Презентация, доклад урока обобщения по теме Свет

Содержание

Актуализация знаний. 1.Что мы называем электромагнитным полем?2.В чём заключается суть теории электромагнитного поля, созданной Максвеллом?3.Какие выводы вытекают из данной теории относительно электромагнитных волн?4.Что называют электромагнитной волной?5.Какие физические величины периодически меняются в электромагнитной волне?6.Назовите характеристики электромагнитной волны?

Слайд 1Тема урока: ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ПРИРОДА СВЕТА
Цель урока: получить представление о свете как

электромагнитной волне
Тема урока: ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ПРИРОДА СВЕТАЦель урока: получить представление о свете как электромагнитной волне

Слайд 2Актуализация знаний.
1.Что мы называем электромагнитным полем?
2.В чём заключается суть теории

электромагнитного поля, созданной Максвеллом?
3.Какие выводы вытекают из данной теории относительно электромагнитных волн?

4.Что называют электромагнитной волной?
5.Какие физические величины периодически меняются в электромагнитной волне?
6.Назовите характеристики электромагнитной волны? Какая между ними связь

Актуализация знаний. 1.Что мы называем электромагнитным полем?2.В чём заключается суть теории электромагнитного поля, созданной Максвеллом?3.Какие выводы вытекают

Слайд 3Актуализация знаний.
Кратко охарактеризуйте диапазоны шкалы электромагнитных волн.

Актуализация знаний. Кратко охарактеризуйте диапазоны шкалы электромагнитных волн.

Слайд 4

Что такое свет?

Что такое свет?

Слайд 5Свет
Свет – электромагнитное излучение, которое воспринимается человеческим глазом и вызывает

зрительные ощущения.

Свет Свет – электромагнитное излучение, которое воспринимается человеческим глазом и вызывает зрительные ощущения.

Слайд 6Что можно сказать о частоте (или длине волны) световых волн различных

цветов?


Что можно сказать о частоте (или длине волны) световых волн различных цветов?

Слайд 7Взгляды на природу света в античные времена

Пифагорейцы впервые выдвинули

гипотезу об особом флюиде, который испускается глазами и «ощупывает» как бы щупальцами предметы, давая их ощущение.
Атомисты же были сторонниками испускания предметами «призраков» или «образов», которые, попадая в глаза приносят душе ощущение формы и цвета теория эта связывается с именем Платона.
Взгляды на природу света в античные времена Пифагорейцы впервые выдвинули гипотезу об особом флюиде, который испускается глазами

Слайд 8Взгляды на природу света в средневековье
Наиболее ярким был, несомненно,

период Альхазена. В своем первом фундаментальном постулате он утверждает:«Естественный свет и цветовые лучи воздействуют на глаза». «Зрительный образ получается с помощью пирамиды, вершина которой находится в глазу, а основание – на видимом теле».
Взгляды на природу света в средневековье Наиболее ярким был, несомненно, период Альхазена. В своем первом фундаментальном постулате

Слайд 9Взгляды на природу света в XVII-XIX вв.
Ньютон придерживался корпускулярной теории, согласно

которой свет – это поток частиц, идущих от источника во все стороны.
Гюйгенс утверждал, что свет – это волны, распространяющиеся в особой, гипотетической среде - эфире, заполняющим пространство и проникающим во внутрь всех тел.
Взгляды на природу света в XVII-XIX вв.Ньютон придерживался корпускулярной теории, согласно которой свет – это поток частиц,

Слайд 10ТЕОРИЯ МАКСВЕЛЛА
Работами Максвелла были заложены основы электромагнитной теории света. В основе

этой теории лежит факт совпадения скорости света со скоростью распространения электромагнитных волн.
ТЕОРИЯ МАКСВЕЛЛАРаботами Максвелла были заложены основы электромагнитной теории света. В основе этой теории лежит факт совпадения скорости

Слайд 11Свойства световых электромагнитных волн:
поперечность колебаний векторов E и H

прямолинейность

распространения в однородной среде
преломление и отражение на границе раздела двух сред
интерференция
дифракция
Свойства световых электромагнитных волн:  поперечность колебаний векторов E и H прямолинейность распространения в однородной среде преломление

Слайд 12Современные представления о природе света
Квантовая теория света возникла в начале

XX века. Она была сформулирована в 1900 году, а обоснована в 1905 году. Основоположниками квантовой теории света являются Планк и Эйнштейн. Согласно этой теории, световое излучение испускается и поглощается частицами вещества не непрерывно, а дискретно, то есть отдельными порциями – квантами света.
Квантовая теория как бы в новой форме возродила корпускулярную теорию света, по существу же она явилась развитием единства волновых и корпускулярных явлений.


Современные представления о природе  света Квантовая теория света возникла в начале XX века. Она была сформулирована

Слайд 14КОРПУСКУЛЯРНО-ВОЛНОВОЙ ДУАЛИЗМ
Таким образом, свет имеет корпускулярно-волновые свойства.
Квантовые и волновые свойства

не исключают друг друга, а дополняют. Волновые свойства ярче проявляются при малых частотах и менее ярко при больших.
Корпускулярно-волновой дуализм является проявлением двух форм существования материи - вещества и поля.
КОРПУСКУЛЯРНО-ВОЛНОВОЙ ДУАЛИЗМТаким образом, свет имеет корпускулярно-волновые свойства. Квантовые и волновые свойства не исключают друг друга, а дополняют.

Слайд 15Закрепление
В виде каких волн представляли свет в начале ХХ века?
Чем

была вызвана необходимость выдвижения гипотезы о существовании светоносного эфира?
Какие предположения о природе света были сделаны Максвеллом? Какие общие свойства света и электромагнитных волн явились основанием для такого предположения?
Как называется частица электромагнитного излучения?
Закрепление В виде каких волн представляли свет в начале ХХ века?Чем была вызвана необходимость выдвижения гипотезы о

Слайд 16 Преломление света.

Эпиграф:
Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.
Я. А. Коменский

Преломление света.

Слайд 17Угол падения равен углу отражения.

Луч падающий, отраженный и перпендикуляр, восстановленный в

точке падения луча, лежат в одной плоскости.

Закон отражения света

Угол падения равен углу отражения.Луч падающий, отраженный и перпендикуляр, восстановленный в точке падения луча, лежат в одной

Слайд 18Отражение в воде

Отражение в воде

Слайд 19Построение изображения в плоском зеркале.


А
B
C
A1
B1
C1
M
N

Построение изображения в плоском зеркале.АBCA1B1C1MN

Слайд 20Преломление – изменения распространения волны при прохождении из одной среды в

другую
Преломление  – изменения распространения волны при прохождении из одной среды в другую

Слайд 21Историческая справка
Древнегреческие ученые Аристотель, Птолемей доказали, что при переходе из менее

плотной среды в более плотную световой луч отклоняется от вертикали к поверхности раздела двух сред на меньший угол, чем падающий. В XVII веке Рене Декарту удалось установить закон преломления . Лишь в 1662 году появилось строгое доказательство закона преломления, принадлежащее Пьеру Ферми.
Историческая справкаДревнегреческие ученые Аристотель, Птолемей доказали, что при переходе из менее плотной среды в более плотную световой

Слайд 22Определение
Преломлением света называется изменение направления распространения света при его

прохождении через границу раздела двух сред
Определение  Преломлением света называется изменение направления распространения света при его прохождении через границу раздела двух сред

Слайд 23


M

N

О

S

C

MN – поверхность (граница) раздела двух сред (воздух –вода).

Луч SO - падающий луч

Луч BK - преломленный луч

СD – перпендикуляр, проведенный в точку падения, к поверхности (границе раздела двух сред).

Угол преломления (γ) - угол образованный преломленным лучом и перпендикуляром, проведенным в точку падения.

Падающий луч – луч, идущий от источника и попадающий на границу раздела сред.

Угол падения (α) - угол образованный падающим лучом и перпендикуляром, восстановленным в точке падения.


Преломленный луч – луч, прошедший через границу раздела двух сред.

K

α

γ

D


M N

S

K

Луч света, направленный перпендикулярно к границе двух сред, проходит из одной среды в другую без преломления.


M

Слайд 24Законы преломления
Падающий луч, преломленный луч и перпендикуляр к границе раздела двух

сред в точке падения лежат в одной плоскости.

2. = n21,

где n21 - относительный показатель преломления
второй среды относительно первой.

Законы преломленияПадающий луч, преломленный луч и перпендикуляр к границе раздела двух сред в точке падения лежат в

Слайд 25Если луч переходит в какую-либо среду из вакуума,
то

=n где n- абсолютный показатель преломления второй среды .

Абсолютный показатель вакуума принят за единицу.

Если луч переходит в какую-либо среду из вакуума,  то       =n

Слайд 26Мираж. Образуется в результате преломления солнечного света

Мираж. Образуется в результате преломления солнечного света

Слайд 27Преломление света

Преломление света

Слайд 28Таблица абсолютных показателей преломления веществ.

Таблица абсолютных показателей преломления веществ.

Слайд 29Из двух веществ оптически более плотным считается то, у которого больше


показатель преломления.
Например. Стекло – среда оптически более плотная, чем воздух.
Или, рубин – среда оптически более плотная, чем лёд.
Из двух веществ оптически более плотным  считается то, у которого больше показатель преломления.  Например. Стекло

Слайд 30


Рассмотрим, как меняется направление светового луча при переходе из одной среды

в другую (из воздуха в воду).

Vвоздуха > Vводы

Оптически более плотная среда – это среда в которой скорость света меньше.








При переходе из одной среды в другую (например, из воздуха в воду) луч света меняет направление на границе этих сред. Это явление называется преломлением света.


Источник света

Воздух

Вода


Вода

Воздух


Рассмотрим, как меняется направление светового луча при переходе из одной среды в другую (из воздуха в воду).

Слайд 31Французский математик Пьер Ферма в 1662 году и голландский физик Христиан

Гюйгенс в 1690 году разными путями пришли к выводу о том, что преломление света обусловлено изменением его скорости при переходе через границу раздела двух сред и доказали, что

=n21 =


v1 и v2 - скорости света в

средах, на границе между которыми происходит преломление.



Французский математик Пьер Ферма в 1662 году и голландский физик Христиан Гюйгенс в 1690 году разными путями

Слайд 32При переходе луча из менее плотной среды в более плотную



α
β
υ2

υ1

При переходе луча из более плотной среды в менее плотную




α

β

υ2

υ1

При переходе луча из менее плотной среды в более плотнуюαβ υ2 υ1При переходе луча из более плотной

Слайд 33Физический смысл показателя преломления

Абсолютный показатель преломления показывает во сколько раз скорость

света в среде меньше, чем в вакууме.
n =

Относительный показатель преломления показывает во сколько раз скорость света в во второй среде меньше, чем в первой среде.

Физический смысл показателя преломленияАбсолютный показатель преломления показывает во сколько раз скорость света в среде меньше, чем в

Слайд 34Преломление и отражение света в каплях воды порождает радугу

Преломление и отражение света в каплях воды порождает радугу

Слайд 39Подумай и ответь
Вопрос от литературного общества
В повести В.Катаева «Белеет парус

одинокий» есть такие слова: «Ладони у Гаврика приятно горели. Весло , опущенное в прозрачную зеленую воду, казалось сломанным».
Почему весло казалось сломанным?

Задача хозяюшки
Почему маринованные фрукты и овощи, находящиеся в закрытой банке, выглядят крупнее, чем на самом деле?

Задача туриста
Почему, сидя у горящего костра, мы видим предметы по другую сторону от него колеблющимися?

Подумай и ответьВопрос от литературного общества В повести В.Катаева «Белеет парус одинокий» есть такие слова: «Ладони у

Слайд 40Тест
1 вариант
1.В однородной прозрачной среде свет распространяется

1) прямолинейно, 2) криволинейно , 3) преломляется
2. На границе раздела двух сред свет частично
1) отражается, 2) преломляется, 3) отражается и преломляется
3. При переходе из вакуума в среду скорость света
1) уменьшается в п раз, 2) увеличивается в п раз, 3) не изменяется.
4. В каком случае угол падения равен углу преломления?
1) Только когда показатели преломления сред одинаковы.
2) Только тогда когда падающий луч перпендикулярен к поверхности раздела сред.
3) Когда показатели преломления сред одинаковы: падающий луч перпендикулярен к поверхности раздела сред.
5. Более оптически плотная та среда, в которой ...
1) скорость света меньше чем в вакууме.
2) скорость света больше чем в вакууме.
3) скорость света равна скорости света в вакууме.

2 вариант
1. Скорость распространения электромагнитных вол в вакууме равна:
1) 200 км/ч 2) 300000000 м/с 3)301 м/с
2. Свет – это:
1) Электромагнитные волны, способные вызывать у человека зрительные ощущения;
2) волны, которые распространяются только в пределах прямой видимости;
3) линия, вдоль которой распространяется энергия световой волны.
3. Назовите явления, вызванные прямолинейным распространением света.
1) отражение света; 2) образование тени 3) преломление света
4. В каком случае угол падения, отражения и преломления между собой равны?
1) Когда свет падает перпендикулярно границе раздела двух сред.
2) Такого не может быть.
3) Когда вторая среда имеет большую оптическую плотность.
5. Если угол падения луча на поверхность раздела двух сред уменьшается, то относительный показатель преломления этих сред:
1) уменьшается, 2) увеличивается, 3) не меняется.



Тест1 вариант1.В однородной прозрачной среде свет распространяется         1) прямолинейно,

Слайд 41ДИСПЕРСИЯ СВЕТА.

ДИСПЕРСИЯ СВЕТА.

Слайд 42ОПЫТ НЬЮТОНА ПО ДИСПЕРСИИ СВЕТА
Ньютон направил на призму световой

пучок малого поперечного сечения.
Пучок солнечного света проходил в затемнённую комнату через маленькое отверстие в ставне.
ОПЫТ НЬЮТОНА ПО ДИСПЕРСИИ СВЕТА  Ньютон направил на призму световой пучок малого поперечного сечения. Пучок солнечного

Слайд 43 Падая на стеклянную призму, световой пучок преломлялся и давал

на противоположной стене изображение с радужным чередованием цветов.
Ньютон выделил семь цветов:
Фиолетовый
Синий
Голубой
Зелёный
Жёлтый
Оранжевый
Красный
Саму радужную полоску он назвал спектром.

ОПЫТ НЬЮТОНА ПО ДИСПЕРСИИ СВЕТА

Падая на стеклянную призму, световой пучок преломлялся и давал на противоположной стене изображение с радужным

Слайд 44 Цвет зависит от физических характеристик световой волны: частоты колебаний

или длины волны.

Наибольшую длину волны имеет красный свет, наименьшую- фиолетовый.

ОПЫТ НЬЮТОНА ПО ДИСПЕРСИИ СВЕТА

Цвет зависит от физических характеристик световой волны: частоты колебаний или длины волны.Наибольшую длину волны имеет

Слайд 45
Зависимость показателя преломления света от частоты колебаний

(или длины волны) называется дисперсией.

Ньютон сделал важный вывод: «Световые пучки, отличающиеся по цвету, отличаются по степени преломляемости».

ОПЫТ НЬЮТОНА ПО ДИСПЕРСИИ СВЕТА

Зависимость показателя преломления света от частоты колебаний (или длины волны) называется дисперсией.Ньютон сделал

Слайд 46 Показатель преломления определятся формулой:
n=c/υ
где с = 300 000

км/с – скорость света в вакууме
u – скорость сета в среде


Если свет разного цвета преломляется по- разному, значит скорость монохроматических волн в веществе различна.
Показатель преломления для красного света в стекле равен 1,64, а для фиолетового 1,68.

ДИСПЕРСИЯ И ПОКАЗАТЕЛЬ ПРЕЛОМЛЕНИЯ

Показатель преломления определятся формулой: n=c/υгде с = 300 000 км/с – скорость света в вакуумеu

Слайд 47СПЕКТРЫ ИЗЛУЧЕНИЯ
Распределение энергии по частотам
(спектральная плотность интенсивности излучения)

СПЕКТРЫ ИЗЛУЧЕНИЯРаспределение энергии по частотам(спектральная плотность интенсивности излучения)

Слайд 48НЕПРЕРЫВНЫЙ СПЕКТР
Дают тела, находящиеся в твердом, жидком состоянии, а также

плотные газы.
Чтобы получить, надо нагреть тело до высокой температуры.
Характер спектра зависит не только от свойств отдельных излучающих атомов, но и от взаимодействия атомов друг с другом.
В спектре представлены волны всех длин и нет разрывов.
Непрерывный спектр цветов можно наблюдать на дифракционной решетке. Хорошей демонстрацией спектра является природное явление радуги.
НЕПРЕРЫВНЫЙ СПЕКТР Дают тела, находящиеся в твердом, жидком состоянии, а также плотные газы. Чтобы получить, надо нагреть

Слайд 49ЛИНЕЙЧАТЫЙ СПЕКТР
Дают все вещества в газообразном атомарном (но не молекулярном)

состоянии (атомы практически не взаимодействуют друг с другом).
Изолированные атомы данного химического элемента излучают волны строго определенной длины.
Для наблюдения используют свечение паров вещества в пламени или свечение газового разряда в трубке, наполненной исследуемым газом.
При увеличении плотности атомарного газа отдельные спектральные линии расширяются.
ЛИНЕЙЧАТЫЙ СПЕКТР Дают все вещества в газообразном атомарном (но не молекулярном) состоянии (атомы практически не взаимодействуют друг

Слайд 50Линейчатые спектры
Эту желтую линию дают пары натрия, которые образуются при расщеплении

молекул поваренной соли в пламени.

Такие спектры называются линейчатыми. Наличие линейчатого спектра означает, что вещество излучает свет только вполне определенных длин волн (точнее, в определенных очень узких спектральных интервалах).

Линейчатые спектрыЭту желтую линию дают пары натрия, которые образуются при расщеплении молекул поваренной соли в пламени.Такие спектры

Слайд 52ПОЛОСАТЫЙ СПЕКТР
Спектр состоит из отдельных полос, разделенных темными промежутками.
Каждая

полоса представляет собой совокупность большого числа очень тесно расположенных линий.
Создаются молекулами, не связанными или слабосвязанными друг с другом.
Для наблюдения используют свечение паров в пламени или свечение газового разряда.
ПОЛОСАТЫЙ СПЕКТР Спектр состоит из отдельных полос, разделенных темными промежутками. Каждая полоса представляет собой совокупность большого числа

Слайд 53СПЕКТР ПОГЛОЩЕНИЯ
Если пропускать белый свет сквозь холодный, неизлучающий газ, то

на фоне непрерывного спектра источника появятся темные линии.
Газ поглощает наиболее интенсивно свет тех длин волн, которые он испускает в сильно нагретом состоянии.

Темные линии на фоне непрерывного спектра – это линии поглощения, образующие в совокупности спектр поглощения.

СПЕКТР ПОГЛОЩЕНИЯ Если пропускать белый свет сквозь холодный, неизлучающий газ, то на фоне непрерывного спектра источника появятся

Слайд 54СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Густав Роберт Кирхгоф
1824 - 1887
Роберт Вильгельм Бунзен
1811 - 1899
Спектральный анализ

– метод определения химического состава вещества по его спектру. Разработан в 1859 году немецкими учеными Г. Р. Кирхгофом и Р. В. Бунзеным.
СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗГустав Роберт Кирхгоф1824 - 1887Роберт Вильгельм Бунзен1811 - 1899Спектральный анализ – метод определения химического состава вещества

Слайд 55Спектральный анализ
Спектральный анализ — совокупность методов качественного и количественного определения состава объекта,

основанная на изучении спектров взаимодействия материи с излучением, включая спектры электромагнитного излучения, акустических волн, распределения по массам и энергиям элементарных частиц и др.

Атомы каждого химического элемента имеют строго определённые резонансные частоты, в результате чего именно на этих частотах они излучают или поглощают свет. Это приводит к тому, что в спектроскопе на спектрах видны линии (тёмные или светлые) в определённых местах, характерных для каждого вещества. Интенсивность линий зависит от количества вещества и его состояния. В количественном спектральном анализе определяют содержание исследуемого вещества по относительной или абсолютной интенсивностям линий или полос в спектрах.

Спектральный анализСпектральный анализ — совокупность методов качественного и количественного определения состава объекта, основанная на изучении спектров взаимодействия материи

Слайд 56Медицина

Медицина

Слайд 57Астрофизика

Астрофизика

Слайд 58Археология

Археология

Слайд 59Археология,криминналистика, строительство.

Археология,криминналистика, строительство.

Слайд 60Космос. Спектры различных звёзд

Космос. Спектры различных звёзд

Слайд 61Спектральный анализ звука

Спектральный анализ звука

Слайд 62 Исследователь с помощью оптического спектроскопа в четырех наблюдениях

видел разные спектры. Какой из спектров является спектром теплового излучения?









А

Б

В

Г

Исследователь с помощью оптического спектроскопа в четырех наблюдениях видел разные спектры. Какой из спектров

Слайд 63только азота (N) и калия (К)
только магния (Mg) и азота (N)
азота

(N), магния (Mg) и другого неизвестного вещества
магния(Mg), калия (К) и азота (N)

На рисунке приведен спектр поглощения неизвестного газа и спектры поглощения паров известных металлов. По анализу спектров можно утверждать, что неизвестный газ содержит атомы

А

Б

В

Г

только азота (N) и калия (К)только магния (Mg) и азота (N)азота (N), магния (Mg) и другого

Слайд 64 Для каких тел характерны полосатые спектры поглощения и испускания?

Для нагретых твердых тел

Для нагретых жидкостей

Для разреженных молекулярных газов

Для нагретых атомарных газов

Для любых перечисленных выше тел


А

Г

Д

В

Б

Для каких тел характерны полосатые спектры поглощения и испускания?     Для нагретых твердых

Слайд 65 Для каких тел характерны линейчатые спектры поглощения и

испускания?

Для нагретых твердых тел

Для нагретых жидкостей

Для разреженных молекулярных газов

Для нагретых атомарных газов

Для любых перечисленных выше тел

А

Б

В

Г

Д

Для каких тел характерны линейчатые спектры поглощения и испускания?    Для нагретых

Слайд 66Излучение какого тела является тепловым?

Лампа дневного света

Лампа накаливания

Инфракрасный лазер

Экран телевизора

А

Б

В

Г

Излучение какого тела является тепловым?        Лампа дневного света

Слайд 67 водорода (Н), гелия (Не) и натрия (Na)

только натрия (Na) и водорода (Н)
только натрия (Na) и гелия (Не)
только водорода (Н) и гелия (Не)

На рисунке приведен спектр поглощения неизвестного газа и спектры поглощения атомов известных газов. По анализу спектров можно утверждать, что неизвестный газ содержит атомы:

А

Б

В

Г

водорода (Н), гелия (Не) и натрия (Na)    только натрия (Na)

Слайд 68Излучение какого тела является тепловым?

Лампа дневного света

Лампа накаливания

Инфракрасный лазер

Экран телевизора

А

Б

В

Г

Излучение какого тела является тепловым?        Лампа дневного света

Слайд 69Подведение итогов урока.
Рефлексия. (самооценка совместной работы)

У вас на столах лежат «листы

самооценки». Оцените свою работу по 10-ти бальной системе.
«Листы самооценки».
Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале.
1.Как я усвоил материал?
Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9 - 10 баллов.
Усвоил новый материал частично - 7 - 8 баллов.
Мало, что понял, необходимо еще поработать - 4 – 5 баллов.
2.Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?
Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9 – 10 баллов.
Допустил ошибки – 7 – 8 баллов.
Не справился 4 – 6 баллов.
3.Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания.
 

Подведение итогов урока.Рефлексия. (самооценка совместной работы)У вас на столах лежат «листы самооценки». Оцените свою работу по 10-ти

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть