Слайд 1Лабораторные работы по физике
по теме
«Электродинамика»
Слайд 2Содержание
Техника безопасности
Критерии оценки
Погрешности измерений
Лабораторные работы
Сборка электрической цепи и измерение силы тока
в ее различных участках
Измерение напряжения на различных участках электрической цепи
Регулирование силы тока реостатом
Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника
Измерение работы и мощности электрического тока
Сборка электромагнита и испытание его действия
Изучение электрического двигателя постоянного тока
Последовательное и параллельное соединение проводников
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока
Табличные данные
Слайд 3Техника безопасности
К содержанию
Слайд 41. При выполнении лабораторной работы ученики:
соблюдают в классе дисциплину и
тишину;
не делают резких движений руками, чтобы не зацепить или не уронить приборы.
2. В течение урока на столе учащегося находятся только:
тетрадь для лабораторных работ;
письменные и чертёжные принадлежности;
учебник физики;
устройства, приборы и другое оборудование для лабораторной работы.
Слайд 53. Учащийся без разрешения учителя физики не касается устройств и приборов, не
берёт оборудование.
4. Запрещено использовать ученикам оборудование, приборы, устройства, провода с открытыми токоведущими частями.
5. Производить сборку электрических цепей, переключение их, подсоединение, монтаж и ремонт электрических устройств только при отключенном источнике питания.
Слайд 66. При сборке электрических цепей, провода располагают аккуратно, не запутывая между
собой, наконечники проводов плотно зажимаются клеммами.
7. Вольтметр подключается в цепь параллельно, амперметр – последовательно. Подключать амперметр непосредственно к источнику тока НЕЛЬЗЯ!
8. По окончании лабораторной работы, ученик приводит в порядок свое рабочее место, аккуратно собирает и складывает приборы и оборудование в предлагаемый лоток.
Слайд 79. В случае обнаружения неисправности приборов сообщить учителю.
10. При получении травмы
и при возникновении аварийной ситуации во время лабораторной работы, сообщить учителю и действовать строго по указанию учителя.
11. При возгорании принять меры по тушению очага возгорания: закрыть доступ кислороду, использовать огнетушитель.
Слайд 95 – всё выполнено (верное оформление, выполнены тренировочные задания, записаны формулы,
таблицы заполнены, графики построены, все расчеты верны, есть вывод)
4 – есть мелкие недочёты (выполнена половина тренировочных заданий, нет формул, расчеты или график не совсем верны, нет вывода)
3 – есть серьезные недочеты (выполнена треть тренировочных заданий, оформление неточное, расчеты и график неверны, нет вывода)
2 – работа не выполнена (тетрадь не сдана, нет ни оформления, ни расчетов, ни вывода)
Слайд 10Погрешности измерений
К содержанию
Слайд 11Измерение –
нахождение значения физической величины опытным путём с помощью средств
измерения.
Прямое измерение –
определение значения физической величины непосредственно средствами измерения.
Косвенное измерение –
определение значения физической величины по формуле, связывающей её с другими физическими величинами, определяемыми прямыми измерениями.
Слайд 12Погрешность измерения –
оценка отклонения измеренного значения величины от её истинного значения.
Погрешность измерения является характеристикой (мерой) точности измерения.
А, В, С, … – физические величины.
Апр –
приближенное значение физической величины –
значение, полученное путем прямых или косвенных измерений.
Слайд 13ΔA – максимальная абсолютная погрешность
прямых измерений:
ΔA =ΔиA + ΔоA
ΔиA
– абсолютная инструментальная погрешность,
определяемая конструкцией прибора.
ΔоA – абсолютная погрешность отсчета,
равная половине цены деления;
отсутствует у цифровых приборов.
Слайд 14Определение абсолютной инструментальной
погрешности прибора по его
классу точности – γ(%):
Слайд 15ε – относительная погрешность измерения физической величины,
выражается в процентах:
ΔА –
абсолютная погрешность
косвенных измерений;
выражается в единицах измеряемой величины
Слайд 17Окончательная запись результатов измерений:
Слайд 19Лабораторная работа №1
«Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее
различных участках»
Цель: убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова.
Оборудование: источник тока (ИТ), лампа, амперметр, соединительные провода, ключ.
Слайд 20Теоретическая часть
Сила тока –
заряд, перенесённый в единицу времени; служит основной
количественной характеристикой тока.
Амперметр –
прибор для измерения силы электрического тока; в ЭЦ включается последовательно!
Подключать его непосредственно к ИТ нельзя:
это может привести к коротким замыканиям!
Слайд 21Включение амперметра в электрическую цепь не должно изменять силу тока в
ней, т.е. сопротивление амперметра должно быть как можно меньше.
Сопротивление амперметра гораздо меньше сопротивления потребителя, поэтому при параллельном подключении почти весь ток
пойдёт через амперметр,
в итоге «зашкалит» и может перегореть.
Слайд 22Практическая часть
1. Рассмотрите амперметр. Обратите внимание на знаки «+» и «–»
у его зажимов. Определите цену деления прибора.
2. Соберите электрические цепи, представленные на рисунке. Снимите показания амперметра.
Слайд 233. Начертите электрические цепи, соответствующие представленным схемам.
4. Запишите показания амперметра:
I1 =
___A
I2 = ___A
I3 = ___A
5. Вычислите абсолютную погрешность измерений:
ΔI =ΔиI + ΔоI
6. Вычислите относительную погрешность измерения физической величины:
Слайд 247. Запишите окончательные результаты.
8. Запишите вывод по цели, оценив полученные
результаты своей работы.
Слайд 25Лабораторная работа №2
«Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»
Цель: измерить напряжение
на участке цепи, состоящем из двух последовательно соединенных резисторов, и сравнить его с напряжением на концах каждого резистора.
Оборудование: источник тока (ИТ), лампа, два резистора, вольтметр, соединительные провода, ключ.
Слайд 26Теоретическая часть
Электрическое напряжение –
это отношение работы электрического поля зарядов при
передаче пробного заряда
из точки 1 в точку 2.
Вольтметр –
прибор для измерения силы электрического напряжения; в электрическую цепь вольтметр включается параллельно!
Слайд 27Вольтметр обладает большим сопротивлением,
при его последовательном подключении к электрической цепи
увеличится
внешнее сопротивление цепи,
а сила тока в цепи значительно уменьшится.
Слайд 28Практическая часть
1. Рассмотрите вольтметр. Обратите внимание на знаки «+» и «–»
у его зажимов. Определите цену деления прибора.
2. Соберите электрические схемы, представленные на рисунке. Снимите показания вольтметра.
Слайд 293. Начертите электрические цепи в тетради.
4. Запишите показания вольтметра:
U1 = ___В
U2
= ___В
U3 = ___В
5. Вычислите абсолютную погрешность измерений:
ΔU =ΔиU + ΔоU
6. Вычислите относительную погрешность измерения физической величины:
Слайд 307. Запишите окончательные результаты.
8. Запишите вывод по цели, оценив полученные
результаты своей работы.
Слайд 31Лабораторная работа №3
«Регулирование силы тока реостатом»
Цель: научиться пользоваться реостатом для изменения
тока в цепи.
Оборудование: источник тока (ИТ), ползунковый реостат, амперметр, лампа, соединительные провода, ключ.
Слайд 32Теоретическая часть
Сила тока –
заряд, перенесённый в единицу времени; служит основной
количественной характеристикой тока.
Реостат
(греч. rheos - течение, поток,
statos – стоящий, неподвижный) –
переменный резистор, служащий для регулирования и ограничения
силы тока или напряжения в электрической цепи.
Слайд 33Обозначение на схеме
Внешний вид и подключение
Слайд 34При перемещении ползунка реостата изменяется его сопротивление.
Амперметр показывает силу тока в цепи,
вольтметр – падение напряжения на реостате.
Реостат нельзя полностью выводить,
иначе его R = 0, и если в цепи нет других приемников тока, то сила тока может оказаться очень большой и амперметр испортится.
Слайд 35Практическая часть
1. Изучите устройство реостата.
2. Соберите электрическую схему,
представленную на
рисунке.
3. Передвигая ползунок реостата,
снимите три показания амперметра.
4. Запишите результаты измерений:
I1 = ___A
I2 = ___A
I3 = ___A
Слайд 365. Подключите последовательно в цепь лампу, и проведите опыт снова.
6. Запишите
результаты измерений:
I1 = ___A
I2 = ___A
I3 = ___A
7. Опишите, как изменялась яркость горения лампы при изменении положения ползунка реостата. Объясните, почему так происходило.
8. Запишите вывод по цели, оценив полученные результаты своей работы.
Слайд 37Лабораторная работа №4
«Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на
его концах при постоянном сопротивлении.
Измерение сопротивления проводника»
Цель: научиться измерять сопротивление проводника при помощи вольтметра и амперметра; убедиться на опыте, что сопротивление не зависит от силы тока в нём и напряжения на его концах.
Оборудование: источник тока (ИТ), ползунковый реостат, амперметр, вольтметр, лампа, исследуемый проводник (резистор),соединительные провода, ключ.
Слайд 38Закон Ома для участка цепи:
сила тока на участке цепи прямо пропорциональна
приложенному
к нему напряжению U
и обратно пропорциональна сопротивлению этого участка R.
Теоретическая часть
Слайд 39Вольт-амперная характеристика
(ВАХ) –
это зависимость тока в конкретной электрической цепи от
напряжения в ней.
Она показывает зависимость падения напряжения от протекающего тока.
Слайд 40Электрическое сопротивление проводника –
свойство проводника ограничивать
силу тока в цепи.
Сопротивление
проводника не зависит
от напряжения и силы тока!
Слайд 41Сопротивление проводника 2 больше,
чем сопротивление проводника 1.
Сила тока при
этом меньше.
Слайд 42Практическая часть
1. Соберите цепь по рисунку.
2. Выставите ползунок
реостата на
середину.
Замкните ключ.
Снимите показания
амперметра.
3. Подключите вольтметр параллельно к исследуемому проводнику (резистору). Снимите показания вольтметра.
4. Рассчитайте значение сопротивления:
Слайд 435. Повторите опыт три раза, изменяя положение ползунка реостата.
6. Постройте
вольт-амперную
характеристику I (U)
по полученным значениям.
Сделайте вывод, как
изменяется сила тока
в зависимости от напряжения.
7. Рассчитайте абсолютные погрешности измерений амперметра ΔI и вольтметра ΔU:
ΔI =ΔиI + ΔоI
ΔU =ΔиU + ΔоU
Слайд 448. Рассчитайте относительные погрешности измерений εI и εU:
9. Рассчитайте относительную погрешность
косвенного измерения сопротивления:
10. Рассчитайте абсолютную погрешность косвенных измерений ΔR:
Слайд 4511. Занесите результаты измерений и погрешности измерений в таблицу:
12. Запишите вывод
по цели, оценив полученные результаты своей работы.
Слайд 46Лабораторная работа №5
«Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
Цель: научиться
определять мощность и работу тока в лампе.
Оборудование: источник тока (ИТ), лампа, амперметр, вольтметр, секундомер, соединительные провода, ключ.
Слайд 47Теоретическая часть
Работа тока –
работа электрического поля по переносу электрических зарядов
вдоль проводника.
Мощность электрического тока –
отношение произведенной им работы
ко времени в течение которого
совершена работа.
Слайд 48Практическая часть
1. Соберите цепь по рисунку.
2. Засеките время – 60
с.
3. Замкните ключ.
Снимите показания амперметра
– сила тока в цепи, и вольтметра
– напряжение на лампе.
4. Рассчитайте работу и мощность тока.
5. Повторите опыт для 2 и 5 минут.
Слайд 495. Рассчитайте абсолютные погрешности измерений амперметра ΔI, вольтметра ΔU, секундомера Δt:
ΔI
=ΔиI + ΔоI
ΔU =ΔиU + ΔоU
Δt =Δиt + Δоt
6. Рассчитайте относительные погрешности измерений εI, εU, εt:
Слайд 507. Рассчитайте относительную погрешность косвенного измерения работы и мощности тока:
8. Рассчитайте
абсолютную погрешность косвенных измерений ΔA и ΔP:
Слайд 519. Занесите результаты измерений и погрешности измерений в таблицу:
10. Запишите вывод
по цели, оценив полученные результаты своей работы.
Слайд 52Лабораторная работа №6
«Сборка электромагнита и испытание его действия»
Цель: собрать электромагнит из
готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие.
Оборудование: источник тока (ИТ), реостат, компас, детали для сборки электромагнита, соединительные провода, ключ.
Слайд 53Электромагнит –
устройство, создающее магнитное поле
при прохождении электрического тока
через него.
Состоит из обмотки
и сердечника,
который приобретает свойства магнита при прохождении по обмотке электрического тока. Также присутствует якорь – подвижная часть магнитопровода, передающий усилие.
Теоретическая часть
Слайд 54Практическая часть
1. Соберите цепь по рисунку.
2. Замкните ключ.
Определите с
помощью
компаса магнитные полюсы
у электромагнита.
3. Измените полярность, и повторите опыт. Изменились ли магнитные полюсы у электромагнита?
4. Замкните ключ. Поднесите якорь к электромагниту. Подвесьте грузы разных масс по очереди к якорю. Снимите грузы, только потом размокните ключ!
Слайд 555. Замкните ключ. Регулируйте силу тока реостатом. Опишите, что вы наблюдаете.
6. Как усилить действие электромагнита?
7. Как можно регулировать подъемную силу электромагнита?
8. Запишите вывод по цели, оценив полученные результаты своей работы.
Слайд 56Лабораторная работа №7
«Изучение электрического двигателя постоянного тока»
Цель: ознакомиться с основными деталями
электрического двигателя постоянного тока на модели этого двигателя.
Оборудование: источник тока (ИТ), модель электродвигателя, соединительные провода, ключ.
Слайд 57Электрический двигатель –
электрическая машина,
в которой электрическая энергия преобразуется в механическую.
В основу
работы положен принцип электромагнитной индукции. Электрическая машина состоит из неподвижной части – статора или индуктора, и подвижной части – ротора или якоря.
Теоретическая часть
Слайд 58Практическая часть
1. Изучите электродвигатель. Выясните, где находится ротор и статор.
2.
Соберите электрическую цепь из последовательно соединенных источника тока, электрического двигателя постоянного тока и ключа.
3. Замкните ключ. Пронаблюдайте работу электродвигателя. Разомкните цепь.
4. Подключите реостат в цепь. Замкните ключ. Регулируя силу тока реостатом, пронаблюдайте работу электродвигателя. Разомкните цепь.
Слайд 595. Зарисуйте устройство электрического двигателя. Подпишите основные его части.
6. За счет
чего вращается якорь двигателя?
7. Кем и когда был изобретен один из первых электродвигателей, пригодным для применения?
8. Чему равен КПД электрического двигателя?
9. Какие преимущества у электродвигателей по сравнению с тепловыми двигателями?
10. Запишите вывод по цели, оценив полученные результаты своей работы.
Слайд 60Лабораторная работа №8
«Последовательное и параллельное соединение проводников»
Цель: проверить основные закономерности последовательного
и параллельного соединений проводников (резисторов), а также справедливость формул для определения эквивалентного сопротивления.
Оборудование: источник тока (ИТ), резисторы, амперметр, вольтметр, реостат, соединительные провода, ключ.
Слайд 62Практическая часть
1. Соберите схему, состоящую из соединённых последовательно источника тока, реостата,
амперметра, одного резистора.
2. Подключите к точкам С и D вольтметр параллельно резистору. Замкните цепь и измерьте силу тока I1 и напряжение U1.
3. Замените первый резистор вторым и измерьте силу тока I2 и напряжение U2.
Слайд 63Практическая часть
4. Подключите между точками С и D оба резистора последовательно.
Параллельно им подключите вольтметр. Измерьте силу тока I3 и напряжение U3.
5. Соедините резисторы параллельно, подключите их между точками С и D, затем параллельно им подключите вольтметр. Измерьте силу тока I4 и напряжение U4.
Слайд 64Практическая часть
6. Результаты измерений запишите в таблицу.
7. Проведите расчёты и заполните
таблицу.
Слайд 658. Вычислите абсолютную погрешность измерений.
ΔиA – абсолютная инструментальная погрешность,
определяемая конструкцией
прибора.
ΔоA – абсолютная погрешность отсчета,
равная половине цены деления.
ΔA – максимальная абсолютная погрешность прямых
измерений; складывается из абсолютной инструментальной
погрешности и абсолютной погрешности отсчета при
отсутствии других погрешностей: ΔA =ΔиA + ΔоA
Практическая часть
Слайд 669. Вычислите относительную погрешность измерений.
10. Вычислите абсолютную погрешность косвенных измерений.
11.
Запишите вывод по цели, оценив полученные результаты своей работы.
Практическая часть
Слайд 67Лабораторная работа №9
«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
Цель: научиться измерять
ЭДС источника тока и косвенными измерениями определять его внутреннее сопротивление.
Оборудование: аккумулятор или батарейка, вольтметр, амперметр, реостат, ключ.
Слайд 68Теоретическая часть
При разомкнутом ключе ЭДС источника тока равна напряжению на внешней
цепи.
Внутреннее сопротивление источника тока можно измерить косвенным путём,
сняв показания амперметра и вольтметра
при замкнутом ключе.
Слайд 69Практическая часть
1. Соберите электрическую цепь по схеме.
2. Измерьте ЭДС источника тока.
3.
Снимите показания амперметра и
вольтметра при замкнутом ключе для
трёх положений движка реостата и
вычислите r.
4. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.
Слайд 705. Вычислите абсолютную погрешность измерений.
ΔиA – абсолютная инструментальная погрешность,
определяемая конструкцией
прибора.
ΔоA – абсолютная погрешность отсчета,
равная половине цены деления.
ΔA – максимальная абсолютная погрешность прямых
измерений; складывается из абсолютной инструментальной
погрешности и абсолютной погрешности отсчета при
отсутствии других погрешностей: ΔA =ΔиA + ΔоA
Практическая часть
Слайд 715. Вычислите абсолютную погрешность измерений.
Определение абсолютной инструментальной погрешности
прибора по его классу точности
– γ (%):
Для случая использования цифровых приборов –
они не имеет погрешности отсчёта показаний!
Практическая часть
Слайд 726. Вычислите относительную погрешность измерений.
7. Вычислите абсолютную погрешность косвенных измерений.
8.
Запишите вывод по цели, оценив полученные результаты своей работы.
Практическая часть
Слайд 74Удельное сопротивление проводников
Слайд 76Температурный коэффициент сопротивления