Слайд 1Мастер - класс
«Тренировка памяти на уроках химии»
Выполнила учитель высшей квалификационной
категории МКОУ СОШ № 10
Федотова Марина Владимировна
г. Бирюсинск, 2014
Слайд 2Эпиграф: «Я не могу управлять направлением ветра. Но я всегда могу
поставить паруса так, чтобы достичь своей цели»
О.Уальд
Слайд 3Нейропсихологические особенности личности
Левое полушарие: Деятельность – абстрактная, знаковая, аналитическая.
Память: Хранят информацию
в звуковой оболочке (слова), долговременная память связана со словесной памятью.
Восприятие: Аналитико – рассудочное, смыслового аспекта.
Деятельность: Точная, последовательная, логическая.
Мышление: Имеет аналитический характер, рациональное, линейное.
Интеллект: Вербальный, преобладает логика.
Речь: Чувствительна к звукам, смыслу.
Сознание: Логическое, временное, последовательное, линейное.
Слайд 4Правое полушарие: Деятельность -образная, целостная, интуитивная (КРО).
Память: Зрительная, образная, долговременная память
связана со зрительной памятью.
Восприятие: Эмоционально – чувственное (мимика, жесты, тембр).
Деятельность: Не структурированная, пространственно – образная.
Мышление: Связано с наглядным образом, не линейное.
Интеллект: Не вербальный (образный, чувственный).Практики.
Речь: Преобладает тембр, мимика, жесты, опора на гласные и целостный метод в чтении.
Сознание: Интуитивное, хаотичное, на фантазиях.
Слайд 5Выберите любой химический элемент. Для этого порядковый номер этого элемента удвойте,
к произведению прибавьте 5 и сумму умножьте на 5.
Слайд 6Классификация видов памяти:
По уровню и специфике хранения информации:
- Сенсорная (время действия
– 0, 25 сек, это процесс на уровне рецепторов. Происходит обработка информации для передачи в кратковременную память. Про этот вид памяти говорят «Девичья память»,
Слайд 7-Кратковременная (время действия 20 сек, - осуществляется подготовка информации для дальнейшей
передачи на долговременное хранение, если за 20 секунд информация не будет закодирована, то она бесследно потеряется);
-Долговременная (время действия и объем памяти не ограничен). Примерный объем памяти человека 125 млн.мегабайт
Слайд 8По способам обработки собственного внутреннего опыта:
-Визуальная;
-Аудиальная;
-Кинестетическая
Слайд 9 По содержанию:
-Двигательная,
-Образная,
-Словесно-логическая,
-Эмоциональная
Слайд 10Тест «Слушаю или вижу»
1. Слуховая память
Запишите слова, которые вы запомнили.
Ещё раз послушайте этот ряд слов и отметьте те, которые вы записали верно. Подсчитайте число правильных ответов.
Слайд 112. Зрительная память. Прочитайте список слов один раз:
Индикатор, медь, кислород, пробирка,
нефть, уравнение, химия, фильтр, воронка, сода.
Слайд 12Теперь запишите слова, которые вы запомнили
Слайд 13 Сверьте ряд слов: Индикатор, медь, кислород, пробирка, нефть, уравнение, химия,
фильтр, воронка, сода
и отметьте те, которые вы записали верно. Подсчитайте число правильных ответов.
Слайд 14Результаты: если у вас в первом случае получилось большее число правильных
ответов, значит, вы – аудиал.
Аудиал во время общения практически не смотрит на собеседника, он его слушает (принимает «телефонную» позу), голова повернута в сторону собеседника.
Слайд 15Результаты: если у вас во втором случае получилось большее число правильных
ответов, значит, вы – визуал. Визуалу для общения с собеседником необходимо его видеть, не только лицо, но и весь образ. Отличительный признак визуала – внимательный взгляд.
Слайд 16Игра «Передай мяч» Назвать вещество или любой химический термин и передать
мяч ученику, который должен назвать следующее вещество с последней буквы предыдущего названия
Слайд 18Тест «Есть ли у вас эйдетические способности?»
В течение 10 секунд
рассмотрите находящиеся перед вами предметы лабораторного оборудования.
Слайд 22Чем больше отличий вы нашли, тем лучше у вас развита образная
память и тем больше склонность у вас к эйдетическому восприятию.
Слайд 23Развиваем эйдетическую память.
Упражнение для развития памяти. Соберите произвольную композицию из предметов
химического оборудования. Дайте посмотреть своему соседу на нее в течение 2-3 секунд и попросите его отвернуться. Переставьте несколько предметов. Задача вашего товарища – вернуть все на свои места.
Слайд 24Мнемонические методы рационального запоминания:
1. Метод ассоциативных связей - мысленные связи между
образами
Слайд 25Ассоциации должны быть:
-Яркие, цветные;
-Движущиеся;
-Необычные, нестандартные, абсурдные;
-Смешные;
-Слишком большие или слишком маленькие.
Иначе они
быстро забудутся.
Слайд 29По количеству букв в словах легко запомнить заряды электродов:
КАТОД –
МИНУС (5 букв)
АНОД – ПЛЮС (4 буквы).
Или по первой букве:
Стеариновая кислота С17Н35СООН (семнадцать и стеариновая – начинаются с буквы «С»)
Пальмитиновая кислота С15Н31СООН (пятнадцать и пальмитиновая – начинаются с буквы «П»)
Слайд 30Прием рифмования и ритмизации.
Химик, запомни как оду — льют кислоту
в воду!
Калий, натрий, серебро с водородом заодно (валентность I)
Индикатор лакмус – красный,
Кислоту укажет ясно.
Индикатор лакмус – синий,
Щелочь тут не стой разиней.
Слайд 322.Метод «Мнемонические матрицы» Воду родную (Водород) смешали с Гелем (Гелий), чтобы
Лить (Литий). Да, Бери и лей (Бериллий) в сосновый Бор (Бор), где из-под Угла родного (Углерод) выглядывает Азиат (Азот), причем с такой Кислой рожей (Кислород), что Вторично (Фтор) не хотелось смотреть.
Слайд 333. Метод «Запоминание цифр и цифровой информации»
Милый - Метан
Этичный — Этан
ПРактичный —
ПРопан
Барашек - Бутан
Пасется — Пентан
в Горах — ГЕКсан
Гималаях — ГЕПтан
Слайд 34Вывод:
При помощи элементов методик, улучшающих память, изучать некоторые сложные темы
по большинству учебных предметов, в том числе и по химии, станет гораздо легче.