Слайд 1Металлы победы
72-ой годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне посвящается…
Слайд 2Исследовательский проект
учащихся 9 «А» класса:
Водяницкой Полины, Гордеевой
Елизаветы, Нурланбек Жумагул,
Тихоновой Анны, Холодовой
Надежды,
Реутовой Анны,
Казачковой Дарьи, Трушина
Ярослава, Мариева Алексея,
Платоновой Марии
Руководитель проекта: учитель
химии Шершнева Е.М.
Слайд 3Основополагающий вопрос:
Можно ли металлы назвать «солдатами» Победы?
Гипотеза:
Если металлы –
«солдаты» Победы, то они тоже «воевали»
Слайд 4Цель исследования:
Узнать о вкладе ученых- химиков в дело великой Победы над
фашистской Германией
Получить информацию о новых, неизвестных ранее фактах о применении свойств некоторых металлов
Слайд 5Задачи проекта:
Проследить, какую же роль сыграли элементы-металлы на войне
Узнать, что сделали
ученые-химики для великой Победы.
Обратить внимание на их стойкость, мужество, самоотверженность, оценить их вклад в дело Победы над врагом
Реализовать связь между химией, историей и литературой
Создать мультимедийный продукт, который можно будет использовать на уроках химии при изучении свойств металлов в 9 и 11 классах
Слайд 6Методы исследования:
Сбор информации, полученной из различных источников: литература, Интернет-ресурсы и др.
Анализ
полученной информации
Обработка информации
Подготовка учащимися презентаций и выступлений для отчета о проделанной работе
Защита полученных результатов и выводов
Обобщение всей информации и создание единого мультимедийного продукта (презентации) по теме «Металлы Победы»
Слайд 71418 дней и ночей длилась война…
Слайд 9Это был лозунг для всех ученых того времени
Слайд 10 Ферсман Александр Евгеньевич
Он выполнял специальные работы по военно-инженерной геологии,
военной географии, по вопросам стратегического сырья, маскировочных красок.
Слайд 11Арбузов
Александр Ерминингельдович
Он изготовил препарат – 3,6 - диаминофталеид, обладающий флуоресцентной способностью.
Этот препарат был использован при изготовлении оптики для танков.
Слайд 12Китайгородский
Исаак Ильич
Создал бронестекло, которое в 25 раз прочнее обычного стекла.
Слайд 13Фаворский Алексей Евграфович
Он изучил химические свойства и превращения вещества – ацетилена.
Разработал важнейший метод получения виниловых эфиров, используемых в оборонительной промышленности
Слайд 16Алюминий использовали для активной защиты самолетов.
Тончайший алюминиевый порошок использовали для
получения горючих и взрывчатых смесей.
В годы войны был разработан непрерывный способ производства литой алюминиевой проволоки. Она применялась, в том числе, в госпиталях для лечения челюстно-лицевых переломов.
Слайд 18Металлический литий бурно реагирует с водой, при этом выделяется большой объем
водорода, - им заполняли аэростаты и спасательное снаряжение при авариях самолетов и судов в открытом море.
Трассирующие пули с добавками лития при полете оставляли сине-зеленый след. Использование таких снарядов позволяло видеть стреляющему траекторию полета снаряда и корректировать стрельбу
Слайд 19Соединения лития использовались на подводных лодках для очистки воздуха: гидроксид лития
поглощал углекислый газ, выдыхаемый людьми.
Слайд 21Более 90% всех металлов, которые использовались в Великой Отечественной войне, приходилось
на железо.
Для изготовления брони танков и пушек применялась сталь (сплав железа, вольфрама с углеродом до 2% и другими элементами).
Сплавы железа в виде броневых плит и литья толщиной 10-100 мм использовались при изготовлении корпусов и башен танков, бронепоездов.
Слайд 23Свойство магния гореть белым ослепительным пламенем широко используется в военной технике
для изготовления осветительных и сигнальных ракет, трассирующих пуль и снарядов, зажигательных бомб.
Слайд 25В годы войны на Пышминском медеэлектролитном заводе было сосредоточено основное производство
рафинированной меди в стране. Около 80% снарядных гильз и патронов делали из меди этого завода. Здесь ввели цех по производству сплавов на основе меди и никеля, из которых изготавливались направляющие пояски снарядов дальнобойной артиллерии.
Слайд 27Стали с добавкой молибдена очень прочны, из них отливали стволы орудий,
винтовок, ружей, детали самолетов, автомобилей. Введение в состав сталей молибдена в сочетании с хромом и вольфрамом повышает их твердость, из этих сталей делали танковую броню. Молибденовая сталь прочна, остра, тверда, гибка, из нее делали клинки, сабли, мечи, ножи.
Слайд 29В первой половине прошлого столетия никель добывался в небольших количествах и
стоил очень дорого. Он считался ювелирным металлом. Позднее никель стал неотъемлемой составляющей бронированных орудий и танков. Сплавы никеля обладают высокой механической прочностью, коррозионностойкостью, жаростойкостью, жаропрочностью, ферромагнитными и другими особыми физическими свойствами.
Слайд 31Сплав лантана, церия и железа дает так называемый кремень, который использовался
в солдатских зажигалках. Из него же изготовляли специальные артиллерийские снаряды, которые во время полета при трении о воздух искрят (можно наблюдать за их ночным полетом).
Слайд 32Лантановые стекла применяли в полевых оптических приборах.
Слайд 34В военном деле применялись соединения калия. Нитрат калия (калиевую «селитру») использовали
для получения черного пороха. Обыкновенный порох – это смесь мелко измельченных серы, селитры и угля.
