Слайд 1Архит Тарентский – последний пифагореец.
Приготовила презентацию Высоцкая Ирина , ученица 8
«Б» класса.
Руководитель
Ерёмина Л.А.
Слайд 2Архит Тарентский (греч. Αρχύτας ο Ταραντίνος, лат. Archytas).
428 год до н.э –
347 год до н.э – философ-пифагореец и математик, известен также как государственный деятель и полководец. Он был современником и другом Платона.
Слайд 3Биография.
Архит родился в Таренте (в наши дни — Таранто, Южная Италия).
Архит был влиятельным политическим деятелем в своём родном городе. Семикратно его выбирали на должность стратега. Архит провёл несколько успешных военных кампаний против латинских соседей.
Слайд 4Диоген Лаэртский сообщает, что Архит «первый упорядочил механику, приложив к ней
математические основы, и первый свёл движение механизмов к геометрическому чертежу». Авл Геллий в Аттических ночах со ссылкой на Фаворина пишет, что «Архит Тарентский, искушённый помимо прочего, в механике, сделал летающего деревянного голубя».
Слайд 5Из математических работ Архита сохранился один фрагмент в комментарии Евтокия ко
2 книге трактата Архимеда «О шаре и цилиндре». Со ссылкой на «Историю геометрии» Евдокса Книдского Евтокий приводит найденное Архитом самое первое в истории математики решение задачи об удвоении куба.
Слайд 6Задача об удвоении куба.
Удвоение куба- третья классическая задача древнегреческой математики. Эта
задача сыграла большую роль в развитии математических методов.
Задача состоит в построении куба, имеющего объем, вдвое больший объема данного куба.
Слайд 7Его решение основано на отыскании точки пересечения трёх поверхностей — конуса,
цилиндра и тора.
Согласно предположениям Б. Л. Ван дер Вардена, VIII книга Начал Евклида, а также входящий в евклидовский корпус трактат Деление канона написаны на основе сочинений Архита.
Слайд 8Архиту принадлежит классический довод в пользу бесконечности Вселенной:
«Окажись я на краю
Вселенной, то есть на сфере неподвижных звёзд, мог бы я вытянуть вовне руку или палку в ней? Допущение, что не мог бы вытянуть, нелепо. Но если вытяну, тогда то, что вовне, окажется либо телом, либо местом (что совершенно безразлично). Таким образом, сколько раз не допускай границу Вселенной, всякий раз мы будем аналогичным образом подходить к ней и задавать тот же самый вопрос.»
Слайд 9В честь Архита назван кратер Archytas на Луне (1935).
Слайд 11В математике Архит развил арифметику натуральных чисел и далеко подвинул теорию
несоизмеримых величин.
Перечислим его математические достижения, например:
Слайд 12Геометрическую пропорцию (a-b):(b-a)=a:b он привел к более удобному соотношению c:b=b:a, которым
сейчас весьма часто пользуются учащиеся средней школы, получая из него формулу среднего геометрического b=√ac.
Слайд 13Гармоническое среднее
(a-b):(b-c)=a:c
после Архита тоже стало вычисляться более удобно: было
установлено, что если a>b>c, то среднее гармоническое b удовлетворяет равенству
1/c-1/b=1/b-1/a, т.е. 1/b=1/2(1/a+1/c),
или
b=2ac/(a+c).
Слайд 14 Архит указал способ вычисления квадратного корня из числа, не являющегося
полным квадратом.
Например, вычислить √2.Число 2 разлагается на два неравных множителя 2=2·1, и вычисляется их среднее арифметическое b=(2+1)/2=3/2 и среднее гармоническое b=2·2·1/(2+1)=4/3. Так образуется музыкальная пропорция 2:4/3=3/2:1.
Слайд 15В ней произведение средних членов равно 2, а разность меньше 1.
Следовательно, 4/3<√2<3/2.
Найдем среднее арифметическое чисел 4/3 и 3/2, оно равно (4/3+3/2):2=17/12. Среднее гармоническое этих же чисел вычисляется так:
b=(2·4/3·3/2)/(4/3+3/2), т.е. B=24/17, тогда 24/17<√2<17/12.
Слайд 16Т.О.,
Архиту удалось снять покров таинственности с несоизмеримых отрезков, доказав, что
их длины можно выразить отношением целых чисел, хотя и не совсем верно, но с такой точностью, которая требуется для практики.
Слайд 17
Архит показал, что касательная к окружности перпендикулярна к радиусу, проведенному в
точку касания.
Слайд 18В трудах Архита тесно переплетаются теория чисел, геометрия, теория музыки.
Он
считается самым крупным теоретиком музыки античности.
Архит обосновал важный закон музыкальных
созвучий.
Слайд 19Архит показал, что определяет приятное для слуха звучание струн.
Ответ на
этот трудный вопрос кроется в высоте тона (или частоте колебания струны).
Колебание струны представляет собой процесс ударения струны по частичкам воздуха, который представляется слушателю звуковыми волнами.
Конечно, в те годы не была известна волновая теория распространения звука. Однако Архит верно установил, что частота колебания струны (высота тона) обратно пропорциональна ее длине.