Презентация, доклад для уроков в классе фортепиано на тему С. С. Прокофьев. Детская музыка

Содержание

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)Выдающийся русский композитор, пианист, педагог и музыкальный деятель. Прокофьев писал во всех современных ему жанрах. Ему принадлежат 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9

Слайд 1С. С. ПРОКОФЬЕВ Фортепианный цикл «ДЕТСКАЯ МУЗЫКА»
Презентация выполнена Полухиной М. А.
Лицей искусств

«Санкт-Петербург»
С. С. ПРОКОФЬЕВ Фортепианный цикл  «ДЕТСКАЯ МУЗЫКА» Презентация выполнена Полухиной М. А.Лицей искусств «Санкт-Петербург»

Слайд 2Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
Выдающийся русский композитор, пианист, педагог и

музыкальный деятель.
Прокофьев писал во всех современных ему жанрах. Ему принадлежат 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9 фортепианных сонат, оратории и кантаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка для кино и театра.
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)Выдающийся русский композитор, пианист, педагог и музыкальный деятель. Прокофьев писал во всех

Слайд 3Мир детства с его наивностью, непосредственностью, любопытством и неукротимой энергией
находит

отражение в творчестве многих великих композиторов. О детях и для детей писали И.С.
Бах, Й. Гайдн, Л. Моцарт, Р. Шуман, П. Ча
йковский, М. Мусоргский.
В XX веке
«эстафету» детской музыки подхватил
С.С. Прокофьев


Мир детства с его наивностью, непосредственностью, любопытством и неукротимой энергией находит отражение в творчестве многих великих композиторов.

Слайд 4Об этой грани его творчества замечательно сказал
Дмитрий Кабалевский:
«Для маленьких

любителей музыки сочиняли многие ..., но мало кто уделял этой области творчества столько внимания, столько серьёзных размышлений и сердечного тепла, сколько уделял Прокофьев»

Об этой грани его творчества  замечательно сказал Дмитрий Кабалевский:  «Для маленьких любителей музыки сочиняли многие

Слайд 5«Летом 1935 года, одновременно с «Ромео и Джульеттой», я сочинял легкие

пьески для детей…
… К осени их набралась целая дюжина, которая затем вышла сборником под названием «Детская музыка», ор. 65.
Последняя из пьесок, «Ходит месяц над лугами», написана на собственную, а не народную тему. Я жил тогда в Поленове, в отдельной избушке с балконом на Оку, и по вечерам любовался, как месяц гулял по полянам и лугам. Надобность в детской музыке ощущалась явно...», — пишет композитор в «Автобиографии».

«Летом 1935 года, одновременно с «Ромео и Джульеттой», я сочинял легкие пьески для детей…… К осени их

Слайд 6«Утро»
Цикл «Детская музыка» повествует нам об одном летнем дне из жизни

ребенка. Это как бы эпиграф сюиты: утро жизни.
В сопоставлении регистров ощущается пространство, воздух! Мелодия чуть мечтательна и кристально чиста.
«Утро»Цикл «Детская музыка» повествует нам об одном летнем дне из жизни ребенка. Это как бы эпиграф сюиты:

Слайд 7Для воплощения светлого
утреннего настроения композитор использует много приёмов:
контрасты высокого и

низкого регистров, медленный темп, негромкая динамика, консонансы, трезвучия…
Для воплощения светлого утреннего настроения композитор использует много приёмов:контрасты высокого и низкого регистров, медленный темп, негромкая динамика,

Слайд 8«Прогулка»

«Прогулка»

Слайд 9Музыка этой пьесы приносит собой утреннюю бодрость и радость. Всё кругом

посветлело и повеселело.
Так и слышится упругая ребячья походка и незатейливая утренняя песенка. Трудовой день малыша начался. Его походка тороплива, хотя и несколько с развальцей. Уже в первых тактах передан ее начальный ритм. Надо успеть все увидеть, ничего не пропустить, в общем, дела очень много...
Музыка этой пьесы приносит собой утреннюю бодрость и радость. Всё кругом посветлело и повеселело. Так и слышится

Слайд 10Графическая контурность мелодии и характер непрерывного движения с отстукиванием четвертей призваны

создать колорит детски наивной сосредоточенной «деловитости».
Небольшое вступление, построенное на звуках тонического трезвучия, а затем поступенный звукоряди нисходящие ходы на септиму, которые носят название «разомкнутой поступенности».
Использование средств мажоро-
минорной (одноимённой) системы так же характерно для
Прокофьева.

Графическая контурность мелодии и характер непрерывного движения с отстукиванием четвертей призваны создать колорит детски наивной сосредоточенной «деловитости».

Слайд 11«Сказочка»
Третья пьеса —мир незамысловатой детской фантастики. Здесь нет ничего поражающего воображение,

страшного, чудовищного. Это мягкая, добрая сказочка-повествование, в которой быль и мечта тесно переплетены.
«Сказочка»Третья пьеса —мир незамысловатой детской фантастики. Здесь нет ничего поражающего воображение, страшного, чудовищного. Это мягкая, добрая сказочка-повествование,

Слайд 12Можно полагать, что тут воплощаются образы не сказки, рассказываемой детям, а

собственные их представления о фантастическом, всегда живущие в сознании детворы совершенно рядом с виденным и пережитым.
Подлинная фантастика появляется только в среднем разделе на ремарке sostenuto, словно появляется в острых секундах фантастический, опасный персонаж…
Можно полагать, что тут воплощаются образы не сказки, рассказываемой детям, а собственные их представления о фантастическом, всегда

Слайд 13«Тарантелла»
Тарантелла»- итальянский танец со стремительным движением. Композитор для передачи
характера динамичного

танца использует множество острых акцентов, неожиданные смены
тональностей.
Всё здесь весело, красочно, как на карнавале!
Музыка «Тарантеллы» отмечена
упругостью ритма и стремительностью, присущей темпераментному итальянскому танцу.

«Тарантелла»Тарантелла»- итальянский танец со стремительным движением. Композитор для передачи характера динамичного танца использует множество острых акцентов, неожиданные

Слайд 14«Тарантелла», жанрово-танцевальная, виртуозная пьеска, выражающая задорную темпераментность ребенка, захваченного музыкально-танцевальной стихией.


«Тарантелла», жанрово-танцевальная, виртуозная пьеска, выражающая задорную темпераментность ребенка, захваченного музыкально-танцевальной стихией.

Слайд 15«Раскаяние»

«Раскаяние»

Слайд 16«Раскаяние»–
самая «серьёзная» из 12 пьес. Композитор пытается передать чувства ребёнка,


быть может, впервые в жизни задумавшегося над каким-то очень важным вопросом и впервые сурово отнёсшегося к своим проступкам.
«Раскаяние»– самая «серьёзная» из 12 пьес. Композитор пытается передать чувства ребёнка, быть может, впервые в жизни задумавшегося

Слайд 17Эта пьеса - правдивая и тонкая психологическая миниатюра, ранее названная композитором

«Стыдно стало». Как непосредственно и трогательно звучит печальная мелодия, как искренно и «от первого лица» переданы ощущения и раздумья. Мелодика пьесы близка интонациям речи.
Эта пьеса - правдивая и тонкая психологическая миниатюра, ранее названная композитором «Стыдно стало». Как непосредственно и трогательно

Слайд 18«Вальс»
Изящный танец сразу же
заставляет вспомнить нас лучшие страницы прокофьевских
балетов

(«Золушка», «Ромео и Джульетта»).
Особую полётность, воздушность мелодии придаёт восходящее движение. Затактовое начало
коротких фраз создаёт впечатление кружения, мягкого поворота.
Яркий диссонанс на сильную
долюделает мелодию еще выразительней.

«Вальс»Изящный танец сразу же заставляет вспомнить нас лучшие страницы прокофьевских балетов («Золушка», «Ромео и Джульетта»).Особую полётность, воздушность

Слайд 19«Шествие кузнечиков»

«Шествие кузнечиков»

Слайд 20«Шествие кузнечиков» –
миниатюрное скерцо с чертами маршевости. Здесь преобладают
энергичные

фанфарные интонации. Задорная пьеса напоминает весёлый, несколько угловатый
галоп.
Главное средство музыкальной выразительности, используемое Прокофьевым в этом
произведении –
это пунктирный ритм с короткими паузами, создающий образ кузнечиков,
прыгающих на длинных, угловато изогнутых ножках.
«Шествие кузнечиков» – миниатюрное скерцо с чертами маршевости. Здесь преобладают энергичные фанфарные интонации. Задорная пьеса напоминает весёлый,

Слайд 21«Дождь и радуга»

«Дождь и радуга»

Слайд 22Эта пьеса воспринимается как маленькое интермеццо, являющее собой интересный
пример колористической

звукозаписи Прокофьева.
В начале пьесы музыка рисует унылое, грустное настроение – нельзя из-
за дождя выйти на улицу! А затем причудливые узоры мелодии вдруг осветили этот скучный пейзаж своими радужными бликами. Напевная, широкая мелодия,
действительно, невольно ассоциируется с радугой.

Эта пьеса воспринимается как маленькое интермеццо, являющее собой интересный пример колористической звукозаписи Прокофьева. В начале пьесы музыка

Слайд 23Падающие капельки дождя изображаются с
помощью аккордов, сложенных из секунд, повторения

звуков, сочетания острых хроматических созвучий и чистой, прозрачной диатоники.
Такие аккорды, состоящие из трёх-четырёх звуков, называют кластерами. Они плавно переходят друг в друга, что оставляет впечатление размытых акварельных красок.
Примечательно, что тональный план пьесы тоже размыт. С первых же нот слушателю совершенно неясна тональность произведения. Может быть здесь ре минор, может быть Соль мажор?...

Падающие капельки дождя изображаются с помощью аккордов, сложенных из секунд, повторения звуков, сочетания острых хроматических созвучий и

Слайд 24«Пятнашки»
«Пятнашки» –одно из самых весёлых и энергичных произведений цикла.
Его можно

сравнить с
безудержно шаловливой беготнёй. По характеру музыки и мелодического рисунка, а также по фактуре изложения, «Пятнашки» перекликаются с «Тарантеллой».

«Пятнашки»«Пятнашки» –одно из самых весёлых и энергичных произведений цикла. Его можно сравнить с безудержно шаловливой беготнёй. По

Слайд 25В «Пятнашках» мы можем
представить, как бегают, пытаясь догнать друг друга

и постоянно меняя направление, играющие дети. В этой пьесе много весёлого озорства, юмора, улыбки, неожиданных мелодических поворотов и акцентов – «уколов».
Характер «Пятнашек» остаётся неизменным на протяжении
всего произведения. Этому способствует динамичный «триольный» ритм,стремительное vivo.

В «Пятнашках» мы можем представить, как бегают, пытаясь догнать друг друга и постоянно меняя направление, играющие дети.

Слайд 26«Марш»
В отличие от ряда других своих маршей, Прокофьев в данном случае

не пошел по пути гротеска или стилизации. Здесь нет и элемента кукольности (как, например, в «Марше деревянных солдатиков» Чайковского), пьеса вполне реалистично рисует марширующих ребят. Детский «Марш», ор. 65 получил широкое распространение, стал излюбленной пьесой отечественного фортепианного репертуара для детей.

«Марш»В отличие от ряда других своих маршей, Прокофьев в данном случае не пошел по пути гротеска или

Слайд 27Настроение маршу задаёт
непрерывная, безостановочная пульсация и соответствующие этому жанру ритмика

и штрихи
(использование пунктира, акцентирование на сильные доли). Почувствовать атмосферу детской
игры помогают самая доступная для детей тональность До мажор, озорные форшлаги и угловатые
неаккордовые звуки, настойчиво повторяющиеся хроматические ходы.

Настроение маршу задаёт непрерывная, безостановочная пульсация и соответствующие этому жанру ритмика и штрихи (использование пунктира, акцентирование на

Слайд 28«Вечер»

«Вечер»

Слайд 29«Вечер» напоминает маленький поэтичный ноктюрн, отличающийся акварельной нежностью музыкальных красок,
вечерние сумерки

приходят на смену последним, уходящим лучам вечернего
солнца.

«Вечер» напоминает маленький поэтичный ноктюрн, отличающийся акварельной нежностью музыкальных красок,вечерние сумерки приходят на смену последним, уходящим лучам

Слайд 30Прозрачность звучания в I
части достигается использованием среднего и верхнего
регистров и

приглушённой динамики.
Диатоника, ровный ритм –
все это придает характер
повествования и подчеркивает национальные черты русской мелодики и гармонии.

Прозрачность звучания в Iчасти достигается использованием среднего и верхнего регистров и приглушённой динамики. Диатоника, ровный ритм –

Слайд 31«Ходит месяц над лугами»
«Ходит месяц над лугами»–
это чудесная картина природы,

спокойной и поэтичной, тихо
спящей, чуть освещённой холодным блеском плывущего по ночному небу месяца.
Небольшая пьеса по чистоте мелодического рисунка и спокойной плавной ритмики близка русским хороводным песням.
В пьесе композитором создан образ, близкий русским народным протяжным песням, ощущается светлый сказочный, волшебный колорит.

«Ходит месяц над лугами»«Ходит месяц над лугами»– это чудесная картина природы, спокойной и поэтичной, тихо спящей, чуть

Слайд 32Мечтательный, задумчивый характер музыки создаётся певучей, плавной мелодией, мягким, тягучим аккомпанементом.


Вторая часть пьесы начинается в низком регистре таинственно,
настороженно. Наверное, месяц спрятался в тумане или тучах, остался только его отсвет, и мелодия стала более грустной, нахмурилась, потемнела.
Но вот музыка ненадолго просветлела, зазвучала высоко, тихо, прозрачно, как будто лунный свет опять озарил природу, а в небе засверкали звёзды.

Мечтательный, задумчивый характер музыки создаётся певучей, плавной мелодией, мягким, тягучим аккомпанементом. Вторая часть пьесы начинается в низком

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть