Слайд 1Основные представители средневековой философии
Слайд 2Характеристика эпохи и философии Средневековья
В эллинистическо-римскую эпоху происходит формирование больших единых
государств, в которых власть концентрировалась в руках определенных центральных органов, будь то единоличный правитель или республиканское правительство. С целью "поддержания единства" государственной мозаики, состоявшей из различных и недружественных этнических групп, правитель для усиления власти центра иногда изображался богоподобным. Исчезновение относительно независимых в политическом смысле малых обществ и тенденция к концентрации власти привели к возрастанию политического бесправия народа. В таких государствах, в дополнение к лишенным какой-либо власти свободным мужчинам и женщинам, существовали на грани физического выживания полностью бесправные рабы.
Слайд 3Августин Блаженный (Св. Августин) (354-430).
Произведения.
"Против академиков" - полемический трактат, направленный
против скептицизма;
"О блаженной жизни" - книга о зависимости счастья от степени познания Бога;
"Монологи" - работа о методе познания сверхъестественной истины.
Трактат "О величине души" - об отношении души к телу.
"Исповедь" (400 г.) представившая взгляды Августина в личностной, полудневниковой - полумолитвенной форме;
Трактат "О Троице" (400-410 гг.), представлявший собой систематическое изложение теологических взглядов;
"О граде Божием" (413-426 гг.) - основная работа Августина, которая содержит его историософские взгляды.
"Исправления" - произведение, быстро написанное незадолго до смерти, в котором Августин собрал свои основные идеи и откорректировал их в церковном духе.
Слайд 4Взгляды.
Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму. По Августину, все
сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Бог - есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Размышления Августина о Боге привели его к проблеме вечности и времени. Душа нематериальна, бессмертна и свободна в своих решениях. Субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него бог. Человек доступно познание мира только с помощью органов чувств. Человек живет в Земном царстве, похожем на разбойничий стан, который держится лишь войной, завоеванием и насилием. Люди должны стремиться к Небесному царству посредством праведной жизни. Земная церковь есть посредник между этими двумя царствами.
Слайд 5Фома Аквинский (1225-1274).
Произведения.
Самые знаменитые произведения - "Сумма теологий", "Сумма против
язычников".
Взгляды.
Основная цель отработка основных догматов христианского вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего Аристотеля, утверждал, что всякое бытие может быть лишь бытием единичных, отдельных вещей. Основные понятия Фомы - понятия действительности и возможности. Каждая вещь есть сочетание "формы" и "материи". При этом "материя" - это возможность принять форму, а "форма" - "действительность" по отношению к материи, уже принявшей форму. Материя не может существовать отдельно от формы, но форма может существовать отдельно от материи. То есть ничто материальное не может существовать независимо от высшей формы - Бога, а сам Бог есть чисто идеальное существо. Во всех созданных богом вещах сущность отличается от существования. Существование выше сущности.
Слайд 6Ансельм Кентерберийский (1033-1109 гг.).
Произведения.
"Монолог" и "Прибавление к рассуждению" трактуют об
основных проблемах теологии, о существовании и природе Бога. "Диалог о грамматике" и "Об истине" - небольшие работы логического содержания. Это работы первого периода, когда Ансельм был аббатом. Во второй период, будучи епископом, он писал только специальные теологические и религиозные работы, среди которых трактат об искуплении, известный под названием "Почему Бог является человеком".
Взгляды.
Вера и разум: "христианин должен через веру прийти к пониманию, а не через понимание к вере".
Рациональность Бога и мира. Старался доказать, что Бог не только существует, но и обладает какими-то характеристиками, что мир сотворен из ничего, что душа бессмертна и свободна, он даже пытался обосновать "таинства" веры, Троицу, воплощение и искупление. Основанием, которое ему давало возможность для такого понимания истин веры, была идея о рациональности Бога и мира.
Слайд 7Пьер Абеляр (1075-1142 гг.).
Произведения.
Свою писательскую деятельность он начал в 1118
г. произведением "О единстве и божественной троичности", которое было осуждено в 1121 г., а также первым вариантом "Диалектики".
Из "Теологии", основной теологической работы, осужденной в 1141 г., сохранился лишь единственный фрагмент, известный под названием "Введение в теологию".
Работа "Познай самого себя" содержала этику, а "История моих бедствий" - автобиографию Абеляра (это единственная автобиография ученого, которая сохранилась со средних веков).
"Да и нет" - сборник замечаний по теологическим проблемам - представляет собой классический пример применения схоластического метода рассуждений.
"Словарь по Порфирию" и найденный по прошествии многих веков "Словарь большого Порфирия" были частями его погибшей "Диалектики".
Слайд 8Пьер Абеляр (1075-1142 гг.).
Взгляды.
Положение в истории философии. Диалектика позволяет понять
истины веры, поскольку разум проникает и освещает даже таинство. Как прекрасный диалектик Абеляр очень большое значение придавал методологическим проблемам для обоснования теологического метода.
Взгляд на универсалии. Общим в терминологии того времени является не только физический знак, или десигнат, а значение знака. Различение понятий, выступающих как субъект и как предикат, явилось новым мотивом, который был введен Абеляром в дискуссию об универсалиях.
Общие понятия являются не врожденными, а благоприобретенными; они являются той основой, на которую опирается ряд логических операций разума. Процесс познания всегда начинается с ощущения, но образы вещи, которые даются чувствами и воображением, являются только материалом для понятийного познания. Разум путем абстракции выделяет из них особые элементы и создает общие представления.
Слайд 9Иоанн Дуне Скот (ок. 1265-1308).
Произведения.
"Оксфордское сочинение", "Парижское сочинение".
Взгляды.
Преобладание веры
над разумом. Фома доказывал, какими особенностями обладает Бог, а Скот эти доказательства считал недостаточными. То, что Бог является разумом и волей, что для него характерны вечность, бесконечность, всесилие, вездесущность, правдивость, справедливость, милосердие, Провидение,- во все это необходимо верить, но доказать этого нельзя. Нельзя также доказать бессмертие души, сотворение души Богом, продемонстрировать участие Бога в деятельности сотворенного. Скот не сомневался в этих истинах, но считал их истинами откровения и веры, а не разума и науки.
Преимущество интуиции перед абстракцией. Первичными, наряду с актами внешнего восприятия, он считал акты разума, обращенного к самому себе и ориентированного на внутреннее переживание в равной мере. Интуиция дает индивидуальное и экзистенциальное познание, но оно носит случайный характер, поскольку существование не относится к сущности конечных вещей. Абстрактное знание, напротив, отвлекаясь от наличных вещей и их индивидуальных характеристик, познает вместо этого их всеобщие и существенные особенности.
Слайд 10Уильям Оккам (ок. 1300-1349).
Будучи активным политиком-публицистом, Оккам решительно боролся против господства
церкви над государством, за строгое разграничение сфер их юрисдикции. Он фактически прокладывал дорогу Реформации. Согласно Оккаму, универсалии не могут существовать вне сознания; в таком случае они были бы единичными вещами, что противоречит их природе как общих сущностей. Большую роль сыграла развитая им критика схоластического реализма, которая получила название "бритвы Оккама", или "принципа бережливости", выраженного в словах: "Сущности не должны быть умножаемы сверх необходимости", или "Бесполезно делать посредством многого то, что может быть сделано посредством меньшего". Оккам утверждал, что предмет всякого познания - только единичное, индивидуальное, различая при этом познания интуитивное и абстрактное. Он внес существенный вклад в разработку логики.
Слайд 11Спасибо за внимание!
Была рассмотрена средневековая философия. Ее специфика была обусловлена возникновением
и развитием христианства. Здесь выделяют следующие этапы:
патристика;
переход от патристики к схоластике;
схоластика.
В различные периоды существовало многообразие взглядов и подходов к проблемам философии, где появлялись новые направления, школы, с фигурировавшими именами известных людей античного мира и периода средневековья.