Слайд 1Основы философии
Учебно- методический комплекс по дисциплине « Основы философии».
УМК написано
в соответствии с новым государственным образовательным стандартом по данной дисциплине и посвящено изучению основ философии, помогающий студенту глубоко осознать не только внешний , но и собственный духовный мир. В УМК уделяется особое внимание вопросам изучения человека и его становлению в качестве целостной личности.
УМК по дисциплине « Основы философии» рекомендовано студентам средне- специальных учебных заведений.
2014 г.
Слайд 2Предисловие
В УМК « Основы философии» рассказывается о важнейших проблемах классической
и современной философской мысли. Она состоит из четырех разделов. Первый посвящен великим философам, их учениям о мудрой и правильной жизни. Второй – проблеме человека, его сознанию и возможностям познания мира. Третий- основным проявлениям духовной жизни человека: науке, религии, искусству. Четвертый раздел- обществу, социальной жизни в ее культурном и историческом аспектах. В конце УМК автор обращается к читателям с рядом вопросов по темам- это приглашение к разговору, в ходе которого можно высказывать свое понимание и свое отношение к проблемам, поднятым в темах.
Вслед за Эпикуром автор считает, что философию можно изучить в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше. Но это требует определенного труда ума и души, поскольку философия не передает какой- то строгий набор знаний, а направлена на то, чтобы помочь человеку самому думать и самому решать самые главные вопросы своей жизни.
Слайд 3Введение. Что изучает философия?
Философия- греческое слово и в переводе на русский
язык означает « Любовь к мудрости», любомудрие, как говорили на Руси. Известно также, что философия возникла на заре человеческой цивилизации. Уже это не может не рождать уважения к философии. Стоит задуматься, что же такое философия?
Обычно подчеркивают, что это наука. Она систематична, логична, доказательна, хотя это доказательность особого рода. Философию объединяет с наукой четко выраженное стремление к истине.
Правомерна аналогия. Взобравшись на вершину горы, трудно рассмотреть отдельные детали того, что находится внизу, зато отчетливо видна картина в целом.
Философия изучает целиком картину мира , а не ее отдельные части. Нельзя не заметить,- картина мира, предлагаемая философией не статична. Она постоянно развивается, углубляется и обогащается. Возникают разные философские школы и течения, т.е речь идет о едином взгляде на мир, а это позволяет определить философию как мировоззрение.
Мировоззрение- это мир своими глазами
Философия очень тесно связана с такими понятиями как « миф» и
« религия».
В одном из мифов Древнего Египта повествуется о смерти Осириса, и о том, как Исида, его возлюбленная, желая воскресить его, дает Осирису проглотить глаз сокола Гора. С тех пор глаз появляется на всех картинах египетской цивилизации, символизируя первое свойство разумной жизни, смотреть и стремиться познать себя. Далеко не случайно мудрому Сократу приписывается заповедь: « Познай себя и ты познаешь самое главное».
Вся культура человечества насквозь пропитана философской мыслью. Философия при этом сердцевина культуры, ее смысловой стержень
Что же такое в конечном итог философия?
Это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру. Это мировоззрение как обобщенная система взглядов на мир и место в нем человека. И наконец, в самом широком смысле этого слова, философия должна быть определена как разновидность культуры
Слайд 4Основной вопрос философии
Великий основной вопрос философии, писал Энгельс – есть вопрос
об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию. Он имеет 2 стороны:
1. Что первично? Изначально природа или дух, материальное или идеальное?
Иногда он формулируется несколько иначе: дух, сознание порождает материю, бытие или наоборот природа, материя, бытие порождает дух, сознание?
Философы по- разному отвечают на этот вопрос. Одни из них признают, что первична материя. Она порождает дух, сознание. Таких философов называют материалистами. И называю так именно потому, что они исходят из принципа: материя изначальна, она лежит в основе всего существующего. Другие же утверждают, что первичны, сознание, дух, а материя, природа вторичны, производны от сознания. Таких философов называют идеалистами, потому что они считают, что мысль лежит в основе всего.
Различают субъективный и объективный идеализм.
Объективный идеализм- это то, что существует вне человека, независимо от его сознания, то на что направлена его деятельность.
Субъективный идеализм- это то, что свойственно самому человеку
Слайд 5
Перейдем теперь ко второй стороне основного вопроса философии. Обычно его формулируют
следующим образом: Как соотносятся наши знания об окружающем мире к самому этому миру или проще: познаваем ли мир?
В зависимости от ответа философы тоже разделились. Все материалисты признают познаваемость мира. Признают его и объективные идеалисты. С их точки зрения, мир вторичен, производен от духа, некой идеи, однако он познаваем. Но, есть философы, стоящие на позициях агностицизма( в переводе с греч. А –не, gnosis- знаю)
« Не знаю, существует реально объективный мир, а если и существует, то он не познаваем»
Мало однако признавать познаваемость мира. В процессе познания люди ставят перед собой определенные цели, выдвигают те или иные задачи. Важно при этом найти правильные пути к цели, к решению задач. Нужен метод ( в переводе с греческого означает путь к чему- либо). В философии известны 2 метода познания: диалектика и метафизика. В древности диалектикой называлось умение вести спор, добиваясь победы путем выявления и преодоления противоречий в высказываниях противника. Позднее этим термином стали обозначать метод познания действительности, метод который рассматривает явления мира, как не только взаимосвязанные, но и находящиеся в постоянном развитии, изменении.
Что же касается метафизики, то она признает развитие, но какое? Чисто количественное, по принципу « больше- меньше».
В этом случае мир предстает как простое повторение, как нечто по сути неизменное раз и навсегда данное
Слайд 6Раздел I. Основные идеи мировой философии
Философия Античного мира и Средних веков
По
преданию духовных истоков древнегреческой цивилизации стоят семь мудрецов, чьи идеи положили начало всей античной науки, философии, этики. Философия была матерью всех наук, и первые философы( мудрецы) знали все обо всем- не только ставили философские вопросы, но и занимались и математикой, и астрономией.
Каждый из семи мудрецов знаменит своей особой фразой, афоризмом:
Клеобул Линдский- « Мера важнее всего»
Хилон Спартанский- « Познай самого себя»
Периандр Коринфский- « Сдерживай гнев»
Питтак Метиленский – «Ничего лишнего»
Солон Афинский- « Наблюдай конец жизни»
Биант Приенский- « Худших всегда больше»
Фалес Милетский- « Ни за кого не ручайся»
Определения « Милетский», «Спартанский», добавляемые к именам мудрецов, говорят о стране или городе, где они жили.
Фалес
Фалес жил в конце VII- первой половине VI веков до нашей эры. Философ Фалес полагал, что все существующее, возникло из некоего влажного первовещества, или воды. Все рождается из этого первоисточника. Вода, сгущаясь, превращается в землю, разжижаясь- в воздух, а воздух сгущаясь- превращается в огонь. В мире происходит круговорот этих четырех стихий, но главной стихией является вода.
Учение о первооснове, о том, из чего все состоит,- это и есть начало философии
Слайд 7
Лао –Цзы по- китайски означает « старый учитель». Человек входит в
жизнь мягким и слабым, учил Лао- Цзы, а умирает жестким и крепким. Все существа, растения, деревья входят в жизнь мягкими и нежными, а умирают засохшими и жесткими. Жесткость и сила – спутники смерти. Нет ничего в мире мягче и слабее воды, говорил китайский мудрец, и нет ничего , чтобы превосходило воду в ее разрушительном действии на жесткое и крепкое. Слабое побеждает крепкое, мягкое побеждает жесткое. Лао – Цзы хотел сказать этим, что побеждать других можно только разумом, разумными доводами, разум самое «мягкое» орудие, и в то же время самое сильное. Физическая агрессивность вызывает только отпор, а терпимость, снисходительность к недостаткам заставляют человека задуматься и попытаться понять.
« Кто знает других, тот умен.
Кто знает самого себя, тот мудр».
Это подлинное начало любой философии: самое главное знать себя. Поскольку люди в глубине своей все одинаковы, то познавая себя, ты начинаешь понимать все мысли и тайные движения чужой души.
Лао – Цзы, как и многие последующие философы, считал, что самое главное, самое глубокое в человеке, то , что составляет его сущность- нельзя выразить словами, нельзя превратить в набор знаний. Мудрец не просто знает- он понимает, мудрость выше знания. Лао – Цзы хотел сказать этим, что люди часто стремятся к совершенно излишним вещам- к славе, богатству, к чувственным наслаждениям, вместо того, чтобы вести подлинную мудрую жизнь: познавать себя, вглядываться в окружающий мир, по возможности заглядывать в будущее и грустить о прошлом
Слайд 8
Пифагор
В отличие от Фалеса, Пифагор считал, что сущностью мира является
не вода, а число, что миром правят числа. Мир в своей сущности состоит из чисел и геометрических фигур. Самое известное из открытий Пифагора- это теорема о том, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Как и семь мудрецов, он давал наставления о том, как надо жить. Но, если у мудрецов все было сказано кратко и ясно, то у Пифагора, все загадочно и иносказательно:
Не разгребай огонь ножом( не задевай человека вспыльчивого).
Не ешь сердца( не удручай себя горем)
Не разламывай хлеб надвое( не разрушай дружбы).
Помогай ношу взваливать, а не сваливать( поощряй людей не к праздности, а к труду).
Что упало, не поднимай ( перед смертью, не цепляйся за жизнь).
По торной дороге не ходи ( следуй мнениям толпы)
Парменид и Гераклит.
Парменид Элейский жил в конце VI- начало V в. До н.э. Парменид сделал важный шаг в становлении философии. По мнению Парменида бытие – это начало всего, бытие есть, а небытия- нет, все заполнено бытием. Бытие- причина самого себя, она ни от чего не зависит, наоборот, все зависит от него. В связи с эти ясно, что бытие вовсе не есть окружающий нас материальный мир, совокупность вещей, или какая- то высшая материальная субстанция – Бог или мировой разум.
Внешне противоположным Пармениду был Гераклит из города Эфеса( 520-420 г. до н.э). Гераклит утверждал, что все в мире из огня: « Мир есть, был и будет вечным огнем, мерами затухающий и мерами возгорающий»..
Слайд 9Первое знаменитое изречение Гераклита: «Все течет, все изменяется, и нельзя дважды
войти в одну и ту же реку». Философы трактуют фразу как пример изменчивости и текучести всего. Другая знаменитая фраза Гераклита: « Многознание уму не научает». Можно много знать, но не быть при этом умным. Истинное знание добывается изнутри, из самопознания. Гераклита называли Темным из-за его непонятных на первый взгляд высказываний: « Бессмертные смертны, смертные бессмертны, смертью друг друга они живут и жизнью друг друга они умирают», « Путь вверх и вниз один и тот же, путь туда и сюда один и тот же», « Не будь Солнца, мы бы не знали, что такое ночь».
Демокрит
Демокрит был родоначальником учения об атомах. От Демокрита из Абдер ( 460-360г.г до н.э) до нас дошли многочисленные отрывки его сочинений. Демокрит учил о том, что весь мир состоит из атомов и пустоты, в которую эти атомы падают. Все вещи, которые различаются по объему, форме, порядку, положению, есть различные конфигурации атомов.
Есть такая точка зрения, что учение Демокрита не имеет отношения к физике, что для него атом- это единица ума человека, пустота- это его глупость. Когда атом падает в пустоту , то он ее заполняет, и тогда человек становится мудрым.
Софисты и Сократ
Софисты были первыми философами, преподававшими философию, причем за большие деньги. С их точки зрения философия- это искусство спора. Они учили всевозможным приемам, зная которые, можно обмануть, обсмеять и победить собеседника. Они считали себя не мудрецами, не философами, а специалистами по мудрости. Самым из известных софистов был Протагор, которому приписывают следующую фразу: « Человек есть мера всех вещей,- существованию существующих и несуществованию несуществующих». Это означает, что все в мире относительно, все зависит от человека, отего умения отстаивать свою точку зрения и от его веры
Слайд 10
Сократ
Сократ( 470-469-399 г.г до н.э).
Во многом унаследовал приемы софистов Сократ.
Но в отличии от них Сократ был не специалистом по мудрости, а настоящим мудрецом, учителем европейской цивилизации. Главная идея Сократа в том, что есть вещи, которыми и должна заниматься философия, - некие общие понятия: красота вообще, зло и добро, мудрость, совесть, честь. Эти понятия помогают нам разобраться в хаосе повседневной жизни, обнаружить в ней устойчивые закономерности.
Сократ дает яркий пример того, что невидимые человеческие качества- добро и зло, добродетель, мужество, честь- на самом деле составляют вторую подлинную природу человека. Сократ умер очень давно, но он гораздо живее многих наших современников, поскольку то, что он сделал и сказал, еще и сегодня живет в нашем сознании, в нашем понимании самих себя, в осознании нами своего места в мире.
После Сократа развивать дальше его учения пытались сразу же несколько философских школ. Главными из них были киники, киренаики и мегарская школа
Слайд 11Философские школы Античности
Киники
Самым ярким представителем школы киников( или в латинской
транскрипции, циников) был греческий философ Диоген из Синопа( умер около 330-320 г.до н.э). Современники назвали его «взбесившимся Сократом». Диоген начал свою сознательную жизнь с того, что пошел к дельфийскому оракулу, и спросил, как ему нужно жить. Предсказатель ответил, что нужно произвести переоценку ценностей. Диоген понял это по- своему и начал чеканить фальшивые монеты, попался и был отдан в рабство. Диоген был совершеннейшим циником в современном понимании этого слова. Киники по-гречески означают «собаки».Диоген и учил, что нужно жить подобно собаке- просто и неприхотливо, бросая вызов богатству, обжорству, пьянству. Идеал мудреца- полное опрощение. Сам он поселился в бочке, питался капустой, жил на то, что ему подавали
Цинизм в такой форме, пренебрежительное отношение ко всем внешним благам- одежде, комфорту, богатству, славе до сих пор имеют своих последователей. Например, хиппи, мощное молодежное движение в Европе и Америке
Киренаики
Киренская школа названа по имени города Кирена( Северная Африка). Свою философию они основывали на принципе удовольствия. Человек стремится к удовольствиям и испытывает отвращение к страданиям. Отсюда критерий поведения- делать то, что приности удовольствия. Надо только не быть рабом удовольствия. Мудрость состоит в том, чтобы полузуясь жизненными благами, господствовать над ними, а не подчиняться им. Нужно быть свободными от внешних блан и не реагировать на неприятности слишком болезненно. Самым известным киренаиком был Аристипп. Аристипп смотрел сверху вниз на тех, чьими милостынями пользовался, словно играя в какую-то забавную игру, которую можно прервать когда захочется.
Гегесий –(ок. 320-ок. 280 г.г до н.э) весьма своеобразно интерпретировал наследие Аристиппа. С его точки зрения всякое удовольствие всегда сопровождается неудовольствием, неразрывно связаны наслаждение и боль, вкусная еда и пресыщение.. Иначе говоря, чтобы жить безболезненно, надо жить без наслаждения, но поскольку жизнь без наслаждения неваносима, то лучше умереть. Поэтому он и проповедовал самоубийство.
Слайд 12
Мегарская школа
Мегарская школа получила свое название от города Мегара, где жил
основоположник школы Евклид, ученик Сократа. С точки зрения мегарцев, главная добродетель- умение правильно мыслить. Хорошо развитое мышление, создание всевозможных парадоксов и загадок, на которые невозможно ответить и с помощью которых можно господствовать над умами других людей, - все это очень характерно для мегариков. Чем- то они похожи на киников, только это кинизм( цинизм) в области логики. Основной автор парадоксов и софизмов этой школы Евбулид.
Вот, например, сорит( парадокс) « Куча»:
Одно зерно, не куча, два зерна- не куча, но с каким брошенным зерном возникает куча?
Или сорит « Лысый»:
Если у человека будет выпадать по одному волосу, то рано или поздно он облысеет. Спрашивается, с каким по счету выпавшим волосом, можно считать, что человек лысый?
Сорит « Рогатый»:
Имеешь ли ты то что не терял? Естественно что человек отвечает утвердительно. Но потом следует вопрос, ты не терял рога?. Значит ты рогатый.
Или еще одно парадоксальное рассуждение « Лжец»:
« Когда человек говорит, что он лжет, - то лжет он или говорит правду?»
ни на один из вышеприведенных парадоксов нет однозначных ответов, эти парадоксы вытекают из самой природы мышления
Слайд 13Философская мысль Средних веков
Принято считать, что Средние века начинаются с 467
года, с падения последнего Римского императора Ромула Августула. Но грань, отделяющая Средневековье от Античности приходится на годы правления первого христианского императора Константина Великого( 306-337 г). Возникновение Средних веков- это огромный перелом в жизни европейских народов. Рухнул весь Античный мир с его бытом, религией, философией, искусством. Нужна была новая мифология, новые мифы, новые символы. И задача создания этого Нового мира взяла на себя христианская религия. Так, например, место театра и скульптуры, основных видов искусства в античности, занимают литургия и икона. Скульптуры теперь считаются идолами, а воздвигать идолов кощунственно. Литургия- это четкая форма предстояния человеческого коллектива перед вечностью. Литургия объединила вокруг себя целый комплекс искусств: церковные здания, мозаики, росписи, иконы, утварь, облачения священников, обряды таинств, песнопения, литургические тексты. Все эти элементы входили в состав культа, являющемя грандиозным художественным ансамблем, задача которого сводилась к тому, чтобы одновременно давать эстетическое наслаждение и возносить душу верующего к небесам.
