Презентация, доклад на тему Олимпиада. Как добиться высоких результатов.

ГУМЕННАЯ ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНАУчитель физики высшей категории МКОУ СОШ № 8с. Манычское Апанасенковский район Ставропольский край

Слайд 1Олимпиада. Как добиться высоких результатов?

Олимпиада.  Как добиться высоких результатов?

Слайд 2ГУМЕННАЯ ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА
Учитель физики высшей категории
МКОУ СОШ № 8
с. Манычское


Апанасенковский район
Ставропольский край
ГУМЕННАЯ ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНАУчитель физики высшей категории МКОУ СОШ № 8с. Манычское Апанасенковский район Ставропольский край

Слайд 3

Содержание

Из истории Всероссийской олимпиады по физике
Этапы Всероссийской физической олимпиады.
Общие положения об олимпиаде по физике
Условия подготовки к олимпиадам.
Методические рекомендации  по подготовке учащихся к олимпиадам по физике.
Рекомендаций при планировании учебного процесса. 
Методические приемы, которые используются при подготовке олимпиадников.
10 советов, с чего начать занятия с олимпиадниками.


Содержание Из истории

Слайд 4Из истории Всероссийской олимпиады по физике


Олимпиады школьников в нашей стране имеют свою историю. Впервые олимпиада школьников была проведена в 1962 г. по инициативе Московского физико-технического института. В олимпиаде приняло участие более 6 тыс. школьников из 63 городов и поселков. В 1963 г. олимпиаду школьников провел Московский государственный университет. В этой олимпиаде приняли участие школьники европейской части СССР и республик Закавказья. С 1964 г. начали проводиться единые Всероссийские олимпиады. На заключительные туры этих олимпиад приглашались также команды всех союзных республик. Всесоюзные олимпиады школьников по физике начали проводиться с 1967г. Всесоюзные олимпиады проводились до начала 90-х годов. В Госкомитете РФ по народному образованию было принято решение проводить и в дальнейшем Всероссийские олимпиады.

Из истории Всероссийской олимпиады по физике

Слайд 5Этапы Всероссийской физической олимпиады.
Первым этапом является проведение олимпиад в школах (школьный

этап). В школьных олимпиадах, организуемых самими учителями, могут принимать участие по желанию учащиеся 7–11 классов. Этот этап олимпиады является самым массовым. В нем принимает участие более миллиона школьников. Он проводится в ноябре.
Второй этап – районные олимпиады. Он проводится в декабре по заданиям, составленным областными (краевыми) оргкомитетами олимпиад. В нем принимают участие учащиеся 7–11 классов, являющиеся победителями школьных олимпиад. Число участников второго этапа – приблизительно 200 тысяч школьников.
Третий этап – областные, краевые, республиканские олимпиады. Он проводится в феврале. Его организуют местные органы народного образования. В олимпиадах третьего этапа участвуют команды школьников 9–11 классов, сформированные из числа победителей районных олимпиад. Общее число участников – около 10 тысяч школьников.
Четвертый этап – зональные олимпиады. Вся территория России была поделена на 4 зоны: Северо-западная, Центральная, Юго-западная зоны и зона Сибири и Дальнего Востока. К зональным олимпиадам приравниваются городские олимпиады Москвы и Санкт-Петербурга. Зональные олимпиады проводятся в марте, в период весенних каникул школьников. В них принимают участие команды школьников 9–11 классов, сформированные из числа победителей третьего этапа, а также победители зонального этапа олимпиады предыдущего года. В этом, предпоследнем, этапе принимают участие примерно 500 школьников. Начиная с 2001 г. 4-ый этап Всероссийской олимпиады проводится не по зонам, а по административным кругам.
Пятый этап – заключительный. Он проводится во второй половине апреля. В нем принимают участие команды школьников 9–11 классов, сформированные из числа победителей зонального (окружного) этапа, а также победители заключительного этапа олимпиады предыдущего года. Общее число участников этого этапа около 150 школьников.
Этапы Всероссийской физической олимпиады. Первым этапом является проведение олимпиад в школах (школьный этап). В школьных олимпиадах, организуемых

Слайд 6 Общие положения об олимпиаде по физике
Основными целями и задачами олимпиады

являются выявление и развитие у обучающихся: -творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, -создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, -пропаганда научных знаний.
Для проведения школьного этапа Олимпиады создаются Организационный комитет и жюри. В Олимпиаде могут принимать участие обучающиеся с 7-го по 11-й класс. Срок окончания школьной олимпиады – не позднее 15 октября. Олимпиада проводится в один день и включает выполнение только теоретического задания. Для проведения муниципального этапа Олимпиады создаются Организационный комитет и жюри. В Олимпиаде принимают участие обучающиеся с 7 по 11 класс. Срок окончания муниципального этапа олимпиады– не позднее 25 декабря.
Олимпиада проводится в один день и включает выполнение только теоретического задания. Содержание, методические рекомендации, требования к проведению, порядок проведения, а также образцы заданий школьного и муниципального этапов опубликованы на сайте Министерства образования РФ.
Они подготовлены Центральной предметно-методической комиссией по физике и адресованы предметно-методическим комиссиям и жюри школьного и муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Общие положения об олимпиаде по физикеОсновными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся:

Слайд 7 Условия подготовки к олимпиаде

1. Отбор учащихся , выявляющих общие и определенные способности по предмету.
2. Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия.
3. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках.

Условия подготовки к олимпиаде       1. Отбор учащихся ,

Слайд 8При подготовке учащихся к олимпиаде необходимо соблюдать нескольких принципов.
Максимальная самостоятельность –

предоставление возможности самостоятельного решения заданий.
Принцип активность знаний.
Принцип опережающего уровня сложности.
Анализ результатов прошедших олимпиад.
Индивидуальный подход.
Психологический принцип
Неприемлем принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.

При подготовке учащихся к олимпиаде необходимо соблюдать нескольких принципов.Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий.Принцип активность

Слайд 9Методические рекомендации  по подготовке учащихся к

олимпиадам по физике. 

Подготовка учащихся к олимпиадам по физике должна быть специальной, она обязательно должна быть долгосрочной, комплексной, системной и отличной от школьных занятий, как по программе, так и по методам обучения.  1. Теоретические задания  Совершенно не случайно все конкурсные и олимпиадные задания предлагаются в виде задач. Именно решение задач по физике позволяет судить как о степени теоретической подготовленности учащегося, так и об уровне его логического мышления. Теоретические задания по физике региональных и всероссийских олимпиад можно условно разделить на две категории. Первая категория уводит в условный мир идеализированных моделей: материальных точек, невесомых и нерастяжимых нитей, идеальных индуктивностей и емкостей и др. Задачи такого типа представляют собой своего рода головоломки, в которых непросто разобраться. Для их решения кроме хорошего знания законов физики нужно еще знать "маленькие хитрости", проявить изобретательность и смекалку, умение выбрать нетривиальный способ рассуждения (обычные же способы или нерациональны, или невозможны при использовании школьного математического аппарата).  Вторая категория—это задачи, приближенные к практике, родившиеся под влиянием физического эксперимента или при наблюдениях явлений природы. В таких задачах рассматриваются не идеализированные схемы, а реальные физические объекты. Зачастую они носят оценочный характер и, по существу, являются небольшими физическими исследованиями, а их решение — прообразом научного поиска. Важная особенность теоретических задач всех этапов олимпиад — их физическая сущность.  2. Экспериментальные задания  Всем известно, что физика – наука экспериментальная. Именно поэтому самой высокобалльной задачей олимпиады по физике является экспериментальная задача. Задачу называют экспериментальной, если для ее решения необходимо использовать измерения.  При постановке экспериментальных заданий в силу множества объективных факторов преимущество отдается наиболее простым в плане использования оборудования. Нужно отметить, что простота задания и применяемых экспериментальных средств не есть серьезный недостаток; наоборот, это достоинство; академик П.Л. Капица подчеркивал, что чем более простыми средствами выполняется эксперимент, тем он более ценен для учащихся.  Обычно экспериментальное задание предполагает несколько способов его выполнения; ученик должен провести анализ каждого, оценить точность получающихся результатов и выбрать оптимальный. Особую ценность представляют задания, которые в определенной своей части посильны каждому ученику и в то же время содержат элементы, которые доступны лишь немногим, например самым наблюдательным.  Можно выделить несколько типов экспериментальных заданий:  - измерение параметров физической системы;  - исследование зависимостей (в том числе не изучаемых в школьном курсе);  - определение схемы (электрической, механической, оптической), скрытой в "черном ящике", и ее параметров;  - конструирование действующей модели технического устройства. 

Методические рекомендации  по подготовке учащихся к

Слайд 10Методические рекомендации  по подготовке учащихся к

олимпиадам по физике. 

3. Организация дополнительной работы с одаренными учащимися  Основное направление дополнительных занятий – установление связей между отдельными темами, изучаемыми в различных классах средней общеобразовательной школы.  Основной принцип – не дать забыть пройденный материал, даже если он изучался в прошлые годы.  Основная форма занятий – индивидуальные занятия или групповые лекции с индивидуальными консультациями.  а) Дополнительная работа с одаренными учащимися должна быть долгосрочной.  Научить ребят решать задачи по физике очень не просто. Можно хорошо знать теорию и не уметь решить даже простейшую задачу. Для того, чтобы успешно решать задачи, знание теории необходимо, но недостаточно. И причина этого в том, что умение решать задачи по физике требует не только конкретных знаний, но в большей степени знаний обобщенных, которые приобретаются только на опыте, в процессе решения большого количества задач. Отсюда, и это едва ли не главное условие обучения, - необходимо время для приобретения этого опыта.  Практика показывает, что не менее года систематических дополнительных специальных занятий необходимо провести с ребенком, прежде чем можно будет с надеждой на успех направлять его на олимпиаду по физике. Поэтому начинать подготовку к олимпиаде по физике учащегося, у которого определился интерес и способности к изучению физики, желательно уже с 7 класса. Причем дополнительные занятия с одаренными ребятами должны быть не только постоянными в течение всего учебного времени, не должны они прерываться и во время школьных каникул.  б) Интенсивность дополнительных занятий.  Интенсивность занятий зависит от общей занятости учащегося. В идеале дополнительные занятия обзорного вида нужно проводить как можно чаще, например, не реже трех раз в неделю. При переходе непосредственно к методам решения задач интервал между занятиями увеличивается до недели, так как на решение предложенного набора задач необходимо время. Но в течение этой недели необходимо устраивать консультации для разрешения возникающих вопросов.  Во многих школах для интенсивных занятий используют каникулы, выдавая за это время максимум информации. Но такие занятия практически всегда имеют невысокий КПД, так как закрепления начитанного учителем материала не происходит. Значит, при таком графике работы методика должна быть специальной, учитывающей не только объем информации, но и методы наиболее эффективной ее обработки.  в) Формы дополнительных занятий.  Если на начальном этапе дополнительной работы с учащимися групповые занятия практикуются как основные, то по мере выявления различной степени одаренности детей занятия все больше приобретают индивидуальный характер.  Более того, групповые занятия дают нужный эффект только в сочетании с индивидуальными консультациями и постоянным контролем за выполнением намеченных заданий. Многие учителя практикуют заведение специальных дневников, куда записывают индивидуальный график дополнительных занятий, задание на определенный срок и отметки о выполнении этого задания. Именно такая работа учителя окупается успехами его учеников.  Следует обратить внимание, что целью дополнительных занятий является не столько изучение нового материала, сколько обобщение, систематизация и расширение уже имеющихся у учащихся знаний. Поэтому возможно объединение учащихся разных классов при работе над какой-то конкретной темой, или наоборот, разъединение даже одноклассников на разные группы в соответствии с их способностями. 

Методические рекомендации  по подготовке учащихся к

Слайд 11Методические рекомендации  по подготовке учащихся к

олимпиадам по физике

г) Программа подготовки учащихся к олимпиадам должна быть комплексной.  Дополнительные занятия с одаренными ребятами должны проводиться в строгом соответствии с составленной программой. Бессистемные занятия по решению задач повышенной трудности чаще всего ничего или почти ничего не дают. По мере выявления способностей или наоборот не способностей детей освоить предложенную программу, она обязательно корректируется. Именно программа должна учитывать и отражать индивидуальные особенности каждого одаренного ребенка.  Отличительной особенностью подготовки к олимпиаде по физике является ее комплексность. Это не просто дополнительные занятия по углубленной программе. В отличие от других предметов, подготовка к олимпиаде по физике требует обязательного расширения и углубления знаний практически всех, изучаемых в школе разделов математики, знания основ строения вещества, изучаемого в химии, основ информатики, а также приемов развития памяти и методов запоминания.  Это должен быть комплекс взаимосвязанных тематикой и временем изучения программ по математике, физике, химии и информатике. Именно такое сочетание дает достаточно быстрое и качественное овладение приемами и методами решения физических задач. И если включение химии и информатики в программу подготовки к олимпиаде по физике может быть делом нужным, но не жизненно важным, то без специальных занятий по математике подготовка к олимпиаде по физике состояться просто не может. Дело в том, что решить физическую задачу – означает восстановить неизвестные связи параметров и величин заданного физического явления. Любое решение физической задачи предполагает три обязательных этапа: физический – он заключается в анализе процесса или явления и составлении замкнутой системы уравнений; математический – получение решения этой системы в общем и числовом виде; заключительный - анализ решения с физической точки зрения. Поэтому решение задач по физике требует очень глубоких знаний практически всех разделов математики. Все проводимые олимпиады по физике показывают, что учащиеся не справляются с математической частью физических задач, в особенности, если требуется знание геометрии или тригонометрии.  д) Математическая часть программы подготовки к олимпиаде по физике.  В программу подготовки к олимпиаде по физике обязательно должна быть включена программа по математике, включающая разделы в соответствии с возрастом учащихся. Практика показывает, что занятия по математике лучше проводить циклами, опережающими занятия по физике.. Программа таких занятий ориентирована на выработку у учащихся практических навыков по решению уравнений (неравенств) и систем уравнений (неравенств) различных типов. И только после этого начинаются занятия непосредственно физикой. 

Методические рекомендации  по подготовке учащихся к

Слайд 12Рекомендации по составлению программы по физике. 
При составлении программы подготовки к олимпиаде

по физике рекомендуется обратить внимание на те вопросы теории, которые всегда вызывают затруднения у ребят.  Порядок включения предложенных тем в программу по физике может быть любым, в зависимости от возраста учащихся и методов работы конкретного учителя. Программа по физике не может быть единой для всех учебных заведений. На ее содержание влияют очень многие факторы, начиная от состава учащихся, их подготовки, и заканчивая учебным планом данного учебного заведения. Более того, программа по физике даже в одном учебном заведении обязательно корректируется на каждый конкретный учебный год, на каждый конкретный подбор групп.  Поэтому можно только рекомендовать какие-то разделы или темы для их включения в программу. Но составить конкретную программу может только сам учитель.  В качестве рекомендации можно посоветовать для старшеклассников (10-11 классы) начать подготовку с обзорных лекций по механике, термодинамике, электродинамике и оптике (6-8 лекций). Тогда последующая разработка таких, например, тем, как «Принцип суперпозиции», может быть обобщена сразу и на анализ движения тел в гравитационном поле, и на движение заряженных частиц в различных полях, и на колебательные процессы в различных системах. То же самое можно применить и к теме «Законы динамики», где нужно рассматривать силы самой различной природы: от силы давления до силы Ампера; и к закону сохранения и превращения энергии, как в механических, так и в тепловых, и других сложных системах.  Разрабатывая программу подготовки к олимпиаде, учтите, пожалуйста, типичные ошибки учащихся, которые практически всегда отмечает жюри при подведении итогов олимпиады:  - плохое знание формулы центростремительного ускорения и неумение рассчитать радиус кривизны траектории,  - неумение выбора системы отсчета и наиболее удобной для расчетов системы координат,  - неумение отличить теплоемкость от удельной и молярной теплоемкости,  - отсутствие навыков работы с графиками,  - незнание свойств центра масс системы, что приводит к громоздким и необоснованным, зачастую неправильным подходам к решению даже простых задач,  - формальное знание газовых законов, отсутствие навыков чтения и составления графиков газовых процессов в различных координатных системах;  - отсутствие навыков расчета электрических цепей,  - плохие знания основ молекулярно-кинетической теории строения вещества, неумение рассмотреть явление с точки зрения поведения молекул в данном процессе;  -неумение определить и описать поведение заряженной частицы в электрическом и магнитном полях;  - плохие знания законов геометрической оптики и оптических приборов.  А именно они лежат в основе многих оптических явлений и используются в современных приборах. 
Рекомендации по составлению программы по физике.  При составлении программы подготовки к олимпиаде по физике рекомендуется обратить внимание

Слайд 13Методические приемы, которые используются при подготовке олимпиадников: 
- погружение: индивидуальная работа ученика

при поиске возможного решения поставленной задачи.  - обмен опытом: работа в парах, обмен и критика возникших идей.  - мозговой штурм: обсуждение решений четверкой.  - подсказка: беглое знакомство с авторским решением, с последующим самостоятельным решением.  - консультации: консультация у старших и более опытных товарищей. 
Методические приемы, которые используются при подготовке олимпиадников: - погружение: индивидуальная работа ученика при поиске возможного решения поставленной задачи. 

Слайд 1410 советов, с чего начать занятия с олимпиадниками
1 совет. Когда начинаешь какое-либо

дело, вначале сосредоточься на четырех заповедях и устрани себялюбие. Тогда неудача станет невозможной. Вот эти заповеди: не опоздай встать на этот путь, стремись быть полезным, чти историю, поднимись над личной любовью и личным страданием, существуй во благо человеческое.
2 совет. Составьте долгосрочное планирование, рассчитанное на все время обучения вашего подопечного, выберите свой путь (стратегию) и придерживайтесь его.
3 совет. У Вас должна быть копилка олимпиадных задач от школьных до международных. Не зацикливайтесь на задачах только Вашего региона — смотрите шире. Мир развивается параллельно.
4 совет. К каждому изучаемому вопросу необходимо подборка как дополнительной литературы, так и задач на отработку элементарных навыков. Не забывайте принцип: от простого к сложному, или от школьной олимпиады к Международной.
5 совет. Больше давайте работать своим подопечным самостоятельно. Не навязывайте своего мнения. Помогайте только в крайнем случае.
6 совет. Систематичность — один из важнейших принципов при занятиях и воспитании олимпийцев. Обязательно продумайте о том, чем будут ваши ученики заниматься послезавтра.
7 совет. Используйте различные методы в обучении. Помните: даже самое вкусное
8 совет. Чтобы чего-то требовать от Ваших учеников, потребуйте это от себя самого. Вы являетесь первым примером для подражания. Развивайтесь вместе с вашими учениками. блюдо может набить оскомину.
9 совет. Каждый человек — уникальная личность, но стоит помнить о команде, используйте преемственность. Подключайте к спору младших школьников старшеклассников, пусть попытаются найти истину в общении, дискуссии.
10 совет. Напоследок, мое любимое изречение: «Упорный и терпеливый увидит благоприятный конец начатого дела». Сначала кажется невозможным — потом обычным.

10 советов, с чего начать занятия с олимпиадниками 1 совет. Когда начинаешь какое-либо дело, вначале сосредоточься на четырех

Слайд 15 Желаю успехов!

Желаю успехов!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть