Слайд 1УЧИТЕЛЬ ХИМИИ
ЛЕБЕДЕВА АННА НИКОЛАЕВНА
Организация самостоятельной работы учащихся при изучении нового
материала на уроках химии в свете ФГОС нового поколения.
Слайд 2ОСНОВЫ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА В ОБРАЗОВАНИИ.
Федеральный
государственный
образовательный стандарт
второго поколения
общего образования
Фундаментальное
ядро содержания
общего образования
Рабочая программа
учителя химии
Общественный договор – социальный запрос семьи,
общества и государства
Слайд 3
Основной результат
деятельности
современной школы
выпускник:
самостоятельно решающий возникающие проблемы в различных сферах жизни,
способный грамотно работать с информацией, умеющий выдвигать гипотезы,
сопоставлять с аналогичными или альтернативными вариантами решений…
Слайд 4
Ключевые проблемы
учителя
Как обеспечить успешность каждого учащегося в
обучении?
Как сохранить здоровье ребенка?
Как обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а приобретение каждым учащимся социального опыта?
Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?
Слайд 5
В основе реализации ФГОС лежит личностно-ориентированное обучение.
Важная задача
обучения –
формирование у учащихся универсальных учебных знаний,
умения самостоятельно работать,
ставить учебные цели,
искать и использовать необходимые средства и способы их достижения,
уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты,
создать условия самореализации личности на основе «умения учиться».
Слайд 6
Универсальные учебные действия – совокупность способов действия обучающихся, которая обеспечивает им
способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса; это навыки, которые должны закладываться уже в начальной школе, на всех её уроках.
Слайд 7УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)
обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и
самосовершенствованию
посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Слайд 8Функции УУД:
создание условий для гармоничного развития личности и
ее
самореализации на основе готовности
к непрерывному образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний,
формирование умений,
навыков и компетентностей в любой предметной области
Слайд 9Универсальные учебные
действия включают
четыре блока
Личностные действия
Регулятивные
(включая саморегуляцию) действия
Коммуникативные
действия
Познавательные действия
Слайд 10
1. личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными
жизненными целями и ситуациями; формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу.
участие в проектах;
подведение итогов урока;
творческие задания;
мысленное воспроизведение картины, ситуации;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений
Слайд 11
Личностные УУД
Самоопределение
Смыслообразование
Нравственно-этическая
ориентация
Слайд 12ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).
Смыслообразования ( «какое
значение, смысл имеет для меня учение», и умение находить ответ на него).
Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
Слайд 13 На уроках химии развитие личностных УУД возможно через систему заданий:
-
В 8 классе изучение химии можно начать с задания составить 5 предложений, раскрывающих применение химических знаний в работе родителей, применение химии на кухне, в ванной, во время ремонта и т.д.
Слайд 142. регулятивные – обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством
постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль;
взаимный диктант;
диспут;
«Ищу ошибки»;
КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Слайд 15
Регулятивные УУД
Целеполагание
Оценка
Планирование
Прогнозирование
Коррекция
Контроль
Саморегуляция
Слайд 16РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
8 класс
9 класс
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять план решения проблемы.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
.
Слайд 17С целью формирования регулятивного действия - действия контроля- проводятся самопроверки и
взаимопроверки теста, обмениваясь листочками с ответами.
Критерии правильного ответа – проговариваются вслух всем классом, или заранее записывается на отвороте доски.
Возможен другой вариант проверки теста (два ученика выполняют тест на отворотах доски, другие - в тетради). После выполнения работа проверяется, обсуждается, исправляется и оценивается.
Слайд 183. познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора необходимой информации, моделирование
изучаемого содержания;
«Найди отличия» (можно задать их количество);
«Поиск лишнего»;
«Лабиринты»;
«Цепочки»;
хитроумные решения;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание диаграмм;
работа со словарями.
Слайд 19Общеучебные
универсальные
действия
Знаково-
символические
действия
Логические
действия
Постановка
и решение
проблемы
Познавательные УУД
Слайд 20Познавательные действия формируются в задании, в котором к известной левой части
уравнения ученикам предлагается составить правильно продукты реакции и уравнять, т. е. дописать правую часть уравнения.
При выполнении данного задания ученики для нахождения продуктов реакции должны:
- определить класс веществ левой части – реагентов по их химическому составу, т. е. установить логическую взаимосвязь (классификация веществ).
-- определить тип предполагаемой реакции, мысленно воспроизвести схему взаимосвязи количества и качества реагентов и типа реакции.
-- определить количество и состав продуктов, учитывая заряды ионов, входящих в состав исходных веществ.
-- уравнять коэффициентами левую и правую часть уравнения, т. е. соотнести количество атомов каждого элемента с учётом наличия скобок и индексов в формулах веществ.
Слайд 214. коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать
партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя и т.д.
отзыв на работу товарища;
групповая работа по составлению кроссворда;
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...»
«Круглый стол»
Слайд 22
Коммуникативные УУД
Планирование
учебного
сотрудничества
Постановка вопросов
Умение выражать
свои мысли
Управление
поведением
партнёра
Разрешение
конфликтов
Слайд 23КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять
роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль .
Учиться критично относиться к своему мнению.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
8 класс
9 класс
Слайд 24КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Коммуникация как взаимодействие
Коммуникация как сотрудничество
Коммуникация как условие интериоризации
учет позиции собеседника,
партнера по деятельности (интеллектуальный аспект);
допущение возможности иных позиций или точек зрения;
уважение к иной точке зрения, предвидение разных мнений других людей;
умение обосновывать и доказывать собственное мнение
согласование усилий по достижению общей цели, ориентация на партнера по деятельности;
умение договариваться, находить общее решение;
умение убеждать и уступать;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу;
брать на себя инициативу;
осуществлять взаимный контроль
умение строить понятные для партнера высказывания;
умение задавать вопросы для получения необходимых сведений от партнера;
способность речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий
Слайд 25 Для формирования коммуникативных действий:
- сдача мини зачёта (проверка усвоения
терминов по изучаемой теме, проверка знаний латинских названий элементов и т. д.)
В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу отметки. Подобные задания развивают:
умение слушать и понимать партнёра,
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
распределять роли,
взаимно контролировать друг друга и уметь договариваться.
- Групповая работа «Вертушка»- проблемные вопросы или задания по количеству групп. Каждая пишет свое решение и передает по кругу дальше.
Слайд 26 Надо понимать, что ЗУН (знания, умения, навыки) отличаются от
УУД (универсальные учебные действия) не сильно, с точки зрения того жизненного багажа, который получает каждый ученик, обучаясь в школе.
Различие заключается в функции учителя на уроке. Раньше мы учили, передавая знания и свой опыт, а теперь мы должны помочь ученику добывать знания.
Слайд 29Базовые образовательные технологии при обучении химии:
Технология проблемно-диалогического обучения
ТРИЗ(теория решения изобретательских
задач)
Обучение на основе «учебных ситуаций»
Проектная и исследовательская деятельность
Информационные и коммуникативные технологии
Слайд 31Примеры заданий формирующих УУД
Творческие задания
Слайд 32Примеры заданий формирующих УУД
Творческие задания
Слайд 33Примеры заданий формирующих УУД
Творческие задания
«ПЯТЫЙ ЛИШНИЙ»
Слайд 34Примеры заданий формирующих УУД
Творческие задания
«ХИМИЧЕСКИЕ ВЕСЫ»
Слайд 35Примеры заданий формирующих УУД
Химический характер житейской информации
Почему волосы рано седеют?
Слайд 43 Основные задачи:
Создание условий на уроке для раскрытия индивидуального потенциала учащихся.
Консультативная
помощь в организации собственной деятельности учащихся:
- включение учащихся в процесс постановки целей урока,
- планирование самостоятельной работы,
- оценка собственной деятельности.
Оценка процесса и самостоятельной работы учащихся.
Учитель – консультант
на уроке
Слайд 44«Новый мир имеет новые условия и требует новых действий»
Н. Рерих
Слайд 45 Цель урока: организация процесса познания, а знания, умения и навыки
– побочный продукт деятельности.
Задача учителя: создать алгоритм действий на уроке, в котором принимают участие все, в том числе и учитель.
Методы и приемы познавательной деятельности: проблемно- поисковые, исследовательские, диалоговые, эвристические, полемика, групповые формы работы…
Формы занятий: традиционные уроки, урок-игра, урок- путешествие, исследования, интегрированные уроки, уроки-поиски…
Слайд 46
Основные принципы
дидактики
Доступность
Систематичность
Связь теории с
практикой
Постепенное нарастание сложности заданий
Дифференцированный подход к учащимся
Слайд 47
Простейшие навыки
самостоятельной работы
составление схем, таблиц,
простых измерений,
решение несложных
задач…
наглядный показ приемов работы учителем, четкие объяснения, записи на доске