыкальный инструмент. Курай – самый любимый и популярный у татар духовой музыкальныйинструмент.Думбра

Слайд 19НАРОДНАЯ ПЕСНЯ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ
Обработка народной песни – изменение нотного текста,

приспособление его для исполнителей.

Цитирование – использование народной мелодии в произведениях профессиональных композиторов.

Сюита на народные темы – произведение, состоящее из нескольких частей, каждая из которых основана на какой-либо народной мелодии.

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВОбработка народной песни – изменение нотного текста, приспособление его для исполнителей. Цитирование –

Слайд 20

Былины
Были́ны (стáрины) — русские песни-сказания о подвигах героев богатырей, которые защищали русскую землю и о жизни Древней Руси.



Боян – легендарный древнерусский сказитель, сопровождавший свой рассказ игрой на гуслях.
 



Слайд 21

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ


Слайд 22

КАЛЕНДАРНЫЕ И ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ
Веснянки

Колядки

КАЛЕНДАРНЫЕ И ОБРЯДОВЫЕ

Слайд 23 МАСЛЕНИЦА

ПЛЯСОВЫЕ И ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ

МАСЛЕНИЦАПЛЯСОВЫЕ И ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ

Слайд 24ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

ШУТОЧНЫЕ ПЕСНИ

ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИШУТОЧНЫЕ ПЕСНИ

Слайд 25

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Ударные инструменты
Ложки Трещотки




Свирель


Духовые инструменты

Свистулька

Рожок

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫУдарные

Слайд 26

Струнные инструменты
Балалайка

Домра

Баян


Слайд 27 РУССКАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ

КОМПОЗИТОРОВ

Николай Андреевич Римский-Корсаков создал сборник «100 русских народных песен». В нем есть песня –игра «Заинька попляши»:

Разыграйте на уроке игру. Правила игры: Перед началом игры все дети образуют круг. Выбирается Заинька, который становится в середину круга. Дети поют и выполняют движения согласно тексту песни, а Заинька на припев их повторяет. Число куплетов можно увеличить, изменить.

РУССКАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВНиколай Андреевич Римский-Корсаков создал сборник «100

Слайд 28 Многие композиторы использовали русские песни и мелодии в своих произведениях.

Так, композитор А. Лядов написал «Восемь русских народных песен для оркестра». В операх «Снегурочка», «Садко» Н.Римского-Корсакова, как и в других его сочинениях, звучат хороводные, плясовые и лирические песни.
Композиторы П. Чайковский и М. Глинка написали
музыкальные пьесы в духе народного
танца «Камаринская».



1. Послушай эти произведения, определи характер. Что между ними общего и в чем разница?
2. Какие русские народные инструменты используют композиторы в «Камаринской»?

Многие композиторы использовали русские песни и мелодии в своих произведениях. Так, композитор А. Лядов написал «Восемь

Слайд 29

ВИДЫ ЗАДАНИЙ

Иллюстрация к баиту «Сак-Сок»


Слайд 30Запиши прослушанные смешанные песни:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Название древнего новогоднего праздника, который отмечали весной:


2. Небольшие стихотворные или песенно-стихотворные обращения к силам природы:

Запиши прослушанные смешанные песни:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________1. Название древнего новогоднего праздника, который отмечали весной: 2. Небольшие стихотворные или песенно-стихотворные обращения

Слайд 31Ребус
СЮ
«Сочини живописную сюиту» – цикл рисунков на тему «Времена года»:

РебусСЮ«Сочини живописную сюиту» – цикл рисунков на тему «Времена года»:

Слайд 32Составь из следующих слов правильные названия русских народных песен, прослушанных на

уроке:
Составь из следующих слов правильные названия русских народных песен, прослушанных на уроке:

Слайд 33О каких исторических событиях поется в песне «Бородино»?
Определи характер песни. Выбери

нужные слова:

Сочини мелодию к следующей колядке:

К нам приходит коляда

Накануне Рождества. Просит, просит коляда Хоть кусочек пирога.

Кто пирог колядке даст, Будет тот во все горазд! Будет скот того здоров, Полон хлев будет коров

О каких исторических событиях поется в песне «Бородино»?Определи характер песни. Выбери нужные слова:Сочини мелодию к следующей колядке:К

Слайд 35Отгадай загадки:
У неё есть три струны ,
Их рукой щипать должны,
Можно под

неё плясать
И по-русски приседать.
Ответ:_____________

Они – на базарах, на княжьих пирах, На игрищах тон задавали, Играя на гуслях, волынках, гудках, На ярмарках люд потешали.
А. Орлов

Мы собрали хоровод. Пригласили весь народ, А пастуший ………………. Дополняет наш кружок.

Отгадай загадки:У неё есть три струны ,Их рукой щипать должны,Можно под неё плясатьИ по-русски приседать.Ответ:_____________

Слайд 36

Проведи стрелочки:


Название песни характер песни
«Заинька» плавная
«Во поле береза стояла» зажигающая
«Тонкая рябина» веселая
«Ах вы, сени мои, сени» серьезная
«Бородино» спокойная


Слайд 37Кроссворд «Музыкальные инструменты»
По горизонтали:
 
2. Струнный щипковый инструмент.
4. Духовой инструмент.
5. Большинство танцев

и игр у татар сопровождались аккомпанементом этого инструмента.
 
По вертикали:
 
1. Древний музыкальный инструмент. Изготавливается из металла.
3. Этот инструмент хорошо передает настроение протяжных татарских песен.
6. Струнный щипковый инструмент. Корпус – грушевидной формы. Две струны.
7. Семейство растений, из стебля которого изготавливали ногайский курай.
Кроссворд «Музыкальные инструменты»По горизонтали: 2. Струнный щипковый инструмент.4. Духовой инструмент.5. Большинство танцев и игр у татар сопровождались аккомпанементом

Слайд 38






СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть