Слайд 1
СВЕРДЛОВСКИЙ ЛИЦЕЙ №1
Кафедра естественных наук
Методы и приемы формирования метапредметных результатов на
уроках физики
Асеев И.Г.
учитель физики
специалист высшей категории,
учитель методист
Слайд 2
Метапредметность выступает
как условие целостности познания.
«Без веры во внутреннюю гармонию нашего
мира
не могло быть никакой науки.
Эта вера есть и всегда останется основным
мотивом всякого научного творчества».
(М. М. Рубинштейн)
«Надо учить не содержанию науки,
а деятельности по ее усвоению»
(В.Г. Белинский)
Слайд 3
Метапредметными результатами
обучения физике в школе являются:
•овладение навыками самостоятельного приобретения новых
знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
Слайд 4
•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической
формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;
•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.
Слайд 5
Метапредметные методы – особый вид
когнитивных методов обучения, которые
представляют собой
метаспособы,
соответствующие метасодержанию
эвристического образования. (А.В. Хуторской):
· Метод смыслового видения;
· Метод вживания;
· Метод образного видения;
· Метод графических ассоциаций;
· Метод фонетических ассоциаций,
комбинированный;
Слайд 6
· Метод символического видения;
· Метод гипотез (рабочих, реальных);
· Метод наблюдений;
· Метод
сравнений;
· Метод эвристических бесед;
· Метод ошибок;
Слайд 7Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных
отношений учащихся – в частности, к себе , другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты – выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.
Слайд 8
Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня
развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.
ЗАДАНИЕ : Соберите электрическую цепь из источника тока, реостата, лампочки, амперметра, ключа, соединив их последовательно. Подсоедините вольтметр параллельно лампочке. Замкнув электрическую цепь, произведите необходимые измерения и расчеты. Запишите: а) силу тока; б) напряжение на лампочке; в) мощность тока в лампе; г) работу совершенную электрическим током в лампе за 10 с.; д) количество теплоты, выделенное в лампе за 10 с.; е) начертите схему собранной электрической цепи.
Слайд 9
Цель. Формирование умение проводить наблюдения и описывать их, задавать вопросы и
находить ответы на них опытным путем, т.е. планировать проведение простейших опытов, проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, представлять результаты измерений в виде таблиц, делать выводы на основе наблюдений, находить простейшие закономерности в протекании явлений и сознательно использовать их в повседневной жизни, соблюдая разумные правила техники безопасности и приблизительно прогнозируя последствия неправильных действий.
Слайд 10
При изучении школьного предмета «Физика» перед школьником можно выделить три основные
задачи:
- освоить физические понятия и термины,
- научиться работать с формулами,
уметь по понятиям, терминам и формуле прогнозировать физические свойства, явления,
процессы, то есть прогнозировать, какой будет результат в определенных условиях.
Слайд 11
В соответствии со стандартами предметное обучение должно
строиться таким образом, чтобы обеспечить интеллектуальное развитие, адекватное возрастным и личностным особенностям учащихся. Если мы действительно на своих уроках развиваем, то прочные предметные знания будут естественным и неизбежным следствием такой работы.
Т.о. усвоение предметного содержания, являющееся целью традиционного обучения, в метапредметном подходе становится средством и следствием достижения более важной цели – интеллектуального, а также личностного и коммуникативного развития.
Метапредметные результаты – тот прирост в развитии, который получают ученики в ходе изучения предметов помимо заученных предметных знаний.
Слайд 12Основные этапы
исследовательской задачи
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с
решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы). Эта задача предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Слайд 13Основные этапы исследования:
• ориентировка (выделение и осознание проблемы – конкретного вопроса, не
имеющего на настоящий момент ответа; постановка цели исследования);
• проблемматизация (выявление и осознание проблемы – конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа; постановка цели исследования);
• определение методов (подбор и обоснование методов и методик исследования, ограничение пространства и выбор принципа отбора материалов исследования);
• планирование (формулировка последовательных задач исследования; распределение последовательности действий для проведения исследования);
• сбор материалов или проведение эксперимента (сбор эмпирического материала; постановка и проведение эксперимента; первичная систематизация полученных данных);
• анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных);
• рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными, с процессом проведения исследования, с существующими ранее знаниями и данными).
Слайд 14Организацию исследовательской деятельности школьников на уроках физики нужно осуществлять через:
уроки изучения
нового материала;
уроки решения задач;
лабораторные и практические работы, которые преобразованы в уроки-исследования;
домашние экспериментальные задания;
участие в конкурсах исследовательских проектов;
систему диагностики уровня сформированности исследовательских умений и навыков.
Слайд 15Общая структура деятельности
по решению задач
Анализ условия. Ученик должен не только
запомнить условие, но и осознать его, выделить главные элементы.
Поиск. Ученик должен вспомнить физические законы, определения и составить план решения, правильно подобрав методы решения.
Решение. Ученик должен преобразовать записанные формулы, осуществить намеченный план решения.
Проверка результата - прикидка достоверности решения.
Исследование решения. Ученик должен изменить немного задачу, поразмышлять, проанализировать, как еще можно было бы её решить.
Слайд 16Систематическая и целенаправленная работа по формированию исследовательских умений учащихся дает возможность
уже на начальном этапе изучения физики приобщить их к научному поиску, научить излагать свои мысли на бумаге, вести публичную дискуссию, отстаивать собственные выводы. А, значит, сделать обучение более эффективным и отвечающим современным требованиям.
Слайд 17
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» А. Дистервег
«Самостоятельность головы
учащегося – единственное прочное основание всякого плодотворного учения». К. Ушинский
«Единственный путь, ведущий к знаниям, -
это деятельность». Б. Шоу
«Цель воспитания – научить детей
обходиться без нас».Эрнст Легуве
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя». Э. Хаббард