Слайд 1 Проектно-исследовательская деятельность как способ формирования УУД обучающихся на уроках
математики.
Слайд 2 «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто
хочет много знать, и умеет добывать эти знания.»
Василий Порфирьевич Вахтеров
Слайд 3Пусть ученик не заучивает науку, а выдумывает ее сам.
Жан-Жак Руссо
Учить не мыслям, а мыслить.
Иммануил Кант
Всему, что необходимо знать, научить нельзя,
учитель может сделать только одно — указать дорогу.
Ричард Олдингтон
Слайд 4 Человек в современном обществе – это человек, не столько
вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целесообразно.
Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие критического и творческого мышления школьника.
Слайд 5Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной
проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках математики, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.
Слайд 6Причины введения проектно-исследовательской деятельности в учебный процесс :
-исследовательская работа позволяет получить
дополнительную информацию и знания по предмету;
-учит публично представлять результаты изысканий на конференциях и семинарах;
- имеет важное воспитательное значение.
Слайд 7ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ :
Стимулировать интерес учеников к знанию
и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне школы.
Слайд 8Особенности
проектного
метода :
НАЛИЧИЕ ПРОБЛЕМЫ
НАЛИЧИЕ ЯСНОЙ, РЕАЛЬНОЙ ЦЕЛИ
СОЗДАНИЕ ОБРАЗА ПРОЕКТНОГО ПРОДУКТА
Слайд 9ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ :
ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ;
АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ;
ФОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
НА ПРОБЛЕМУ;
СОЗДАНИЕ ПРОЕКТНОГО ПРОДУКТА;
ОТЧЕТ О ХОДЕ РАБОТЫ;
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ
Слайд 10Принцип проектно-исследовательской деятельности
Чем выше ступень, тем больше самостоятельной
работы.
Слайд 11ВИДЫ ПРОЕКТОВ
ПО СПОСОБУ ВЫПОЛНЕНИЯ:
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ;
РОЛЕВОЙ ;
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ;
ТВОРЧЕСКИЙ ;
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ПО ДЛИТЕЛЬНОСТИ:
МИНИ-ПРОЕКТ;
КРАТКОСРОЧНЫЙ;
НЕДЕЛЬНЫЙ;
ГОДИЧНЫЙ
Слайд 12 Задача учителя – помочь ученику стать свободной,
творческой и ответственной личностью.
Проектно-исследовательский подход характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы.
А самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю.
Слайд 13
Исследовательская деятельность способствует тому, чтобы
-ученик встал в позицию равную учителю,
-был самостоятелен в процессе деятельности.
Слайд 14 Главные цели проектно- исследовательской деятельности на уроках математики:
показать умения отдельного
ученика или группы учащихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;
реализовать свой интерес к предмету математики; приумножать знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;
продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;
подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
Слайд 15Этапы исследовательской деятельности учащихся
1 этап. Знакомство с основами исследовательской деятельности (понятийный
аппарат, методы исследования, требования, предъявляемые к оформлению работ).
2 этап. Выбор и определение темы исследования.
3 этап. Обзор литературы по выбранной теме.
4 этап. Исследование.
5 этап. Текстовое оформление работы.
6 этап. Выступление учащихся с результатами исследования.
Слайд 16 Организуя работу над проектом на уроках математики
важно помнить несколько условий:
Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем.
Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.
Слайд 17
В процессе проектной
деятельности расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык.
Ученик способный к такой исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при оценке любой социальной ситуации, показывает высокий уровень обученности по математике, богатый словарный запас по предмету.
Слайд 18 У учащихся к выпуску наблюдается формирование всех компонентов
исследовательской культуры: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация); умения и навыки работы с дополнительными источниками информации; умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.
Слайд 19 Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в
течение определенного времени.
Классификацию проектов по продолжительности подготовки:
– краткосрочный,
– средней продолжительности ,
– долгосрочный.
Предпочитаю придерживаться краткосрочных проектов творческого характера - это проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время для решения небольшой проблемы.
Слайд 20По количеству участников проект может быть выполнен:
- индивидуально;
- в
парах
– группой (3-5 человек)
По методу:
– творческий,
– исследовательский,
– информационный (ознакомительно-ориентированный).
Небольшие проекты на несколько уроков, где проводится совместная работа над подготовкой проекта – прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность.
Слайд 21
Планируемыми результатами и формами их
представления могут быть: кроссворд, чайнворд, ребусы, газета, журнал и др.
Эти проекты предполагают активизацию учащихся, т. к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать рисунки и рисовать. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями.
Ведь составить и красочно оформить кроссворд, ребус может ученик, у которого трудности с математикой, но отличные способности к рисованию. А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания у школьника – и есть критерий успешной работы.
Слайд 22Проводя мониторинг исследовательской деятельности, следует отслеживать:
- степень самостоятельности в выполнении различных
этапов работы над проектом;
- степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации;
- уровень сложности и степень владения использованными методиками;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- осмысление проблемы и формулирование цели исследования;
- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта;
- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
- социальное и прикладное значение полученных результатов.
Слайд 23 Какими могут быть темы исследования?
Все возможные темы
можно объединить в три группы:
Экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Теоретические – предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных источниках (книгах, кинофильмах и т.д.).
Практические – составление, поиск решений заданий.
Слайд 24Какие исследования можно проводить на уроке математики?
Тема
«Прямая. Луч. Отрезок».
Дети ставят для себя цель: выяснить, что такое прямая, луч, отрезок, как их различать, где они встречаются в окружающем мире. На этом уроке работаем в парах.
Берем прямую, и по ней отправляем в путешествие точку. Точка идет в одну сторону, в другую. Делаем вывод: прямую можно продолжить до бесконечности.
Далее берем ножницы и разрезаем прямую. Получаем два луча и даем определение луча, что это часть прямой, ограниченная с одной стороны. А лучи называем дополнительными друг друга. Дети эти лучи ассоциируют с солнечными лучиками, которые идут от Солнца без конца до самой Земли. И опять ножницы пускаем в ход. Обрезаем с другой стороны и получаем часть прямой, ограниченную с двух сторон и называем отрезками. Выясняем случаи взаимного расположения прямой, луча, отрезка, точки.
В ходе этой работы учащиеся выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества; понимают причины успеха в своей учебной деятельности.
На следующем уроке пятиклассники не дают заученное книжное определение изученных геометрических фигур, а вспоминают проведенное исследование и на этой основе своими словами с четким пониманием говорят правила.
Слайд 25 Мини-проекты на составление задач
Мы с
ребятами планировали собрать в красочный задачник. Это будет продукт нашей работы к концу года.
Самостоятельное составление задач учащимися – важная часть обучения математике. Придумывая задачи, школьники более глубоко вникают в учебный материал, находят связи между математическими понятиями и объектами, изучают методы решения задач.
Задача, составленная учеником, обычно сразу же и решается. Наиболее удачные («красивые») задачи предлагаются для решения одноклассникам и учителю. При этом он начинает мыслить за другого: как другой ученик (учитель) будет решать его задачу. В итоге он еще раз «прокручивает» решение задачи, фиксирует идеи решения, т. е. опять обучает себя решению задач.
При такой учебной деятельности учащимися задачи и методы их решения прочно запоминаются и легко вспоминаются ими в нужный момент, при решении незнакомых задач.
Составление задач учащимися позволяет им научиться более эффективно решать задачи, проблемы, В самом деле, придумывая задачи, основанные на тех или иных математических идеях, ученик решает их до того, как они им сформулированы, а значит, учится видеть самую суть проблемной ситуации.
Составление задач учениками позволяет им лучше усваивать программный материал. Важно отметить, что при этом усвоение математики сочетается с поиском идей решения и поэтому становится более эффективным.
Слайд 27 Заключение
Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения
учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.
Учащиеся увидели определенный результат своей деятельности в виде конечного продукта: наглядное пособие, презентация.
Повысился уровень проектных и исследовательских работ, расширился их тематический диапазон. Учащиеся, выполнившие работу по математике, с успехом реализуют свой опыт в другой предметной области.
Уроки с применением проектов детей более интересны и познавательны для учащихся.
В результате анализа своей педагогической деятельности прихожу к выводу о преимуществах проектного метода: для меня, как для учителя, проектно-исследовательская деятельность – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации.