Слайд 1Проведение экспериментальных заданий на ОГЭ в 9 классе
Харлампьева Аида Вячеславовна,
учитель физики
МОБУ
«Физико-технический лицей им. В. П. Ларионова»
г. Якутск
Слайд 2Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется заданиями КИМ
(из спецификации
КИМов в 2015 году)
Слайд 3Умение формулировать (различать) цели проведения (гипотезу, выводы) описанного опыта или наблюдения;
Умение конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой;
Умение использовать физические приборы и измерительные инструменты для прямых измерений физических величин;
Умение проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе выраженных в виде таблицы или графика.
Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями:
Слайд 4умение проводить косвенные измерения физических величин: плотности вещества; силы Архимеда; коэффициента
трения скольжения; жесткости пружины; периода и частоты колебаний матема тического маятника; момента силы, действующего на рычаг; работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока; работы силы трения; оптической силы собирающей линзы; электрического сопротивления резистора; работы и мощности тока;
Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями:
Слайд 5умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц, графиков или схематических рисунков
и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных: о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; о зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити; о зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления; о свойствах изображения, полученного с помощью собирающей линзы;
Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями:
Слайд 6умение проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий: проверка правила для
электрического напряжения при последовательном соединении резисторов, проверка правила для силы электрического тока при параллельном соединении резисторов
Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями:
Слайд 71. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания организатора экзамена.
2.
Не приступайте к выполнению работы без разрешения организатора экзамена.
3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
4. Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание и порядок выполнения.
5. Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность.
6. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов.
7. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией.
8. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов.
9. Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения организатора экзамена.
10. Не производите пересоединения в цепях до отключения источника электропитания.
11. Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.
12. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
13. Не уходите с рабочего места без разрешения организатора экзамена.
14. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом организатору экзамена.
Инструкция
по правилам безопасности труда для учащихся при проведении экзамена в кабинете физики
Слайд 8Перечень
комплектов оборудования для проведения ОГЭ выпускников 9 классов 2016 года
по физике
Слайд 9Комплекты
оборудования
из
«ГИА-лаборатория»
Слайд 10весы электронные
измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 250 мл, C =
2 мл
стакан с водой
цилиндр стальной на нити V = 26 см3, m = 196 г, обозначить № 1
цилиндр алюминиевый на нити V = 26 см3, m = 70,2 г, обозначить № 2
Комплект №1
Слайд 11Определение плотности твердого тела
Экспериментальное задание с использованием комплекта №1
Слайд 12Используя электронные весы, мерный цилиндр (мензурку), стакан с водой, цилиндр №1,
соберите экспериментальную установку для определения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр №1.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объема тела;
2) запишите формулу для расчета плотности;
3) укажите результаты измерения массы цилиндра и его объема;
4) запишите численное значение плотности материала цилиндра.
Слайд 14динамометр с пределом измерения 1 Н
(С = 0,02
Н)
стакан с водой
пластиковый цилиндр на нити V = 56 см3, m = 66 г, обозначить № 1
цилиндр алюминиевый на нити V = 36 см3, m = 99 г, обозначить № 2
Комплект №2
Слайд 15
Определение
выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость
Экспериментальное задание с
использованием комплекта №2
Слайд 16Используя динамометр с пределом измерения 1 Н, стакан с водой, цилиндр
№1, соберите экспериментальную установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета выталкивающей силы;
3) укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и в воде;
4) запишите численное значение выталкивающей силы.
Слайд 18штатив лабораторный с муфтой и лапкой
пружина жесткостью (50±2) Н/м
3 груза массой
по (100±2) г
динамометр школьный с пределом измерения 5 Н (С = 0,1 Н)
линейка длиной 300 мм с миллиметровыми делениями
Комплект №3
Слайд 19
Определение
жесткости пружины
Экспериментальное задание с использованием комплекта №3
Слайд 20Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и один
груз, соберите экспериментальную установку для измерения жёсткости пружины. Определите жёсткость пружины, подвесив к ней один груз. Для измерения веса груза воспользуйтесь динамометром.
В ответе:
1) cделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта жёсткости пружины;
3) укажите результаты измерения веса груза и удлинения пружины;
4) запишите числовое значение жёсткости пружины.
Слайд 22
Изучение
зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины
Экспериментальное
задание с использованием комплекта №3
Слайд 23Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр с пределом измерения
5 Н, линейку и набор из трёх грузов по 100 г каждый, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины. Определите растяжение пружины, подвешивая к ней поочередно один, два и три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.
В ответе:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины для трёх случаев в виде таблицы (или графика);
3) сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины.
Слайд 25брусок с крючком на нити m = 50 г
3 груза массой
по (100±2) г
динамометр школьный с пределом измерения 1 Н (С = 0,02 Н)
направляющая (коэффициент трения бруска по направляющей приблизительно 0,2)
Комплект №4
Слайд 26
Определение
коэффициента трения скольжения
Экспериментальное задание с использованием комплекта №4
Слайд 27Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, направляющую рейку, соберите
экспериментальную установку для измерения коэффициента трения скольжения между кареткой и поверхностью рейки.
В ответе:
1) cделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта коэффициента трения скольжения;
3) укажите результаты измерения веса каретки с грузами и силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности рейки;
4) запишите числовое значение коэффициента трения скольжения.
Слайд 29
Определение
работы силы трения при равномерном движении тела по горизонтальной
поверхности
Экспериментальное задание с использованием комплекта №4
Слайд 30Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, направляющую рейку, соберите
экспериментальную установку для измерения работы силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности рейки на расстояние 40 см.1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта работы силы трения скольжения;
3) укажите результаты измерения модуля перемещения каретки с грузами и силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности рейки;
4) запишите числовое значение работы силы трения скольжения.
Слайд 31Решение.
1. Схема экспериментальной установки:
2) Fтяги = Fтр (при равномерном движении). Работа силы трения А = –Fтр · S.
3) Fтяги = 0,6
Н; S = 0,4 м.
4) А = –0,24 Дж.
Слайд 32
Исследование
зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления
Экспериментальное задание с
использованием комплекта №4
Слайд 33Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, три одинаковых груза и направляющую
рейку, соберите экспериментальную установку для изучения свойств силы трения скольжения между кареткой и поверхностью рейки. Поставьте на каретку один груз и измерьте силу, которую необходимо приложить к каретке с грузом, для того чтобы двигать её с постоянной скоростью. Затем поставьте на каретку ещё два груза и повторите эксперимент.
В ответе:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта модуля силы трения скольжения;
3) укажите результаты измерения веса каретки, веса груза и модуля силы трения скольжения при движении каретки с одним грузом и с тремя грузами по поверхности рейки;
4) сделайте вывод о связи между модулем силы трения скольжения и модулем силы нормальной реакции опоры.
Слайд 35источник питания постоянного тока 5,4 В
вольтметр двухпредельный: предел измерения 3 В,
С = 0,1 В; предел измерения 6 В, С = 0,2 В
амперметр двухпредельный: предел измерения 3 А, С = 0,1 А; предел измерения 0,6 А, С = 0,02 А
переменный резистор (реостат), сопротивлением 10 Ом
резистор R5 = 8,2 Ом, обозначить R1
резистор, R3 = 4,7 Ом, обозначить R2
соединительные провода, 8 шт.
ключ
рабочее поле
Комплект №5
Слайд 36
Определение
электрического сопротивления резистора
Экспериментальное задание с использованием комплекта №5
Слайд 37Определите электрическое сопротивление резистора R1. Для этого соберите экспериментальную установку, используя источник
тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода и резистор, обозначенный R1. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3 А.
В ответе:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) запишите формулу для расчёта электрического сопротивления;
3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3 А;
4) запишите численное значение электрического сопротивления.
Слайд 39
Исследование
зависимости силы тока, протекающего через резистор, от электрического напряжения на
резисторе
Экспериментальное задание с использованием комплекта №5
Слайд 40Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R2,
соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.
В ответе:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) установив с помощью реостата поочерёдно силу тока в цепи 0,4 А, 0,5 А и 0,6 А и измерив в каждом случае значение электрического напряжения на концах резистора, укажите результаты измерения силы тока и напряжения для трёх случаев в виде таблицы (или графика);
3) сформулируйте вывод о зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.
Слайд 42
Проверка
правила для силы тока при параллельном соединении резисторов
Экспериментальное задание
с использованием комплекта №5
Слайд 43Используя источник тока, амперметр, реостат, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте
экспериментально правило сложения силы электрического тока при параллельном соединении двух проводников: R1 и R2.В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
2) с помощью реостата установите силу тока в неразветвлённой части цепи 0,7 А и измерьте силу электрического тока в каждом из резисторов при их параллельном соединении;
3) сравните общую силу тока (до разветвления) с суммой сил тока в каждом из резисторов (в каждом из ответвлений), учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью амперметра составляет 0,1 А;
4) сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.
Слайд 45Определение мощности электрического тока, выделяемой на резисторе
Слайд 46Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1,
соберите экспериментальную установку для определения мощности, выделяемой на резисторе. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3 А.
В ответе:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) запишите формулу для расчёта мощности электрического тока;
3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3 А;
4) запишите численное значение мощности электрического тока.
Слайд 47Решение.1) Схема экспериментальной установки:
2) P=UI
3) I=0,3 A, U=3,6 B
4) P=1,1 Вт.
Слайд 48Определение работы электрического тока, протекающего через резистор
Слайд 49 Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1,
соберите экспериментальную установку для определения работы электрического тока на резисторе. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3 А. Определите работу электрического тока за 10 минут.
В ответе:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) запишите формулу для расчёта работы электрического тока;
3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3 А;
4) запишите значение работы электрического тока.
Слайд 50Решение.1) Схема экспериментальной установки:
2) A=U*I*t
3) U=3,6 В, I=0,3 А, t=10 мин=600 с.
4) А=648 Дж.
Слайд 51Проверка
правила для напряжения при последовательном соединении резисторов
Слайд 52Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2,
проверьте экспериментально правило для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.
В ответе:
1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на концах цепи из двух резисторов при их последовательном соединении;
3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2 В. Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.
Слайд 53Решение.1) Схема экспериментальной установки:
2) Напряжение на резисторе R1: U1 = 2,8 В. Напряжение
на резисторе R2: U2 = 1,4 В. Общее напряжение на концах цепи из двух резисторов: U1 + U2 = 4,2 В.
3) С учётом погрешности измерений сумма напряжений на концах цепи из двух резисторов находится в интервале от 3,8 В до 4,6 В. Измеренное значение общего напряжения 4,1 В попадает в этот интервал значений.
Вывод: общее напряжение на двух последовательно соединённых резисторах равно сумме напряжений на контактах каждого из резисторов.
Слайд 54собирающая линза, фокусное расстояние F1 = (97±5) мм, обозначить Л1
линейка длиной
300 мм с миллиметровыми делениями
экран
направляющая (оптическая скамья)
держатель для экрана
источник питания постоянного тока 5,4 В
соединительные провода
ключ
лампа на держателе
слайд «модель предмета»
Комплект №6
Слайд 55
Определение
оптической силы
собирающей линзы
Экспериментальное задание с использованием комплекта №6
Слайд 56Используя собирающую линзу, экран, линейку, соберите экспериментальную установку для определения оптической
силы линзы. В качестве источника света используйте свет от удалённого окна.
В ответе:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта оптической силы линзы;
3) укажите результат измерения фокусного расстояния линзы;
4) запишите значение оптической силы линзы.
Слайд 58
Определение
свойств изображения, полученного с помощью собирающей линзы
Экспериментальное задание с использованием
комплекта №6
Слайд 60штатив с муфтой и лапкой
специальная мерная лента с отверстием или нить
груз массой (100±2) г
электронный секундомер (со специальным модулем, обеспечивающим работу секундомера без датчиков)
Комплект №7
Слайд 61
Определение
периода и
частоты колебаний математического маятника
Экспериментальное задание с использованием комплекта
№7
Слайд 63
Изучение
зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити
Экспериментальное задание с
использованием комплекта №7
Слайд 64Используя штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему
нитью, линейку и часы с секундной стрелкой (или секундомер), соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. Определите время для 30 полных колебаний и вычислите период колебаний для трех случаев, когда длина нити равна, соответственно, 1 м, 0,5 м и 0,25 м.
В ответе:
1) cделайте рисунок экспериментальной установки;
2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити маятника в виде таблицы;
3) вычислите период колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу;
4) сформулируйте вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
Слайд 66штатив с муфтой
рычаг
блок подвижный
блок неподвижный
нить
3 груза массой по (100±2) г
динамометр
школьный с пределом измерения 5 Н (С = 0,1 Н)
линейка длиной 300 мм с миллиметровыми делениями
Комплект №8
Слайд 67
Определение
момента силы,
действующего на рычаг
Экспериментальное задание с использованием комплекта №8
Слайд 68Используя рычаг, три груза по 100 г каждый, штатив и динамометр
с пределом измерения 5 Н, соберите установку для исследования равновесия рычага. Три груза подвесьте слева на расстоянии 5 см от оси вращения рычага. Измерьте момент силы, который необходимо приложить к правому концу рычага на расстоянии 12,5 см от оси вращения рычага для того, чтобы он оставался в равновесии в горизонтальном положении.
В банке ответов:
1) зарисуйте схему экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета момента силы;
3) укажите результаты измерений приложенной силы и длины плеча;
4) запишите числовое значение момента силы.
Слайд 70
Определение
работы силы упругости при подъеме груза с использованием
подвижного блока
Экспериментальное
задание с использованием комплекта №8
Слайд 71Используя штатив с муфтой, неподвижный блок, подвижный блок, нить, линейку, груз
№1 и динамометр с пределом измерения 1 Н, соберите экспериментальную установку для измерения работы силы упругости при подъеме груза с использованием подвижного блока. Определите работу, совершаемую при подъеме груза на высоту 10 см.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета работы силы упругости;
3) укажите результаты прямых измерений силы упругости и пути;
4) запишите числовое значение работы силы упругости.
Слайд 73
Исследование
равновесия рычага
Экспериментальное задание с использованием комплекта №8
Слайд 75 При проведении экспериментального задания с использованием необходимых комплектов оборудования
обучающийся должен оформить задание строго с тем планом, который указан в задании.
Важно запомнить: