Слайд 1С. С. ПРОКОФЬЕВ
Фортепианный цикл
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКА»
Презентация выполнена Полухиной М. А.
Лицей искусств
«Санкт-Петербург»
Слайд 2Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
Выдающийся русский композитор, пианист, педагог и
музыкальный деятель.
Прокофьев писал во всех современных ему жанрах. Ему принадлежат 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9 фортепианных сонат, оратории и кантаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка для кино и театра.
Слайд 3Мир детства с его наивностью, непосредственностью, любопытством и неукротимой энергией
находит
отражение в творчестве многих великих композиторов. О детях и для детей писали И.С.
Бах, Й. Гайдн, Л. Моцарт, Р. Шуман, П. Ча
йковский, М. Мусоргский.
В XX веке
«эстафету» детской музыки подхватил
С.С. Прокофьев
Слайд 4Об этой грани его творчества
замечательно сказал
Дмитрий Кабалевский:
«Для маленьких
любителей музыки сочиняли многие
..., но мало кто уделял этой области творчества столько внимания, столько серьёзных
размышлений и сердечного тепла, сколько уделял Прокофьев»
Слайд 5«Летом 1935 года, одновременно с «Ромео и Джульеттой», я сочинял легкие
пьески для детей…
… К осени их набралась целая дюжина, которая затем вышла сборником под названием «Детская музыка», ор. 65.
Последняя из пьесок, «Ходит месяц над лугами», написана на собственную, а не народную тему. Я жил тогда в Поленове, в отдельной избушке с балконом на Оку, и по вечерам любовался, как месяц гулял по полянам и лугам. Надобность в детской музыке ощущалась явно...», — пишет композитор в «Автобиографии».
Слайд 6«Утро»
Цикл «Детская музыка» повествует нам об одном летнем дне из жизни
ребенка. Это как бы эпиграф сюиты: утро жизни.
В сопоставлении регистров ощущается пространство, воздух! Мелодия чуть мечтательна и кристально чиста.
Слайд 7Для воплощения светлого
утреннего настроения композитор использует много приёмов:
контрасты высокого и
низкого регистров, медленный темп, негромкая динамика, консонансы, трезвучия…
Слайд 9Музыка этой пьесы приносит собой утреннюю бодрость и радость. Всё кругом
посветлело и повеселело.
Так и слышится упругая ребячья походка и незатейливая утренняя песенка. Трудовой день малыша начался. Его походка тороплива, хотя и несколько с развальцей. Уже в первых тактах передан ее начальный ритм. Надо успеть все увидеть, ничего не пропустить, в общем, дела очень много...
Слайд 10Графическая контурность мелодии и характер непрерывного движения с отстукиванием четвертей призваны
создать колорит детски наивной сосредоточенной «деловитости».
Небольшое вступление, построенное на звуках тонического трезвучия, а затем поступенный звукоряди нисходящие ходы на септиму, которые носят название «разомкнутой поступенности».
Использование средств мажоро-
минорной (одноимённой) системы так же характерно для
Прокофьева.
Слайд 11«Сказочка»
Третья пьеса —мир незамысловатой детской фантастики. Здесь нет ничего поражающего воображение,
страшного, чудовищного. Это мягкая, добрая сказочка-повествование, в которой быль и мечта тесно переплетены.
Слайд 12Можно полагать, что тут воплощаются образы не сказки, рассказываемой детям, а
собственные их представления о фантастическом, всегда живущие в сознании детворы совершенно рядом с виденным и пережитым.
Подлинная фантастика появляется только в среднем разделе на ремарке sostenuto, словно появляется в острых секундах фантастический, опасный персонаж…
Слайд 13«Тарантелла»
Тарантелла»- итальянский танец со стремительным движением. Композитор для передачи
характера динамичного
танца использует множество острых акцентов, неожиданные смены
тональностей.
Всё здесь весело, красочно, как на карнавале!
Музыка «Тарантеллы» отмечена
упругостью ритма и стремительностью, присущей темпераментному итальянскому танцу.
Слайд 14«Тарантелла», жанрово-танцевальная, виртуозная пьеска, выражающая задорную темпераментность ребенка, захваченного музыкально-танцевальной стихией.
Слайд 16«Раскаяние»–
самая «серьёзная» из 12 пьес. Композитор пытается передать чувства ребёнка,
быть может, впервые в жизни задумавшегося над каким-то очень важным вопросом и впервые сурово отнёсшегося к своим проступкам.
Слайд 17Эта пьеса - правдивая и тонкая психологическая миниатюра, ранее названная композитором
«Стыдно стало». Как непосредственно и трогательно звучит печальная мелодия, как искренно и «от первого лица» переданы ощущения и раздумья. Мелодика пьесы близка интонациям речи.
Слайд 18«Вальс»
Изящный танец сразу же
заставляет вспомнить нас лучшие страницы прокофьевских
балетов
(«Золушка», «Ромео и Джульетта»).
Особую полётность, воздушность мелодии придаёт восходящее движение. Затактовое начало
коротких фраз создаёт впечатление кружения, мягкого поворота.
Яркий диссонанс на сильную
долюделает мелодию еще выразительней.
Слайд 20«Шествие кузнечиков» –
миниатюрное скерцо с чертами маршевости. Здесь преобладают
энергичные
фанфарные интонации. Задорная пьеса напоминает весёлый, несколько угловатый
галоп.
Главное средство музыкальной выразительности, используемое Прокофьевым в этом
произведении –
это пунктирный ритм с короткими паузами, создающий образ кузнечиков,
прыгающих на длинных, угловато изогнутых ножках.
Слайд 22Эта пьеса воспринимается как маленькое интермеццо, являющее собой интересный
пример колористической
звукозаписи Прокофьева.
В начале пьесы музыка рисует унылое, грустное настроение – нельзя из-
за дождя выйти на улицу! А затем причудливые узоры мелодии вдруг осветили этот скучный пейзаж своими радужными бликами. Напевная, широкая мелодия,
действительно, невольно ассоциируется с радугой.
Слайд 23Падающие капельки дождя изображаются с
помощью аккордов, сложенных из секунд, повторения
звуков, сочетания острых хроматических созвучий и чистой, прозрачной диатоники.
Такие аккорды, состоящие из трёх-четырёх звуков, называют кластерами. Они плавно переходят друг в друга, что оставляет впечатление размытых акварельных красок.
Примечательно, что тональный план пьесы тоже размыт. С первых же нот слушателю совершенно неясна тональность произведения. Может быть здесь ре минор, может быть Соль мажор?...
Слайд 24«Пятнашки»
«Пятнашки» –одно из самых весёлых и энергичных произведений цикла.
Его можно
сравнить с
безудержно шаловливой беготнёй. По характеру музыки и мелодического рисунка, а также по фактуре изложения, «Пятнашки» перекликаются с «Тарантеллой».
Слайд 25В «Пятнашках» мы можем
представить, как бегают, пытаясь догнать друг друга
и постоянно меняя направление, играющие дети. В этой пьесе много весёлого озорства, юмора, улыбки, неожиданных мелодических поворотов и акцентов – «уколов».
Характер «Пятнашек» остаётся неизменным на протяжении
всего произведения. Этому способствует динамичный «триольный» ритм,стремительное vivo.
Слайд 26«Марш»
В отличие от ряда других своих маршей, Прокофьев в данном случае
не пошел по пути гротеска или стилизации. Здесь нет и элемента кукольности (как, например, в «Марше деревянных солдатиков» Чайковского), пьеса вполне реалистично рисует марширующих ребят. Детский «Марш», ор. 65 получил широкое распространение, стал излюбленной пьесой отечественного фортепианного репертуара для детей.
Слайд 27Настроение маршу задаёт
непрерывная, безостановочная пульсация и соответствующие этому жанру ритмика
и штрихи
(использование пунктира, акцентирование на сильные доли). Почувствовать атмосферу детской
игры помогают самая доступная для детей тональность До мажор, озорные форшлаги и угловатые
неаккордовые звуки, настойчиво повторяющиеся хроматические ходы.
Слайд 29«Вечер» напоминает маленький поэтичный ноктюрн, отличающийся акварельной нежностью музыкальных красок,
вечерние сумерки
приходят на смену последним, уходящим лучам вечернего
солнца.
Слайд 30Прозрачность звучания в I
части достигается использованием среднего и верхнего
регистров и
приглушённой динамики.
Диатоника, ровный ритм –
все это придает характер
повествования и подчеркивает национальные черты русской мелодики и гармонии.
Слайд 31«Ходит месяц над лугами»
«Ходит месяц над лугами»–
это чудесная картина природы,
спокойной и поэтичной, тихо
спящей, чуть освещённой холодным блеском плывущего по ночному небу месяца.
Небольшая пьеса по чистоте мелодического рисунка и спокойной плавной ритмики близка русским хороводным песням.
В пьесе композитором создан образ, близкий русским народным протяжным песням, ощущается светлый сказочный, волшебный колорит.
Слайд 32Мечтательный, задумчивый характер музыки создаётся певучей, плавной мелодией, мягким, тягучим аккомпанементом.
Вторая часть пьесы начинается в низком регистре таинственно,
настороженно. Наверное, месяц спрятался в тумане или тучах, остался только его отсвет, и мелодия стала более грустной, нахмурилась, потемнела.
Но вот музыка ненадолго просветлела, зазвучала высоко, тихо, прозрачно, как будто лунный свет опять озарил природу, а в небе засверкали звёзды.