Слайд 1Урок-диспут по философии как интерактивная педагогическая технология и площадка межпредметного взаимодействия
(обобщение педагогического опыта)
Рафаэль Санти. Диспут (фреска Ватиканского дворца, ок.1511 г.)
Слайд 2Понятие диспута
Ди́спут (от лат. disputatio) — в схоластической системе образования средневековой
Европы формальный способ ведения спора, проводимого с целью установления богословской или научной истины. Диспут подчинялся формальным правилам, главными из которых были ссылки на авторитетные письменные источники и тщательный анализ аргументов каждой из сторон. Другой категорией диспутов были межконфессиональные диспуты, призванные доказать превосходство того или иного религиозного учения.
Слайд 3Хорошо проведенный урок-диспут способствует:
- развитию культуры мышления
умению отстаивать свою точку зрения
-
формированию логических, коммуникативных, риторических способностей
Слайд 4Методика проведения
Чтобы организовать диспут, надо
Правильно выбрать тему
Продумать вопросы, которые будут обсуждаться
в ходе диспута (их должно быть не меньше 5-ти и они должны способствовать максимально полному раскрытию темы диспута). Вопросы нужно формулировать так, чтобы чувствовалась возможность их освещения с разных, в том числе диаметрально противоположных позиций (диспут по формуле «Да и нет», изобретенной в начале XII в.)
Проинструктировать участников диспута относительно правил его проведения (эти правила, предназначенные, скорее, для учеников, чем для вас, уважаемые коллеги, изложены в памятке, лежащей на ваших столах).
Слайд 5Методика проведения
Диспут можно начать
с напоминания основных его правил и определения цели,
с
краткой лекции, излагающей основные положения обсуждаемой проблемы,
с вопроса к аудитории по поставленной проблеме.
Слайд 6Классическая структура диспута
Вступительное слово ведущего
Выступления участников
Заключительное слово ведущего с подведением итогов
(рефлексия)
Слайд 7Краткая памятка для участников диспута
1. Тезис выступления должен быть четко
сформулирован, не допускать множественных толкований.
2. Аргументы должны вытекать друг из друга с логической необходимостью. Подмена понятий или пропуски в рассуждении не допускаются.
3. Если доказана ошибочность Вашего мнения, надо признать правоту оппонента.
4. Заканчивая выступление, надо подвести его итог и сформулировать выводы. Это касается как выступления каждого отдельного участника диспута, так и группы, защищающей общую точку зрения. Необходимо также формулировать общий итог диспута по его завершении.
5. Участники диспута, не высказывающие собственного мнения, считаются отсутствующими. Молчание приравнивается к признанию правоты оппонента. Высказаться на диспуте имеет право любой желающий.
6. Согласно правилам, неизменным со времен раннего Средневековья, ведется протокол диспута. Это правило полезно тем, что дает возможность участнику диспута по его окончании оценить сильные и слабые стороны своего выступления.
Слайд 8Тема сегодняшнего диспута
Инквизиция и научная революция Нового времени
Слайд 9Цель: установление исторической истины в вопросе о реальной роли Католической церкви
и инквизиции в научной революции Нового времени.
Слайд 10Главный тезис, который я собираюсь отстаивать
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ ПРОИЗОШЛА БЛАГОДАРЯ
КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ И ИНКВИЗИЦИИ. КАТОЛИЦИЗМ, ИНКВИЗИЦИЯ И НАУКА НОВОГО ВРЕМЕНИ В ПОРУ СВОЕГО ЗАРОЖДЕНИЯ БЫЛИ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ СОЮЗНИКАМИ, А НЕ ВРАГАМИ.
Слайд 11Задачи:
Продемонстрировать достоинства урока-диспута как эффективной образовательной стратегии, развивающей эвристические и креативные
(творческие) компетенции обучающихся.
Дать раскрыться эрудиции, логическим и коммуникативным дарованиям моих коллег.
Испытать форму урока-диспута как площадки межпредметного взаимодействия преподавателей математических, естественнонаучных и гуманитарно-социальных дисциплин.
Слайд 12План диспута
(он же – структура урока)
1. Вступительное слово
2. Организация коллег
в команды.
3. Выступления участников диспута.
4. Подведение итогов (рефлексия)
Слайд 142. Организация команд
Предлагаю объединиться в команды либо по убеждениям – на
разделяющих тезис и отрицающих его, либо по предметным областям - на филологов, историков (обществоведов), преподавателей точных и естественных наук (думается, к ним относятся и преподаватели спецдисциплин). Не затягиваем процесс организации, у нас мало времени☺
Слайд 15Выступления участников
Поскольку тема диспута была названа только что, и никто заранее
не готовил выступлений, предлагаю организовать беседу в вопросно-ответной форме. Ваши выступления будут ответами на мои вопросы. Если ответов не последует, отвечать буду я сам, а вы будете выражать свое согласие или несогласие, но аргументированно. Хорошо?
Слайд 16Вопрос 1.
Почему научная революция произошла именно в Европе, то есть в
христианском регионе (а не в Персии, Индии, Китае, исламском мире и т.д.) и почему именно в XVI-XVII веках?
Слайд 17Вопрос 2
Назовите, пожалуйста, базовые принципы (аксиомы), на которых базировалась новая научная
картина мира. Ведь произошла именно революция, то есть замена старых принципов на новые. В чем же они заключались? Я буду утверждать, что только христианство могло породить эти новые мировоззренческие принципы.
Слайд 18Вопрос 3.
Чем новая научная картина мира отличалась от старой, антично-средневековой?
Слайд 19Вопрос 4
Какие модели вселенной представлены на рисунках? Какая из них к
моменту научной революции обладала большей доказательной базой, а какая отрицалась большинством математиков до начала XVIII века и экспериментально была подтверждена только в 1851 году?
Слайд 20Вопрос 5. Кто по убеждениям были создатели новой научной картины мира?
Находились ли они в конфликте с самым авторитетным и сильным социальным институтом Западной Европы того времени – Католической Церковью?
Слайд 21Никола́й Копе́рник (польск. Mikołaj Kopernik, нем. Niklas Koppernigk, лат. Nicolaus Copernicus;
19 февраля 1473, Торунь — 24 мая 1543, Фромборк) — польский астроном, математик, механик, экономист эпохи Ренессанса. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции. Каноник, т.е священник в сане епископа, член епархиального совета. Одно время исполнял обязанности епископа. Книгу «О вращении небесных сфер посвятил папе римскому.
Слайд 22Ио́ганн Ке́плер (нем. Johannes Kepler; 27 декабря 1571 года, Вайль-дер-Штадт —
15 ноября 1630 года, Регенсбург) — немецкий математик, астроном, механик, оптик, первооткрыватель законов движения планет Солнечной системы. Не стал преподавателем богословия из-за материальных трудностей - в университете Граца, где он работал, вакансия теолога была занята. Всю жизнь жалел, что не преподает богословие.
Слайд 23Рене́ Дека́рт (фр. René Descartes [ʁəˈne deˈkaʁt], лат. Renatus Cartesius —
Картезий; 31 марта 1596, Лаэ (провинция Турень), ныне Декарт (департамент Эндр и Луара) — 11 февраля 1650, Стокгольм) — французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике. Ревностный католик.
Слайд 24Галиле́о Галиле́й (итал. Galileo Galilei; 15 февраля 1564, Пиза — 8
января 1642, Арчетри) — итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Галилей — основатель экспериментальной физики. Личный друг папы Римского Урбана VIII.
Слайд 25Вопрос 7. Что мы помним об инквизиции? Кого она преследовала? Кто
из ученых позднего Средневековья, Ренессанса или Нового времени от нее пострадал? Что мы знаем о форме инквизиционного процесса? Эти вопросы я задал, чтобы подвести к выводу: инквизиция и наука были стратегическими союзниками. Ни один ученый от инквизиции не пострадал.
Слайд 27Напомним, что собой представляла собой инквизиция
Инквизиция - институт Римско-католической церкви для
розыска и наказания еретиков и других врагов Католической Церкви. Свое название инквизиция получила от лат. inquisitio - термина, обозначавшего именно такую форму судебного расследования с участием присяжных заседателей. Хотя эта организация была создана в начале 13 в. для борьбы с альбигойской ересью во Франции, однако ее истоки следует усматривать в более ранних акциях средневековой церкви, направленных против еретиков, и в системе судебного расследования, использовавшейся светскими судами в Англии и Франции для изобличения преступников. Церковь могла провозгласить кого-то еретиком лишь в том случае, если она, со своей стороны, обеспечивала выполнение ряда условий. Во-первых, церковь должна была располагать ясно сформулированным учением, касающимся спорного вопроса. Во-вторых, она должна была, при посредстве своих служителей, довести это положительное учение до сведения подозреваемого в ереси, чтобы указать ему на его заблуждения и исправить его взгляды.
Слайд 28А вот с этим человеком случай особый. Что мы о нем
знаем?
Слайд 29А теперь подведем итоги. Что нам удалось выяснить в ходе диспута?
Чья позиция была более доказательной и убедительной?