Слайд 1
Гармония
Золотого сечения
ВГТУ
Всероссийский Конкурс исследовательских проектов, выполненных школьниками и студентами
при научном консультировании ученых
Международной ассоциации строительных вузов
Выполнила: ученица 8 «Б» класса
Калачеевская СОШ №6
Галямина Анастасия Львовна
Руководитель: учитель математики Калачеевская СОШ №6
Кашкина Антонина Владимировна
Научный консультант: кандидат физико-математических наук,
доцент кафедры высшей математики
ВГТУ
Глазкова Мария Юрьевна
Слайд 2 Оглавление
I. Введение
II. Основная часть
III. Заключение
IV. Библиографический список
Слайд 3 Введение
Цель работы: исследование
золотого сечения в различных областях знаний. Выработка навыков обобщения, систематизации, поиска закономерностей, навыков общения, добывания информации.
Задачи проекта:
Воспользовавшись различной литературой по геометрии, по черчению, различными справочными материалами для более подробного изучения темы «Золотое сечение», дать наиболее полное представление о данной теме.
Рассмотреть применение «золотого сечения в скульптуре, архитектуре, живописи, природе.
Частично изучив архитектуру нашего города Калача, указать наиболее известные здания с применением «золотого сечения». Рассмотреть применение «золотого сечения» в архитектуре нашего города Калача.
Слайд 4Методы исследования:
Анализ теоретической литературы;
Математические расчеты пропорциональных отношений;
Сопоставление полученных данных.
Выполнение и
оформление научно-исследовательской работы с применением проектной технологии.
Основные результаты исследования :
Повышение интереса у учащихся к использованию «золотого сечения» в повседневной жизни.
Ответ на вопрос «Нужно ли «золотое сечение» в жизни?», есть ли оно вокруг нас?
Оформление папки, создание мультимедийной презентации
Гипотеза: Если знать формулу золотого сечения, то можно объяснить красоту окружающего нас мира.
Объект исследования: золотое сечение.
Предметы исследования: предметы архитектуры, живописи, объекты природы.
Слайд 5 Актуальность темы
Я считаю тему, раскрытую в моей работе, актуальной, поскольку
красота и гармония стали важнейшими категориями познания, возможно и его целью, т.к. в конечном итоге художник ищет истину в красоте, а ученый - красоту в истине. Зная правило «золотого сечения» художник, скульптор, строитель может обеспечить многообразие композиционных форм в своих работах. Поэтому, не только в древние времена скульпторы, архитекторы, музыканты и художники уделяли больше внимание сечению и гармоническому отношению, но и в настоящее время помнят и используют это сечение.
Слайд 6Основная часть.
Золотое сечение и гармония форм
Золотое сечение – это такое пропорциональное
деление отрезка на неравные части, при котором меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему.
а:в=в:с
эта пропорция равна 1,61803398874989484…
Слайд 14Поиск закономерностей золотого сечения в природе
Слайд 15в живой природе
В ящерице длина ее хвоста так относится к длине
остального тела, как 62 к 38. Можно заметить золотые пропорции, если внимательно посмотреть на яйцо птицы.
Стрекоза также создана по законам золотой пропорции: отношение длин хвоста и корпуса равно отношению общей длины к длине хвоста.
Рассмотрим побег цикория. Если первый выброс принять за 100 единиц, то второй равен 62 единицам, третий – 38, четвертый – 24 и т.д. Длина лепестков тоже подчинена золотой пропорции.
Слайд 17«Золотое сечение» и тело человека.
Пропорции различных частей нашего тела составляют число,
очень близкое к золотому сечению. Если эти пропорции совпадают с формулой золотого сечения, то внешность или тело человека считается идеально сложенными.
Если принять центром человеческого тела точку пупа, а расстояние между ступней человека и точкой пупа за единицу измерения, то рост человека эквивалентен числу 1.618.
Слайд 18«Золотое сечение» в живописи
«Джоконда». Исследователи обнаружили, что композиция рисунка основана на
золотых треугольниках, являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника.
Также пропорция золотого сечения проявляется в картине Шишкина. Ярко освещенная солнцем сосна делит длину картины по золотому сечению. Справа от сосны - освещенный солнцем пригорок. Он делит по золотому сечению правую часть картины по горизонтали.
В картине Рафаэля "Избиение младенцев" просматривается другой элемент золотой пропорции - золотая спираль.
Слайд 19 Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет
определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. При этом абсолютно неважно, какой формат имеет картина - горизонтальный или вертикальный. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости Данное открытие у художников того времени получило название "золотое сечение" картины. Таким образом, золотое сечение нашло широкое отражение в живописи.
Слайд 20
Золотое сечение» в архитектуре
Перед вами схема здания - Парфенон, находится в
Греции.
Это здание построено в 5 веке до н.э. в честь богини Афины. Это здание – символ Греции, тоже построено по принципу золотого сечения. Оно считается совершеннейшим из архитектурных сооружений. Отношений высоты здания к его длине равно приближенно
0, 618. По вертикали здание также делится по золотому сечению с точностью до тысячных!!! Золотое сечение» многократно встречается при анализе геометрических соразмерностей Парфенона
Слайд 21Золотое соотношение мы можем увидеть и в здании собора Парижской Богоматери
(Нотр-дам де Пари) и в пирамиде Хеопса
Не только египетские пирамиды построены в соответствии с совершенными пропорциями золотого сечения, то же самое явление обнаружено и у мексиканских пирамид.
Слайд 23 Золотое сечение в скульптуре
Золотая пропорция применялась многими античными скульпторами. Известна
золотая пропорция статуи Аполлона Бельведерского: рост изображенного человека делится пупочной линией в золотом сечении.
А так же в скульптурах :
Афина Парфенос
Зевс Олимпийский
Слайд 24Также золотое сечение можно найти :
В музыке. По наблюдениям Л.Сабанеева, в
музыкальных произведениях различных композиторов обычно констатируется не одно золотое сечение, а целая серия подобных сечений. Каждое такое сечение отражает свое музыкальное событие, качественный скачок в развитии музыкальной темы.
В кино. С. Эйзенштейн искусственно построил фильм Броненосец Потёмкин по правилам «золотого сечения». Он разбил ленту на пять частей. В первых трёх действие разворачивается на корабле. В двух последних — в Одессе, где разворачивается восстание. Этот переход в город происходит точно в точке золотого сечения.
Слайд 25 Практическое исследование золотого сечения в архитектуре г. Калача
Старинное здание купца
Комова в г. Калаче.
Слайд 26
Я решила проверить золотое сечение в архитектуре моего родного
города Калача. Для этого я с помощью моих родителей измерила параметры здания.
Окна старинного дома купца Комова - прямоугольные, на втором этаже заключены в арочные лепные рамки, в верхней части которых размещены гирлянды.
В результате моих измерений, я нашла отношение ширины окна к его высоте:
1,17:1,9=0,62= φ, то есть каждое из окон представляет собой «золотой прямоугольник»
2) Центры главных фасадов (в три оси) выделены фланкирующими и междуоконными пилястрами.
Обозначим АВ - расстояние от левого края центрального фасада до четвертого окна (оси здания), АВ=8,4 м.
Расстояние от четвертого окна до правого края через ВD=12,7м. Найдем отношение меньшей части к большей части ,т.е. АB:ВD=8,4:12,7=0,6= φ.
Вывод : Главная ось делит центральный фасад здания в золотом сечении.
Слайд 28Заключение
Я думаю, что моя работа является мини-пособием для изучения
золотого сечения. Возможно, не все подробно, но в проекте затронуты все опорно-полагающие аспекты. Я рассмотрела применение золотого сечения в окружающем мире с древнейших времен до наших дней.
В своем проекте я описала применение золотого сечения только одном здании, но здания, при построении которых применяли золотое сечение, встречаются в нашем городе неоднократно.
Я попытались показать красоту и широту золотого сечения в реальной жизни. В данной работе рассмотрены способы нахождения золотого сечения, изложены примеры, взятые из областей науки и искусства, в которых отражается эта пропорция: математика, скульптура, архитектура, живопись. В перспективе я хочу продолжить исследование золотого сечения тела человека.
Проведенные исследования доказали, что многое в окружающем мире подчиняется правилу золотого сечения. Моя гипотеза о том, если знать формулу золотого сечения, то можно объяснить законы красоты окружающего нас мира, доказана.
Слайд 29Библиографический список
1. Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи/ Учебное пособие.-К., 1986.
2. Корбюзье Л. Модулор.-М,. 1976.
3. Лосев А.Ф. Эстетика Возрожденния.-М., 1978.
4. Мещеряков В.Т. Гармония и гармоническое отношение.-Л., 1976.
5. Петрович Д. Теоретики пропорций.-М., 1979.
6. Петухов С.В. Биомеханика, бионика и симметрия.-М., 1984.
7. Пидоу Д. Геометрия и искусство.-М.: Мир, 1979.
8. Прохоров А. И. Золотая спираль//Квант, 1984, №9.
9. Хембидж Д. Динамическая симметрия в архитектуре.-М,. 1936.
10 .Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение/Три взгляда на природу гармонии.-М., 1990.
11. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория.-М,. 1973.