Слайд 1Урок в 8 классе
Дроковой Татьяны Борисовны,
учителя математики
МБОУ Ржаксинской сош
№1
Взаимное расположение
прямой и окружности
Слайд 2 “Ни 30 лет, ни 30 столетий не
оказывают никакого влияния на ясность или на красоту геометрических истин”.
Кэрролл Л.
Слайд 3Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших
геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает “луч”. В древности не было этого термина: Евклид и другие учёные говорили просто “прямая из центра”, Ф. Виет писал что “радиус” - это “элегантное слово”. Общепринятым термин “радиус” становится лишь в конце XVII в. Впервые термин “радиус” встречается в “Геометрии” французского ученого Рамса, изданной в 1569 году.
В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно в каждой своей точке окружность “устроена” одинаково, что позволяет ей как бы двигаться “по себе”. На плоскости этим свойством обладает еще лишь прямая. Одно из интереснейших свойств круга состоит в том, что он при заданном периметре ограничивает максимальную площадь.
В русском языке слово “круглый” тоже стало означать высокую степень чего-либо: “круглый отличник”, “круглый сирота” и даже “круглый дурак”.
Слайд 4Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении
жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать.
Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности.
Термин “хорда” (от греческого “струна”) был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII веках.
Определение касательной как прямой, имеющей с окружностью только одну общую точку, встречается впервые в учебнике “Элементы геометрии” французского математика Лежандра (1752-1833 гг.). В “Началах” Евклида даётся следующее определение: прямая касается круга, если она встречает круг, но при продолжении не пересекает его.
Слайд 5ОR – радиус
СD – диаметр
AB - хорда
Слайд 6Как вы думаете, сколько общих точек могут иметь прямая и окружность?
Слайд 7Дано:
Окружность с центром в точке О радиуса r
Прямая, которая не проходит
через центр О
Расстояние от центра окружности до прямой обозначим буквой d
Слайд 8Возможны три случая:
1) d
центра окружности до прямой меньше радиуса окружности, то прямая и окружность имеют две общие точки.
Прямая АВ называется секущей по отношению к окружности.
Слайд 102) d=r
Если расстояние от центра окружности до прямой
равно радиусу окружности, то прямая и окружность имеют только одну общую точку.
Слайд 123) d>r
Если расстояние от центра окружности до прямой
больше радиуса окружности, то прямая и окружность не имеют общих точек.
Слайд 14Сколько общих точек могут иметь прямая и окружность?
Слайд 15Касательная к окружности
Определение: Прямая, имеющая с окружностью только одну общую точку,
называется касательной к окружности, а их общая точка называется точкой касания прямой и окружности.
Слайд 16Выясните взаимное расположение прямой и окружности, если:
r = 15 см, d
= 11см
r = 6 см, d = 5,2 см
r = 3,2 м, d = 4,7 м
r = 7 см, d = 0,5 дм
r = 4 см, d = 40 мм
прямая – секущая
прямая – секущая
общих точек нет
прямая – секущая
прямая - касательная
Слайд 17Устные задачи по теме: «Взаимное расположение прямой и окружности».
Слайд 18Задача №1
О
А
С
К
Дано: КС=R
Найти: угол АОК.
Слайд 19Задача№2
А
С
В
О
Дано: СВ=R
R=5
Найти: АВ, ВС,
АС.
Слайд 20Задача №3
С
В
О
H
Дано: ВС=8
R=5
Найти: расстояние
от точки
О до
прямой ВС.
Слайд 21Задача№4
О
А
В
С
D
Дано: R=7, ОА=4, ОС=10,
ОD=7.
Найти: кратчайшее
расстояние от т.А, В, С
до окружности.
Слайд 22Решите № 633.
Дано:
OABC-квадрат
AB =
6 см
Окружность с центром O радиуса 5 см
Найти:
секущие из прямых OA, AB, BC, АС
Слайд 23?
Найдите расстояние от точки А до прямой ВМ.
А
М
В
С
Расстояние от точки до
Слайд 243
D
Найдите х.
О
В
А
С
Треугольник АОВ – р/б
4см
х
4см
5
OD – медиана,
высота
Слайд 26 Сделайте вывод о взаимном расположении прямой и окружности,
в зависимости от
радиуса и расстояния от центра до прямой.
Обсудите свои выводы с товарищем по парте.
Слайд 27Подведение итогов
Вопросы: а) Что нового узнали на уроке?
б) Сколько случаев расположения прямой и окружности вы узнали?
в) Чем отличается касательная от секущей?
Оцените свою работу:
- всё понял и могу рассказать;
- всё понял , но рассказать не могу;
- понял не всё.
- ничего не понял, но старался.
Слайд 28Использованная литература
Гаврилова Н.Ф.Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. М.: ВАЕО, 2004.
Г.
Глейзер “История математики в школе”,
Мэгаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: httpМэгаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://Мэгаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://megaМэгаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.Мэгаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.kmМэгаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.Мэгаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru ;
Новые технологии в образовании: httpНовые технологии в образовании: http://Новые технологии в образовании: http://eduНовые технологии в образовании: http://edu.Новые технологии в образовании: http://edu.seshaНовые технологии в образовании: http://edu.sesha.Новые технологии в образовании: http://edu.sesha.ruНовые технологии в образовании: http://edu.sesha.ru/Новые технологии в образовании: http://edu.sesha.ru/mainНовые технологии в образовании: http://edu.sesha.ru/main/;
Педагогическая мастерская, уроки в Интернете и многое другое: httpПедагогическая мастерская, уроки в Интернете и многое другое: http://Педагогическая мастерская, уроки в Интернете и многое другое: http://teacherПедагогическая мастерская, уроки в Интернете и многое другое: http://teacher.Педагогическая мастерская, уроки в Интернете и многое другое: http://teacher.fioПедагогическая мастерская, уроки в Интернете и многое другое: http://teacher.fio.Педагогическая мастерская, уроки в Интернете и многое другое: http://teacher.fio.ru;
Программа «Живая математика»;
Путеводитель «В мире науки» для школьников: httpПутеводитель «В мире науки» для школьников: http://Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://wwwПутеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uicПутеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic/Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic/ssuПутеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic/ssu.Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic/ssu.samaraПутеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic/ssu.samara.Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic/ssu.samara.ruПутеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic/ssu.samara.ru/~Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic/ssu.samara.ru/~naukaПутеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic/ssu.samara.ru/~nauka/;
С. Акимова “Занимательная математика”;
Сайты «Энциклопедий»: http://www.rubricon.ru/; httpСайты «Энциклопедий»: http://www.rubricon.ru/; http://Сайты «Энциклопедий»: http://www.rubricon.ru/; http://wwwencyclopediaСайты «Энциклопедий»: http://www.rubricon.ru/; http://wwwencyclopedia.Сайты «Энциклопедий»: http://www.rubricon.ru/; http://wwwencyclopedia.ruСайты «Энциклопедий»: http://www.rubricon.ru/; http://wwwencyclopedia.ru/;
Тестирование online: 5-11 классы: httpТестирование online: 5-11 классы: http://Тестирование online: 5-11 классы: http://wwwТестирование online: 5-11 классы: http://www/Тестирование online: 5-11 классы: http://www/kokchТестирование online: 5-11 классы: http://www/kokch.Тестирование online: 5-11 классы: http://www/kokch.ktsТестирование online: 5-11 классы: http://www/kokch.kts/Тестирование online: 5-11 классы: http://www/kokch.kts/ruТестирование online: 5-11 классы: http://www/kokch.kts/ru/Тестирование online: 5-11 классы: http://www/kokch.kts/ru/cdoТестирование online: 5-11 классы: http://www/kokch.kts/ru/cdo/.