Презентация, доклад по геометрии Мир невозможных фигур

Содержание

Аннотация Существует большой класс изображений, про которые можно сказать: "Что видим? Нечто странное". Это и рисунки с искаженной перспективой, и невозможные в нашем трехмерном мире объекты, и немыслимые сочетания вполне реальных предметов. Появившись в

Слайд 1
ГБОУ Гимназия №1797 «Богородская»
Выполнила: Гаджун Анна
ученица 10 А класса
Руководитель:

Назарова Г.А..
учитель математики ГБОУ Гимназии №1797 «Богородская»

Мир невозможных
фигур

ГБОУ Гимназия №1797 «Богородская»Выполнила: Гаджун Аннаученица 10 А классаРуководитель: Назарова Г.А..учитель математики ГБОУ Гимназии №1797

Слайд 2Аннотация
Существует большой класс изображений, про которые можно сказать:

"Что видим? Нечто странное". Это и рисунки с искаженной перспективой, и невозможные в нашем трехмерном мире объекты, и немыслимые сочетания вполне реальных предметов. Появившись в начале XI века, такие "странные" рисунки и фотографии сегодня стали целым направлением искусства, именуемого имп-артом. Данная работа посвящена изучению невозможных объектов, систематизации знаний о них. Она может быть полезна тем, кто увлекается геометрией, в частности стереометрией.
Аннотация   Существует большой класс изображений, про которые можно сказать:

Слайд 3Мир невозможных фигур
тема исследования
основополагающий вопрос
Всегда ли невозможное - невозможно?

Мир невозможных фигуртема исследованияосновополагающий вопросВсегда ли невозможное - невозможно?

Слайд 4цели исследования
проблемный вопрос
Существуют ли в реальном мире невозможные фигуры?
1.Выяснить,

как получаются несуществующие объекты
2.Построить невозможные объекты в программах Impossible Puzzle и Impossible Constructor
3. . Показать роль и значение невозможных фигур.
цели исследования проблемный вопросСуществуют ли в реальном мире невозможные фигуры? 1.Выяснить, как получаются несуществующие объекты  2.Построить

Слайд 5задачи исследования
1.Выяснить, как получаются несуществующие объекты.
2. Показать роль и значение невозможных

фигур.
3. Построить невозможные объекты в программах Impossible Puzzle и Impossible Constructor

методы исследования

Изучение литературы по теме.

ожидаемый результат

самостоятельное составление несуществующих объектов

задачи исследования1.Выяснить, как получаются несуществующие объекты.2. Показать роль и значение невозможных фигур.3. Построить невозможные объекты в программах

Слайд 6В природе существует много такого, что не может быть ни достаточно

глубоко понято, ни достаточно убедительно доказано, ни достаточно умело и надежно использовано на практике без помощи вмешательства математики… Ф.Бэкон
В природе существует много такого, что не может быть ни достаточно глубоко понято, ни достаточно убедительно доказано,

Слайд 7



На протяжении всей истории люди сталкивались с оптическими иллюзиями того или

иного рода. Достаточно вспомнить мираж в пустыне, иллюзии создаваемые светом и тенью, а также относительным движением. Широко известен следующий пример: луна, поднимающаяся из-за горизонта, кажется гораздо больше, чем высоко в небе. Все это – лишь несколько любопытных явлений, которые встречаются в природе. Когда эти явления, обманывающие зрение и ум, были впервые замечены, они стали волновать воображения людей.

С давних времен оптические иллюзии использовались, чтобы усилить воздействие произведений искусства или улучшить внешний вид архитектурных творений. Древние греки прибегали к оптическим иллюзиям, чтобы довести до совершенства внешний вид своих великих храмов. В эпоху Средневековья смещенную перспективу иногда использовали в живописи. Позднее многие другие иллюзии использовались в графике. Среди них единственный в своем роде и относительно новый вид оптической иллюзии известен как "невозможные объекты".

На протяжении всей истории люди сталкивались с оптическими иллюзиями того или иного рода. Достаточно вспомнить мираж в

Слайд 8Оптические обманы в геометрии
Иллюзия восприятия глубины - одна из самых давнишних

и известных оптических иллюзий. К этой группе принадлежит куб Неккера (1832), а в 1895 году Арманд Тьерри (Armand Thiery) опубликовал статью об особом виде невозможных фигур. Объект состоит из пяти одинаковых ромбов с углами 60 и 120 градусов. На рисунке можно увидеть два куба, соединенные по одной поверхности. Если вести взгляд снизу вверх, отчетливо виден нижний куб с двумя стенками вверху, а если вести взгляд сверху вниз - верхний куб со стенками внизу.

куб Неккера (1832)

Оптические обманы в геометрииИллюзия восприятия глубины - одна из самых давнишних и известных оптических иллюзий. К этой

Слайд 9 Самая простая фигура из Тьерри - подобных - это,

по-видимому, иллюзия "пирамида-проем", представляющая собой правильный ромб с линией посередине. Нельзя сказать точно, что мы видим - пирамиду, возвышающуюся над поверхностью, или проем (впадину) на ней.
Самая простая фигура из Тьерри - подобных - это, по-видимому, иллюзия

Слайд 10 Этот эффект использован в графике "Лабиринт (План пирамиды)"

2003 года. Картина получила диплом на международной математической конференции и выставке в Будапеште в 2003 году "Ars(Dis)Symmetrica'03". В работе использованы сочетания иллюзии восприятия глубины и невозможных фигур.

Этот эффект использован в графике

Слайд 11 "Невозможная фигура

- это выполненный на бумаге трехмерный объект, который не может существовать в действительности, но который, однако, можно видеть как двухмерное изображение».
(из книги Оскара Рейтесвэрда «Невозможные фигуры»)


Слайд 12 На самом деле все невозможные фигуры могут существовать в

реальном мире. Так, все объекты, нарисованные на бумаге, являются проекциями трёхмерных объектов, следовательно, можно создать такой трёхмерный объект, который при проецировании на плоскость будет выглядеть невозможным. При взгляде на такой объект из определённой точки он также будет выглядеть невозможным, но при обзоре с любой другой точки эффект невозможности будет теряться.
На самом деле все невозможные фигуры могут существовать в реальном мире. Так, все объекты, нарисованные

Слайд 13Невозможный треугольник Пенроуза (Удивительный треугольник – трибар)
Данная фигура придумана и нарисована выдающимся

учёным Роджером Пенроузом.
Роджер Пенроуз — выдающийся учёный современности, активно работающий в различных областях математики, общей теории относительности и квантовой теории;

1958 г

Невозможный треугольник Пенроуза (Удивительный треугольник – трибар) Данная фигура придумана и нарисована выдающимся учёным Роджером Пенроузом. Роджер Пенроуз

Слайд 14Невозможный треугольник в реальном мире (Австралия)

Невозможный треугольник в реальном мире (Австралия)

Слайд 15Другие примеры невозможного треугольника
Тройной деформированный трибар

Другие примеры невозможного треугольникаТройной деформированный трибар

Слайд 16Крылатый трибар
Тройное домино
Кубик со штифтами
Усеченный деформированный
трибар
Перекрещенный ромб
Усеченный трибар

Крылатый трибарТройное доминоКубик со штифтамиУсеченный деформированный трибарПерекрещенный ромбУсеченный трибар

Слайд 17 Среди всех невозможных фигур особое место занимает невозможный трезубец

(«чертова вилка»).

Если закрыть рукой верхнюю часть трезубца, то мы увидим вполне реальную картину - три круглых зуба. Если закрыть нижнюю часть трезубца, то мы тоже увидим реальную картину - два прямоугольных зубца. Но, если рассматривать всю фигуру целиком, то получается что три круглых зубца постепенно превращаются в два прямоугольных.


Таким образом, можно увидеть, что передний и задний планы данного рисунка конфликтуют. То есть, то что было изначально на переднем плане уходит назад, а задний план (средний зуб) вылезает вперед. Кроме смены переднего и заднего планов в данном рисунке присутствует еще один эффект  – плоские грани верхней части трезубца становятся круглыми в нижней.


Среди всех невозможных фигур особое место занимает невозможный трезубец («чертова вилка»).

Слайд 18 Многие художники использовали невозможный трезубец в своем творчестве. Японский художник Шигео

Фукуда (Shigeo Fukuda) в 1985 нарисовал невозможную колоннаду.
Многие художники использовали невозможный трезубец в своем творчестве. Японский художник Шигео Фукуда (Shigeo Fukuda) в 1985 нарисовал невозможную

Слайд 19Невозможные животные
Психолог из Стенфорда Роджер Шепард (Roger Shepard) использовал идею трезубца для

своей картины невозможного слона.

Невозможные животныеПсихолог из Стенфорда Роджер Шепард (Roger Shepard) использовал идею трезубца для своей картины невозможного слона.

Слайд 20Невозможный куб Эшера
Пример невозможного куба нидерландского художника Эшера.

Мауриц Корнелис Эшер

- нидерландский художник-график. Известен прежде всего своими концептуальными литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трёхмерных объектов.
Невозможный куб Эшера Пример невозможного куба нидерландского художника Эшера.Мауриц Корнелис Эшер - нидерландский художник-график. Известен прежде всего

Слайд 21Американец Джерри Андрус увлекается созданием невозможных фигур в реальности. На рисунке

сфотографирована конструкция невозможного ящика.
Американец Джерри Андрус увлекается созданием невозможных фигур в реальности. На рисунке сфотографирована  конструкция  невозможного ящика.

Слайд 22Так вот в чем секрет!

Так вот в чем секрет!

Слайд 23Вот еще один пример невозможной фигуры, созданной американским фотографом
и художником

Уолтером Виком (Walter Wick). Невозможная собачья конура основана на фигуре невозможного ящика, однако, конструкция
реальной фигуры значительно отличается от конструкции невозможного ящика Джерри Андруса
Вот еще один пример невозможной фигуры, созданной американским фотографом и художником Уолтером Виком (Walter Wick). Невозможная собачья

Слайд 24 В 1961 году М. К. Эшер (M. C. Escher) под впечатлением невозможного трегольника,

нарисованного Пенроузом (Пенроузы отослали копию статьи Эшеру) создал знаменитую литографию "Водопад" ("Waterfall").

«Водопад». 1961год.

В 1961 году М. К. Эшер (M. C. Escher) под впечатлением невозможного трегольника, нарисованного Пенроузом (Пенроузы отослали копию статьи

Слайд 25 Намеренное использование невозможных объектов в дизайне встречалось

еще в древние времена до появления классической перспективы. Художники пытались найти новые решения. Примером может служить датируемое XV веком изображение Благовещения на фреске собора Св. Марии в голландском городе Бреда. На картине изображен архангел Гавриил, приносящий Марии весть о ее будущем Сыне. Фреска обрамлена двумя арками, поддерживаемыми, в свою очередь тремя колоннами. Однако следует обратить внимание на среднюю колонну. В отличие от других, она исчезает на заднем плане за плитой. С практической точки зрения, художник использовал эту "невозможность" как особую технику, позволяющую избежать разделения сцены на две половины.

 
Мадонна с младенцем.

 
Мадонна с младенцем.

Намеренное использование невозможных объектов в дизайне встречалось еще в древние времена до появления классической перспективы. Художники пытались найти новые решения. Примером может служить датируемое XV веком изображение Благовещения на фреске собора Св. Марии в голландском городе Бреда. На картине изображен архангел Гавриил, приносящий Марии весть о ее будущем Сыне. Фреска обрамлена двумя арками, поддерживаемыми, в свою очередь тремя колоннами. Однако следует обратить внимание на среднюю колонну. В отличие от других, она исчезает на заднем плане за плитой. С практической точки зрения, художник использовал эту "невозможность" как особую технику, позволяющую избежать разделения сцены на две половины.

 
Мадонна с младенцем.

Намеренное использование невозможных объектов в дизайне встречалось еще в древние времена до появления

Слайд 26
В начале XX века художник Марсель Дюшамп нарисовал

рекламную картину «Apolinere enameled» (1916-1917), хранящуюся в Филадельфийском музее искусства. В конструкции кровати на полотне можно разглядеть невозможные трех- и четырехугольники

 
«Apolinere enameled». 1916-1917 год.

В начале XX века художник Марсель Дюшамп нарисовал рекламную картину «Apolinere enameled» (1916-1917), хранящуюся

Слайд 27 Этот же художник создал и прототип «невозможной лестницы»

(1950). Перед нами предстает лестница, ведущая, казалось бы, вверх или вниз, но при этом человек, шагающий по ней, не поднимается и не опускается. Завершив свой визуальный маршрут, он окажется в начале пути. Если бы вам в самом деле пришлось пройти по этой лестнице, вы бы бесцельно поднимались и спускались по ней бесконечное число раз. Можно назвать это нескончаемым сизифовым трудом! С тех пор как Пенроузы опубликовали эту фигуру, она появлялась в печати чаще, чем какой-либо другой невозможный объект. "Бесконечную лестницу" можно встретить в книгах об играх, головоломках, иллюзиях, в учебниках по психологии и другим предметам.

 
Бесконечная лестница. 1950 год.

Этот же художник создал и прототип «невозможной лестницы» (1950). Перед нами предстает лестница, ведущая,

Слайд 28 Невозможные предметы Эшера
 
«Восхождение и спуск». 1960 год.

"Бесконечной лестницей" с успехом воспользовался художник Мауриц К. Эшер, на этот раз в своей чарующей литографии "Восхождение и нисхождение", созданной в 1960 году. В этом рисунке, отражающем все возможности фигуры Пенроуза, вполне узнаваемая "Бесконечная лестница" аккуратно вписана в крышу монастыря. Монахи в капюшонах непрерывно движутся по лестнице в направлении по часовой стрелке и против нее. Они идут навстречу друг другу по невозможному пути. Им так и не удается ни подняться наверх, ни спуститься вниз. Соответственно, "Бесконечная лестница" стала чаще ассоциироваться с Эшером, перерисовавшим ее, чем с Пенроузами, которые ее придумали.На полотне изображены два ряда человечков: при движении по часовой стрелке человечки постоянно поднимаются, а при движении против часовой стрелки спускаются.
Невозможные предметы Эшера «Восхождение и спуск». 1960 год.

Слайд 29Этот предмет состоит из многих отдельных элементов, причем вы не сможете

с уверенностью сказать, соединены ли они между собой или нет. Мы сталкиваемся с тем, что не можем воспринять эту фигуру как что-то целое. Наш взгляд перепрыгивает с одного элемента на другой.
Этот предмет состоит из многих отдельных элементов, причем вы не сможете с уверенностью сказать, соединены ли они

Слайд 30О пользе имп-арта
Как вы думаете, что в этой картине необычного и

почему её относят к искусству имп-арта?

Оскар Рутесвард рассказывает в книге "Omojliga figurer" (есть русский перевод) об использовании рисунков имп-арта для психотерапии. Он пишет, что картины своими парадоксами вызывают удивление, заостряют внимание и желание расшифровать. В Швеции их применяют в зубоврачебной практике: рассматривая картины в приемной, пациенты отвлекаются от неприятных мыслей перед кабинетом стоматолога. Вспоминая, сколько времени приходится ждать приема в различного рода российских бюрократических и иных заведениях, можно предположить, что невозможные картины на стенах приемных могут скрашивать время ожидания, успокаивая посетителей и тем самым снижая социальную агрессию. Другим вариантом была бы установка в приемных игровых автоматов или, к примеру, манекенов с соответствующими физиономиями в качестве мишеней для дартса, но, к сожалению, подобного рода новации в России никогда не поощрялись.

О пользе имп-артаКак вы думаете, что в этой картине необычного и почему её относят к искусству имп-арта?Оскар

Слайд 31Невозможные фигуры в реальном мире

Невозможные фигуры в реальном мире

Слайд 33Эффект невозможности достигается за счет того, что наш мозг анализирует контур

фигуры и пытается подсчитать количество зубцов. Мозг сравнивает количество зубцов фигуры в верхней и нижней части рисунка, из-за возникает ощущение невозможности фигуры. Если количество зубцов у фигуры было значительно больше (например, 7 или 8), то это парадокс был бы менее ярко выражен.
Эффект невозможности достигается за счет того, что наш мозг анализирует контур фигуры и пытается подсчитать количество зубцов.

Слайд 34Заключение
Таким образом, можно сказать, что мир невозможных фигур чрезвычайно интересен и

многообразен. Изучение невозможных фигур имеет довольно важное значение не только с точки зрения геометрии, но и с точки зрения искусства.
ЗаключениеТаким образом, можно сказать, что мир невозможных фигур чрезвычайно интересен и многообразен. Изучение невозможных фигур имеет довольно

Слайд 35Для построения невозможных объектов используются программы — Impossible Puzzle и Impossible

Constructor .

Программа предназначена для создания изображений невозможных фигур из элементарных треугольников путем складывания мозаики. Комбинируя треугольники, можно получить большое количество невозможных фигур. Программа имеет простой и понятный интерфейс.

Для построения невозможных объектов используются программы — Impossible Puzzle и Impossible Constructor . Программа предназначена для создания

Слайд 36Программа предназначена для конструирования изображений невозможных фигур из кубиков.
В основе

ее лежит та же идея, что и у программы Illusionarium, но в отличие от последней Impossible Constructor предоставляет полный набор из 64 кубиков, а также имеет более удачный интерфейс.

Программа предназначена для конструирования изображений невозможных фигур из кубиков. В основе ее лежит та же идея, что

Слайд 37Выводы:

Невозможные фигуры, пожалуй, самые завораживающие из всех существующих оптических

иллюзий. Те фокусы, которые они проделывают с нашим воображением, и та игривость, с которой они смущают человеческую душу, делают их особенно увлекательными.

Невозможные фигуры нашли свое применение в жизни. Они широко используются в современной рекламе, промышленной графике, плакате, оформительском искусстве и логотипах различных фирм.

Более того, многие психологи считают, что рассматривание картин с невозможными фигурами отвлекает внимание человека от неприятных мыслей. А развешивание таких изображений в коридорах учебных заведений благотворно влияет на возбужденную психику учащихся, так как перед уроками, утверждают психологи, учащиеся пребывают в состоянии стресса.
Выводы:  Невозможные фигуры, пожалуй, самые завораживающие из всех существующих оптических иллюзий. Те фокусы, которые они проделывают

Слайд 38Литература
Журнал «Наука и жизнь» 2005, №9
Н. Лэнгдон, Ч. Снейт «С математикой

в путь» М: «Педагогика», 1987
festival@1september.ru
http://www.geocities.jp/ikemath/3Drireki.htm
http://www.impworld.narod.ru/.
http://www.simplex.t.u-tokyo.ac.jp/~sugihara/hobby/hobbye.html
http://www.rakov.de/.
ЛитератураЖурнал «Наука и жизнь» 2005, №9Н. Лэнгдон, Ч. Снейт «С математикой в путь» М: «Педагогика», 1987festival@1september.ruhttp://www.geocities.jp/ikemath/3Drireki.htmhttp://www.impworld.narod.ru/.http://www.simplex.t.u-tokyo.ac.jp/~sugihara/hobby/hobbye.htmlhttp://www.rakov.de/.

Слайд 39СПАСИБО за ВНИМАНИЕ

СПАСИБО за ВНИМАНИЕ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть