Презентация, доклад бинарного урока на тему Химия и человек

Презентация бинарного урока на тему Химия и человек, предмет презентации: Химия. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 19 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях!

МБОУ «Школа-лицей»№3 имени А.С. Макаренко г.Симферополь Республика Крым

Учитель высшей категории
Сидорова Светлана Григорьевна

Химия и человек

Цель : На основе общих понятий по химии расширить и углубить знания у учащихся о химических элементах, их физиологической роли в организме человека.

Химия внутри нас

Все живые организмы на Земле, в том числе и человек, находятся в тесном контакте с окружающей средой. Пищевые продукты и питьевая вода способствуют поступлению в организм практически всех химических элементов. Они повседневно вводятся в организм и выводятся из него. В народе бытует мнение о том, что в организме человека можно обнаружить практически все элементы периодической системы Д. И. Менделеева. Ученые же утверждают, что в живом организме не только присутствуют все химические элементы, но каждый из них выполняет какую-то биологическую функцию.

Организм человека состоит на 60% из воды, 34% приходится на органические вещества и 6% на неорганические.
Из 111, встречающихся в природе, 81 обнаружен в организме человека
Основными компонентами органических веществ являются углерод, водород, кислород, в их состав входят также азот, фосфор и сера. В неорганических веществах организма человека обязательно присутствуют 22 химических элемента: Ca, P, O, Na, Mg, S, B, Cl, K, V, Mn, Fe, Co, Ni, Cu, Zn, Mo, Cr, Si, I, F, Se.

Элементы и их значение в организме

Кислород : в организме 65-75%, входит в составе всех жизненно важных веществ: белков, жиров, углеводов, воды. Физиологическая роль кислорода: медленного окисления пищи, процессы дыхания, защитные функции организма
Водород, его незаменимость в живой природе. В организме 8-10% Водород – обязательный компонент всех органических соединений организма.
Карбон: содержится в организме человека 15-18%. Входит в состав молекул органических веществ, костей .
“Азот и жизнь – понятия неотделимые”. В организме 1,5-3,0%
Азот – составная часть белка, нуклеиновых кислот, пептидов, ферментов.

“Фосфор – элемент жизни и мысли”. Фосфор – составная часть костной, мышечной и нервной ткани. В организме 0.2-1.0%
Калий: в организме 0,15-0,4%. Один из основных положительно заряженных ионов в организме человека, обеспечивает транспорт веществ через клеточные мембраны, влияет на деятельность сердца человека.
Сера – составная часть белков живых организмов. Содержание серы в организме человека 0,15-0,2%. Сера – составная часть аминокислот в организме человека, является компонентом волос, ногтей. Сера – составная часть витамина В1, участвующего в обмене углеводов, жиров и белков.
Хлор: в организме 0,05-0,1%. Основной отрицательно заряженный ион в организме человека, входит в состав хлоридной кислоты, является основным составом желудочного сока.
Кальций: в организме 0,04-2,0%. Входит в состав костей, участвует в регуляции метаболических процессов , сокращение мышц, свёртывании крови.

Магний: в организме 0,02-0,03%. Активизирует деятельность ферментов.
Натрий: в организме 0,02-0,03%. Один из главных положительно заряженных ионов, обеспечивает транспорт веществ через клеточные мембраны .
Феррум: 0,01-0,015% в организме. Входит в состав многих биомолекул, в том числе гемоглобин.
Бром. Бром – составная часть гормона гипофиза
Кремний. Кремний является структурным элементом соединительной ткани, и коллагена.
Цинк: в организме 0,0003%. Найден в некоторых ферментах, гормонах- инсулин.
Купрум: 0,0002% в организме. Принимает участие в окислении.
Йод: 0,0001%, входит в состав гормонов щитовидной железы.
Фтор: 0,0001%, входит в состав эмали зубов.

Вода в организме человека

Человек примерно на 65 % состоит из воды.
С возрастом содержание воды в организме человека уменьшается.
Эмбрион состоит из воды на 97 %,
В теле новорожденного содержится 75 %,
У взрослого человека — около 60 %.

ВОДА

Н

2

О

65%

Металлы внутри организма:

Экспериментально установлено, что в организме человека металлы составляют около
3 % (по массе). Это очень много.
Если принять массу человека за 70 кг, то на долю металлов приходится 2,1 кг. По отдельным металлам масса распределяется следующим образом:
кальций (1700 г),
калий (250 г),
натрий (70 г),
магнии (42 г),
железо (5 г),
цинк (3 г).

Са
Na
K
Mg
Zn
Fe

Суточное поступление химических элементов в организм человека

Характерные симптомы дефицита химических элементов в организме человека

Что для нас ЯД?

Имеется большое число элементов, являющихся ядами для живого организма, например ртуть, таллий, свинец и др. Бывают элементы, которые в относительно больших количествах являются ядом, а в низких концентрациях оказывают полезное влияние на организм. Например:
мышьяк является сильным ядом, нарушающим сердечно-сосудистую систему и поражающим печень и почки, но в небольших дозах он прописывается врачами для улучшения аппетита человека;
хлорид натрия (поваренная соль) в десятикратном избытке в организме по сравнению с нормальным содержанием является ядом
кислород, необходимый человеку для дыхания, в высокой концентрации и, особенно под давлением оказывает ядовитое действие…

Вывод: Рассмотренные нами химические элементы- это элементы большой физиологической значимости. Они избирательно распределяются в организме человека , является участниками важных метаболических процессов в организме, играют большую роль в поддерживании гомеостаза- постоянство внутренней среды организма. Все они поступают в организм с пищей и водой. Наличие в организме человека элементов, составляющих не живой природы, указывает на то, что геохимические процессы и живых организмов образуют единый биохимический цикл, то есть единство живой и не живой природы.