Нитрат калия KNO3
Дымный (черный) порох
Слайд 35Еще два соединения – хлорат калия («бертолетова соль») KClO3 и дихромат калия
K2Cr2O7 – применялись в спичечном производстве и пиротехнике.
Слайд 37Из ванадиевой стали изготовляли солдатские каски, шлемы, броневые плиты на танках
и пушках.
Хромованадиевая сталь прочнее ванадиевой, поэтому ее стали применять широко в военной технике: для изготовления коленчатых валов корабельных двигателей, отдельных деталей торпед, авиамоторов, бронебойных снарядов.
Слайд 39Олово – компонент многих сплавов, в чистом виде этот металл почти
не применяется. В период войны он использовался для защиты металлов от коррозии, изготовления жести для консервных банок.
Хлорид олова (IV) – жидкость, которая использовалась для образования дымовых завес.
Слайд 40Кроме того, сплав олова с другими металлами использовался для изготовления подшипников.
Из олова изготовляли блестящие оловянные солдатские пуговицы. При низкой температуре атомы олова перестраивают свою кристаллическую решетку и металл разрушается, поэтому солдатские пуговицы нельзя хранить на морозе.
Слайд 42Добавление в состав стали вольфрама чрезвычайно увеличивает ее твердость и прочность.
Такие стали почти не подвергаются коррозии, из них, помимо инструментов(быстрорежущая сталь), изготавливают стволы орудий и пулеметов, броневые листы для танков и т.д.
Слайд 44Германий широко применяется в волоконной и инфракрасной оптиках. Благодаря прозрачности в
инфракрасной области спектра металлический германий сверхвысокой чистоты имеет стратегическое значение в производстве оптических элементов инфракрасной оптики: линз, призм, оптических окон датчиков. Используется в системах пассивного тепловидения, военных системах инфракрасного наведения, приборах ночного видения, противопожарных системах.
Слайд 46Кобальт называют металлом чудесных сплавов (жаропрочных, быстрорежущих). Сплавы кобальта отличаются высокой
жаропрочностью, коррозионной стойкостью и особыми магнитными свойствами.
Кобальтовая сталь использовалась для изготовления магнитных мин.
Слайд 48Специалисты по военной технике считают, что из тантала целесообразно изготовлять некоторые
детали управляемых снарядов и реактивных двигателей. Тантал – важнейший стратегический металл для изготовления радарных установок, передаточных радиостанций; металл восстановительной хирургии.
Слайд 50Стронций – металл фейерверков, потех и салютов. Введение этого элемента и
его соединений в сталь и чугун способствует повышению их качества. Имеются сведения об использовании стронция для раскисления и рафинирования меди. Стронций увеличивает пластичность магния и его сплавов, положительно влияет на свойства алюминиевых сплавов.
Слайд 51Заключение
Исходя из полученной информации, можно сделать следующие выводы:
Металлы можно назвать
«солдатами» Победы, можно сказать, что они тоже воевали, воевали при помощи своих свойств, но…
Только ум, находчивость, самоотверженный труд наших ученых-химиков позволили металлам в полной мере проявить свои свойства и тем самым приблизить долгожданную Победу
Хотелось бы надеяться, что мощь этой прекрасной науки – химии – будет направлена не на создание новых видов оружия, не на разработку новых отравляющих веществ, а на решение глобальных общечеловеческих проблем.
Слайд 52Кто про химика сказал: “Мало воевал”,
Кто сказал: “Он мало крови проливал?”
Я
в свидетели зову химиков–друзей,
Тех, кто смело бил врага до последних дней,
Тех, кто с армией родной шел в одном строю,
Тех, кто грудью защитил Родину мою.
Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…
Сколько полегло на них молодых парней…
Не померкнет никогда память о войне,
Слава химикам живым, павшим - честь вдвойне.
Старший преподаватель ДХТИ,
бывший фронтовик З.И. Барсуков
Слайд 53Литература
Богданова Н.А. Из опыта работы металлов главных подгрупп. //Химия в школе.
– 2002. - №2.– С. 44 – 46.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 9 класс. – М.: Блик и К0, 2001. – 397 с.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. методическое пособие. Химия 11 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 156 с.
Евстифеева А.Г., Шевченко О.Б., Курень С.Г. Дидактический материал к урокам химии. - Ростов-на- Дону.: Феникс, 2004. – 348 с.
Егоров А.С., Иванченко Н.М., Шацкая К.П. Химия внутри нас. – Ростов-на- Дону.: Феникс, 2004. – 180 с.
Интернет-ресурсы
Колтун М. Мир химии. – М.: Детская литература, 1988. – 303 с.
Ксенофонтова И.Н. Модульная технология: изучаем металлы. //Химия в школе. – 2002. - №2.- С. 37 – 42.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. – М.: Экзамен, оникс 21 век, 2001.– 719 с.
Курдюмов Г.М. 1234 вопроса по химии. – М.: Мир, 2004. – 191 с.
Ледовская Е.М. Металлы в организме человека. //Химия в школе. – 2005. - №3.– С. 44 – 47.
Пинюкова А.Г. Независимое расследование по теме «Щелочные металлы». //Химия в школе.– 2002. - №1. – С. 25 – 30.
Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии. 8- 9 классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 318 с.
Шиленкова Ю.В., Шиленков Р.В. Модуль: строение атомов, физические и химические свойства, применение щелочных металлов. //Химия в школе. – 2002. - №2. – С. 42 – 44.