Переход от Античности к Средневековому миропониманию- это переход вовнутрь человека. Главным тезисом в Средние века стал тезис основоположника Средневековой философии Августина Блаженного:
« Не блуждай во вне, но войди внутрь себя»
Сменяются ориентиры человеческого мышления- от внешнего мира к поискам внутреннего пространства души, сменяется настрой человека- от мужественной героической жизни к покорности перед божественным предопределением.
Слайд 14
Характерной чертой средневековой философии является ее связь с религией и мистикой.
Если брать за критерий античность- то это упадок философии, но если учесть, что благодаря религии огромные массы приобщились к культуре, то это явление прогрессивное. Если бы философия не вступила в союз с религией, она была бы уничтожена нахлынувшими волнами варварства. Философия, мать всех наук, как бы осознала свою вторичность, и стала обслуживать религию. В этом главная специфика философии той эпохи.
В течение Средних веков выделяются 2 периода развития философии:
Патристика- разработка отцами церкви основ христианской догматики ( патер – по латыни означает « отец») во II-VI веках.
Схоластика- зрелое и систематическое учение о Боге, мире и человеке, с VI века до начала Нового времени.
Августин Блаженный
Августин Блаженный обратился к философии, ища в ней не столько знания, сколько утешения. Стиль его философии- мифологическое иносказание. Высшая сила в мироздании- личный Бог. Основное отношение в этом мироздании- отношение людей и Бога. Это главным образом эмоциональные отношения: все мироздание пронизано любовью и ненавистью, надеждой и разочарованием, грехом и раскаянием, виной и искуплением вины, обидой и прощением. Человек- это главным образом душа. Августин презирает тело. Душа – это творение Бога, она есть только у людей. Будучи сотворенной, душа, тем не менее вечна. , так как не пространственна, , не состоит из частей и поэтому не может быть разрушена. Душе присущи способности- разум, воля, память. Высший акт воли- это акт веры, вера выше разума. Вера должна предшествовать познанию, сначала человек должен уверовать в Бога, возлюбить его, а потом познавать.
Слайд 15Философия Нового и Новейшего времени
Ф. Бэкон и Р.Декарт
Френсис Бэкон является родоначальником
философии Нового времени, наиболее ярким представителем английской философии. Для Бэкона главной задачей было освободить философию от всех схоластических наслоений и извращений, от
« идолов», которые мешают правильно философствовать. Бэкон различает 4 вида идолов:
Идолы рода- препятствия, обусловленные несовершенством человеческой природы, бедностью человеческих чувств;
Идолы пещеры – препятствия, обусловленные несовершенством человеческого образования, субъективными склонностями и взглядами людей;
Идолы площади- препятствия в виде господствующих предрассудков и старых, стершихся от употребления понятий и терминов;
Идолы театра – препятствия, возникающие в силу слепого преклонения перед старыми авторитетами.
Еще одной задачей для Бэкона было создание такого метода органона, с помощью которого открытия в науке делались бы не случайно, а методически. Бэкон первым выдвинул и обосновал метод индукции- метод восхождения от частного к общему, от отдельных фактов ко всеобщему закону или, как он выражался к форме.
Слайд 16
Рене Декарт.
Совершенно противоположным по духу был французский мыслитель Рене Декарт. В
основу Декарт положил свой знаменитый метод сомнения- именно с него должна начинаться философия.
« Я во всем могу сомневаться- в своем теле( например, у человека отрезали ногу, а она болит, существуют так называемые фантомные боли); в том сплю я или бодрствую ( бывают яркие и живые сны, а бывает серое и сонное существование), в окружающем мире, который дан мне через чувства, а чувства могут обманывать. В одном только я не могу сомневаться, только в том, что я сомневаюсь, то есть мыслю. А если я мыслю, то я существую»
Вот это и есть начало философии:
« Мыслю следовательно существую»
И. Кант о моральном законе
Эммануил Кант- величайший философ всех времен и народов. Знаменит он прежде всего работой « Критика практического разума»( под практикой тут понимается учение о поведении). Кант поделил все поступки людей на моральные и легальные ( законные).
Моральный поступок ,по Канту, - это поступок, совершенный вопреки естественной склонности, т.е направленный против самого себя.
«Пусть мне будет плохо, но я не могу не помочь другу, я ведь человек, и не могу опуститься ниже своего достоинства, думать сейчас о выгоде или о последствиях. Я должен поступить как человек здесь и сейчас»
Легальный поступок, по Канту. – это поступок, направленный на самого себя
Слайд 17
Из рассуждений о моральных и легальных поступках Кант выводит категорию долга.
Кант считал, что только выполняя долг человек становится свободным.
« Пусть я пострадаю, пусть я умру, а долг выполню. Выполняя долг я могу пойти против себя самого, против законов природы. Но выше законов природы- законы свободы. Если я дал честное слово, то нарушить его для меня страшнее смерти, я даже могу пойти на смерть, но от своего слова я не отрекусь».
Есть сколько угодно причин для оправдания плохих поступков, нет только никаких причин для поступков хороших, совершенных по совести. « Просто ты не смог поступить иначе, потому что ты человек».
Кант пишет о двух моральных законах.
Первый закон: « Поступай так, чтобы максима твоей воли была основой всеобщего законодательства!
( поступай как хочешь, чтобы с тобой поступали)
Второй закон: « Человек всегда должен быть только целью и никогда не может быть средством!( нельзя использовать человека даже для самых благородных целей).
Кант писал, что две вещи поражают и волнуют больше всего на свете:
Звездное небо над нами с его бесконечными пространствами и мириадами светил; и нравственный закон в человеке, делающий его свободным. Причем второе поражает намного сильнее, ибо, выполняя, нравственный закон, человек становится выше законов Вселенной.
Слайд 18Русская религиозная философия XIX века
Ф.Достоевский о природе зла
Достоевский глубоко проанализировал природу
зла. По его мнению, зло всегда будет в мире, пока в мире есть свобода. Зло идет от свободы человеческой воли. Человек не хочет счастья, особенно если это счастье принудительное, он хочет свободы, хочет своеволия, хочет по своей глупой воле « пожить». Любой закон человек воспринимает как насилие над собой, даже если это закон математики. Человек готов на любую глупость, даже на преступление, лишь бы не быть игрушкой в руках судьбы и сильных мира сего. Человек согласен на несчастья и страдания лишь бы остаться свободным. Главные герои Достоевского- это люди, решившиеся на преступления, чтобы доказать себе и другим, что они свободные существа ( Раскольников, Карамазов и т.д.).
Можно конечно избавить мир от зла, но для этого нужно отнять у людей свободу, чтобы они не имели возможности ни капризничать, не выражать свое недовольство, ни тем более совершать преступления. В таком мире все будут счастливы. Но это будет счастье муравейника.
Интересно, что все деспотические режимы успешно боролись с преступностью, поскольку сводили до минимума человеческую свободу, жестоко карая любое нарушение закона. От преступности в таком обществе быстро избавляются, люди могут свободно гулять по вечерам, не опасаться карманных и квартирных краж, но в тоже время они совершенно не свободны, они рабы мощного государственного аппарата. Наоборот, в демократических странах, уровень преступности всегда довольно высок: злые люди пользуются предоставленными свободами, потому что в демократическом государстве человека нельзя просто так арестовать, и надо долго и тщательно готовить и обосновывать обвинение, чтобы самим не нарушать какой- нибудь закон, не ущемить свободу человека, даже если его подозревают в преступлении.
По Достоевскому есть две формы выражения человека: богочеловеческая и человекобожеская.
Человек есть постольку, поскольку есть он образ божий. А если человек сам себя считает Богом, ставит себя на место Бога, провозглашает : « Человек, это звучит гордо!», полагает, что он венец Вселенной и все ему дозволено- это в человеке торжествует не божественное, а дьявольское, злое начало
Слайд 19
Л.Толстой: Непротивление злу насилием
Основной вопрос Толстого: Как разорвать замкнутый круг насилия-
вечный принцип человеческого существования. Все вокруг построено на насилии: государство осуществляет насилие над своими подданными и ведет войны против других государств, родители подавляют своих детей, учителя- учеников и т.д.
На насилие люди отвечают также насилием- угнетенные поднимаются на восстание и опять творят насилие. Если насилие иногда и защищало жизнь и спокойствие людей, то много чаще, напротив, становилось причиной величайших бедствий. И Толстой пришел к мысли, что надо возродить основной принцип христианской религии- непротивление злу насилием. Если не отвечать насилием на насилие, прощать и даже полюбить врагов своих, подняться над обидами и оскорблениями, что может сделать только очень сильный человек, то прервется порочный замкнутый круг непрерывного насилия творимого в обществе. Вообще христианская религия – это религия сильных людей. Есть два источника насилия в мире- государственная власть и революционеры, которые с ней борются. Толстой призывал: не отвечайте насилием на насилие, не служите государству, не принимайте участия в вооруженной борьбе против государства. Насилие порождает только насилие и ничего больше. Единственный выход – моральное самоусовершенствование. Начните с себя. Не поддавайтесь соблазнам мира: карьере, деньгам, власти, ибо опять окажетесь во власти насилия и будете его проводниками. Приучите себя любить ближних. Какими бы плохими они вам не казались, изгоняйте из своего сердца ожесточение. Другого пути преобразовать мир нет и не будет.
Сколько было насмешек, иронии и даже издевательства над учением Толстого, но вряд ли человечество может предложить что- нибудь другое, кроме морального самосовершенствования, воспитания взаимного уважения и терпимости. Недаром в политике все больший вес приобретают идеи ненасильственного мира.
Слайд 20Философия XX века
Философия Ф.Ницше
Ф. Ницше выступил против обыденной мещанской морали, которая
по его мнению проявляется в двух формах- в морали христианской и морали социалистической. Христианство- это восстание рабов в морали. Христиане призывают любить человека только за то, что он человек, каким бы мелким, слабым, духовно тщедушным и завистливым он ни был. Христианская религия сострадания искажает человеческий образ. По мнению Ницше, в человеке соединены воедино тварь и творец;
В человеке есть материал, обломок, избыток, глина, грязь, бессмыслица, хаос; но в человеке есть и творец, ваятель, твердость молота, божественный зритель и седьмой день. Наше сострадание относится к «твари в человеке», к тому, что должно быть сломано, разорвано, обожжено- к тому, что страдает по необходимости и должно страдать.
Нужно, считал Ницше любить не ближнего, а дальнего, того, кто , усиливаясь и преображая себя, еще только станет человеком. Современный человек- это только путь к настоящему человеку, к сверхчеловеку. А христианская мораль, как и социалистическая воспитывают людей слабых, которые даже гордятся своей слабостью и ничтожностью. Они никогда ничем не рисковали – ни здоровьем, ни капиталом, ни свободой, никогда не решались ни на какой поступок
« Эти мелкие, невзрачные люди полны злобной зависти ко всему красивому, умному, талантливому. Они бы с удовольствием всех уравняли, чтобы никто не выделялся, чтобы все жили одинаково бедно и одинаково плохо, зато никому не нужно будет завидовать»
« Злобная зависть маленьких злобных людей и есть главный источник зла в мире».
Слайд 21
Когда- нибудь пророчествовал Ницше, это злобная энергия вырвется наружу и принесет
немало бед и страданий людям. Стадную мораль, рекомендующую никому не высовываться и жить как живут все, Ницше называл аморализмом. Истинная мораль, это мораль аристократическая, это мораль человека, который припирает ногами презренное благополучие. Если человек знает, зачем он живет, ему безразлично как он живет. Не к счастью стремится человек.
И мораль христианская, и мораль социалистическая, только ослабляют с точки зрения Ницше личностное начало в человеке. Это слишком человеческая мораль. А все, что относится к человеку должно быть преодолено- человек, есть только путь к человеку, к тому человеку, который стоит высоко над нами, кто действительно уже не животное, не член стада, а воин, сверхчеловек. Лишь стремясь к чему- либо недосягаемому, можно достичь нормального уровня. Стремясь к сверхчеловеку- такому существу, которое обладает мощным дионисийским началом, сильно развитыми инстинктами, силой жизни, смелостью и настойчивостью- можно стать человеком в подлинном смысле этого слова. Свободный человек- это человек, который любит своих врагов, это сильная личность, готовая принять на себя всю тяжесть мира и считать себя ответственным за все зло и все несчастья, происходящие с людьми
Слайд 22
Николай Бердяев: Этика закона и этика творчества
С точки зрения, Н. Бердяева,
просветительская мораль- это прежде всего этика закона. В основе этой этики лежит религиозный страх. На ранних этапах человеческого развития- это боязнь нарушить запрет и стать нечистым, которая затем принимает более утонченные формы, по сути оставаясь все той же. Закон по своей природе всегда запугивает. Он не преображает человеческую природу, не уничтожает греха, а через внешний и внутренний страх держит грех в известных границах. Этика закона стремится сделать человека автоматом добродетели, против такой этики выступал еще Сократ. Человек подчиняется закону, потому что боится наказания. А если закон отменен, то человек срывается с тормозов.
Живая личность для Бердяева, есть нечто более глубокое и ценное, чем всякая мораль. Ценность человека- не в степени ее подчиненности моральным требованиям, а в силе и остроте его внутреннего влечения к добру, способности самой сотворить себя. Не послушание, а творчество есть главный моральный долг человека
А творить себя нужно каждый день и каждый час, потому что каждый день каждый час нас пытается одолеть дьявол( лень, эгоизм, нежелание ничем рисковать, бездумное животное существование). Человек с самого детства должен сам себя творить, должен постоянно будить себя, преодолевая соблазн жить автоматически, постоянно заставлять принимать собственные решения, а для этого думать самому, вынуждать себя быть терпимым, спокойным, подавлять в себя животную злобу и воспитывать любовь к людям. Никакой закон не воспитает человека, если он сам себя не воспитает, не сотворит. Поэтому этика творчества для Бердяева выше этики закона
Слайд 23Раздел II. Человек- Сознание- Познание
Основные характеристики человека
Человека окончательно и однозначно определить
нельзя. Определить его можно только отрицательно: несводимость, непредопределенность, незаменимость, неповторимость, невыразимость.
Несводимость – человек не сводим к своему биологическому виду: вырастет среди волков- станет по повадкам волком, среди обезьян- обезьяной. Но, в отличие от животного, он ни сводим ни к климату, ни к пище,- может жить почти в любом климате, в любых географических условиях, приспосабливается к любой пище.
Непредопределенность- человек никогда не бывает абсолютно свободным, он постоянно зависит от тысячи факторов, обуславливающих его поведение, его отношение к окружающим. Зависит от наследственности, от климата, от государственного строя, от культуры, заработной платы.
Незаменимость человека прежде всего выражается в том, что он должен найти свое дело, ради которого он пришел в этот мир. У каждого человека есть такое дело, которое кроме него никто не сделает. Вся проблема в том, чтобы найти такое дело, найти такое место, встав на которое, можно занять свою уникальную и неповторимую позицию
Неповторимость является фундаментальной характеристикой человека. Каждый человек уникален и неповторим. Любая жизнь достойна своим проявлением.
Невыразимость – Человека можно познать и описать только косвенно, прежде всего по продуктам его творчества. Человек хочет выразить себя самого, свою сущность. Поскольку он ни сводим ни к словам, ни к мелодиям, то полного выражения никогда не получается. Самое главное и самое глубокое всегда остается невыразимым и неуловимым в человеке
Слайд 24
Категории человеческого бытия
Любовь- С точки зрения философии, то что я кого-
нибудь люблю, объясняется не предметом любви, а моей способностью любить. Больше никакими причинами объяснить возникновение любви нельзя.
«Любят не за что-то, любят потому, что любят».
Для любви нет причин, как нет причин для добрых поступков. Хотя психологически любовь всегда объясняется конкретными причинами, и любящий искренне верит в то, что его избранник самый красивый, самый умный и т.д. любовь в своей основе есть религиозное восприятие человека, видение в нем божественного начала.
Творчество – Каждый человек занимается творчеством, когда пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в нее что- то от себя, хоть в чем- то ее усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество.
Счастье – Ницше считал, что мудрый человек не обязан быть счастливым- если человек знает зачем он живет, ему не важно как он живет. Никто, конечно, не знает, что такое счастье, и разные люди понимают его по- разному. Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастьем удовольствием. Удовольствие – это имитация счастья. Крайним видом такого счастья является наркотическое опьянение: человек полностью отрешен от мира, полностью растворен в чистом удовольствии, он абсолютно счастлив и доволен, и больше ничего ему в данный момент не нужно. Правда, потом наступит очень тяжелое похмелье, человека ждут тяжкие страдания, но сейчас он об этом не думает. Очень многие отождествляют счастье с полным удовлетворением своих потребностей. Но ни забвение, ни наслаждение, ни удовлетворение своих потребностей, ни власть не приносят настоящего счастья.
Слайд 25
Они дают лишь имитацию счастливой жизни, после которой быстро наступает пресыщение
и разочарование. Единственно возможный вид счастья- это жизнь в согласии с самим собой, без страха, без напрасных надежд и мечтаний, в спокойном и ясном видении проблем и невзгод. Счастье – это внутренняя умиротворенность, когда вместо страха и забот жизнь проникнута пониманием ценности каждой прожитой минуты, святости и красоты окружающего мира, которые отражаются в душе человека.
Смерть – важнейший фактор человеческого существования. Только вглядываясь в лик смерти, мы начинаем любить жизнь. Если бы не было смерти, жизнь была бы бессмысленна. В древнегреческой мифологии самое страшное наказание, к которому Боги могли приговорить человека- это бессмертие. Смерть, как и рождение формируют границы человеческой жизни. Все, что вне этих границ, для человека не существует. Смерть сопровождает человека с момента его рождения. Смерть представляет собой как бы тень человека, самую верную и привязчивую. Человек в этом смысле- самое несчастное из животных, поскольку заранее знает о своей будущей смерти.
« Смерть- не конец, а венец жизни»
Смерть, по мнению танатолога( танатология- учение о смерти) В.Стрелкова, - фундаментальное свидетельство нашего
« неодиночества». Мы всегда находимся под ее пристальным взглядом. Ощущая ее присутствие, ее реальность за каждым поворотом, мы не позволяем себе распускаться, поддерживая себя на уровне, превышающем тот, к которому склоняет нас наша животная природа. Разумеется это тяжкая ноша. Смерть предполагает высший уровень ответственности
Слайд 26Проблема сознания
Сознание и человеческая природа
Сознание позволяет нам восстанавливать прошлое, которое уже
ни в каком виде не существует, и предвосхищать будущее. Человеческое существование невозможно без памяти, без фантазии. Сознание- это чувства, эмоции, память, воля, фантазия, мышление. Первые пять составляющих образуют то, что называется психикой. Можно выделить три стороны сознания:
Предметное сознание- сознание, направленное на мир окружающих нас вещей, предметов, событий;
Самопознание – сознание, направленное на самого себя;
Сознание как поток непосредственных переживаний.
Первые две стороны сознания относятся к тому, что в философии всегда называлось духом. Третья сторона в философии называется душой.
в предметном сознании и самосознании мы имеем дело с идеями, понятиями, с моделями окружающего мира, с представлениями о самом себе. В духе человек воздвигается над природой, создает второй идеальный мир, познает законы Вселенной. Что же касается души, то она занимается совсем другим делом. Сознание- это не только предметное сознание, самосознание и поток непосредственных переживаний. Откроем еще один слой жизни сознания- бессознательное.
Впервые бессознательное было открыто австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом в начале XX века. Фрейд дает следующую трехзвенную картину человеческой психики:
Первый, верхний этаж- сверхсознание, сверх- Я;
Второй, средний этаж- сознание, Я;
Третий, нижний этаж- бессознательное, Оно.
Слайд 27
Сверхсознание – это то, что дается индивиду обществом( правила поведения, родительские
запреты, моральная цензура и т.д).
Бессознательное - бездонный резервуар нашей биологической по своей природе энергии( комплексы, страхи, неврозы, инстинкты).
Сознание – некоторая промежуточная часть психики. Снизу ее подпирают страхи и инстинкты, сверху требования общества.
Главный вывод Фрейда: Человек никогда не сможет познать себя до конца.
Бессознательное может проявляться во сне. Когда человек спит, сверх- Я отключается, оно полностью овладевает сознанием, и человеку сняться такие вещи, о которых он не может рассказать даже своему близкому другу.
Слайд 28
Мышление, его истоки и сущность
Серьезным аргументом в пользу существования большого сознания
служит теория воспоминания Платона. Платон утверждал, что человека ничему нельзя научить, если понимать учение как перекладывание знаний из одной головы в другую. Человек должен сам все вспомнить. У этого высказывания Платона есть две точки зрения: мифологическая и рациональная. В мифологическом плане душа согласно Платону, до рождения человека жила среди Богов, и там набиралась знаний, так что человек, родившись и получив от Богов эту душу, должен только вспомнить то, что она усвоила ранее. В рациональном плане в теории воспоминания есть глубокий смысл: всему действительно важному научить человека нельзя. В истории философии известен спор между немецким философом Лейбницем и английским философом Локком. Локк считал, что все знания проистекают из опыта. Лейбниц вслед за Декартом утверждал существование врожденных идей, говоря, что самое важное и главное знание врожденно человеку. Врожденное знание как бы потенциально заложено в человеке..
Откуда приходит мысль?
Философия утверждает, что мысль приходит человеку в голову несколько раз в жизни, и далеко не всем людям. А то, что ежесекундно проносится в нашей голове: всякие всплывающие впечатления, ассоциации, переживания- это не мысли, а разный необязательный мусор..
А когда приходит мысль- это всегда чудо. Самому что- то понять, самому что- то увидеть невероятно сложно, это редкостное состояние.
Слайд 29
Учение о познании
Во все времена в философии было два подхода к
вопросу о том, как человек познает окружающий мир: одни философы считали, что мир познаем мир чувствами, другие- разумом. Первых иногда называют сенсуалистами (от sense- чувства) или эмпириками, вторых рационалистами. Сенсуалисты считали, что чувства – единственный и достоверный источник наших знаний. Чувства нас никогда не обманывают, дают нам самую точную информацию.
Основные формы чувственного познания:
Ощущение – когда мы воспринимаем какое –то отдельное качество предмета;
Восприятие- когда мы воспринимаем целостный образ предмета;
Представление- когда мы можем представить себе предмет, который мы сейчас не видим и не ощущаем.
Рационалисты, напротив полагали, что чувства наши слабы и недостоверны. Чувствам не дана сущность вещей, не дано прошлое, не дано будущее. Зато все это доступно разуму. Основными формами рационального познания являются формы нашей мысли:
Понятие – открывает существенный признак вещи;
Суждение- это такая связь между понятиями, в которой что- либо утверждается, либо отрицается;
Умозаключение( силлогизм)- это такой способ мышления, когда мы из двух суждений можем непосредственно вывести третье
Слайд 30Раздел III .Духовная жизнь человека
Философия и научная картина мира
Мы видели, что
в человеческой истории различаются эпохи обустроенности и эпохи бездомности. Либо человек чувствует, что живет в мире как в своем доме,- обустроенном, налаженном, гармоничном, занимая в нем свое законное место; либо человек ощущает себя затерянным и одиноким перед лицом бесконечности Вселенной, заброшенной в этот мир во власть слепой и бессмысленной судьбы.
Теория «первичного взрыва» гласит, что когда – то примерно 13 млрд. лет назад, Вселенная возникла в результате процесса, названного Большим взрывом. Непосредственно после Большого взрыва вещество во Вселенной оказалось в некотором сверхплотном состоянии при огромной температуре, вследствие чего Вселенная начала стремительно расширяться, а плотность вещества и его температура падать. Спустя более миллиарда лет начали образовываться галактики и звезды, в процессе эволюции звезд начали появляться тяжелые элементы, что привело к новой химической стадии развития Вселенной.
В 1930-х годах было открыто так называемое «красное смещение». При поведении спектрального анализа звезд, расположенных в отдаленных( 20-50 млн. световых лет) от нас галактиках все линии спектра смещаются к красной части спектра. Значит, эти галактики от нас удаляются. Все это говорит о том, что Вселенная расширяется и подтверждает теорию Большого взрыва.
Из теории первичного взрыва вытекает два следствия:
Либо Вселенная так и будет расширяться, пока не рассыплется на элементарные частицы.
Либо, когда выгорит весь водород в звездах, Вселенная начнет сжиматься, как сжимается выгорая отдельная звезда, и красное смещение сменится фиолетовым- это будет означать, что звезды к нам приближаются
Слайд 31
При любом исходе отдаленное будущее не готовит человечеству ничего хорошего. Через
два миллиарда лет основные запасы водорода на Солнце выгорят, и жизнь на Земле в своем сегодняшнем виде станет невозможна, Земля превратится в ледяную глыбу.
А еще через пять миллиардов лет в нашу Галактику врежется Галактика
« Туманность Андромеды» - по прогнозам астрономов обе галактики довольно быстро сближаются.
И произойдет космическая катастрофа.
Слайд 32
Философия и религия
Вера- это возможность сверхчувственного опыта. Вера, согласно Франку, «
есть воля открывать душу навстречу истине, прислушиваться к тихому, не всегда различимому « голосу Божьему», когда мы иногда среди оглушающего шума прислушиваемся к доносящейся издалека тихой сладостной мелодии.
Обычно под верой понимается своеобразное духовное состояние, в котором человек согласен признавать как истину нечто такое что само по себе не очевидно, для чего нельзя привести убедительных оснований, и поэтому возможно сомнение и отрицание того, во что веришь. У религиозных фанатиков вера является актом послушания, покорного доверия к авторитету. Подлинная вера основана на откровении- на непосредственном самообнаружении Бога, на Его собственном явлении нашей душе, на Его собственном голосе к нам обращенном. Вдруг открываются глаза души, и она начинает чуять за пределами земного мира проблески некоего небесного сияния, ее переполняют блаженство и мир, превышающее всякое человеческое разумение. Такая душа знает, что ее достиг голос Божий, и имеет хотя бы на краткий миг- веру- достоверность.
…Вера в своем первичном существовании есть не мысль, не убеждение в существовании трансцендентного личного Бога как такового, а некоторое внутреннее состояние духа, живая полнота сердца…
Поэтому жить в вере- значит жить в постоянном напряжении всех своих сил, целиком жить в настоящем, жить сердцем, для которого любой предмет, любая внешняя данность открываются в своей несказанности, значительности, таинственной глубине.
Слайд 33
Смысл жизни
Сами наши поиски смысла уже дают осмысленность нашему существованию.
Смысл
жизни, не дан , а задан.
Смысл жизни нельзя найти готовым, раз и навсегда данным, утвержденным в бытии. Все готовое и существующее независимо от нас есть либо мертвое, либо чуждое и нам не пригодное. А смысл должен быть живым, ибо он смысл нашей жизни, и должен быть внутри нас, а не вовне. Поэтому его искание- это напряженное волевое самоуглубление, полное труда и решений. Это максимальное решение и раскрытие нашего существа, улавливание его в творческом процессе приобщения к нему. Как писал С.Франк, « искание смысла жизни есть борьба за смысл против бессмыслицы, а не в праздном размышлении, а лишь в подвиге борьбы против тьмы бессмыслия мы можем добраться до смысла, утвердить его в себе, сделать его смыслом своей жизни и тем подлинно усмотреть его или уверовать в него»
Поиск смысла- это укрепление веры, которая есть напряженное внутреннее действие по преобразованию нашей жизни.
Слайд 34
Философия искусства
Главная функция искусства заключается в том, что оно творит мир
и в этом смысле художник является соавтором Бога. Мир творит и философия- существуют миры Платона, Декарта, Ницше, мир творит наука- есть мир Ньютона и мир Эйнштейна. Но в этих мерах нельзя жить, это абстрактные миры. Искусство же делает мир возможным для жизни. Искусство- удивительный феномен, произведения искусства, словно узлы, организующие жизнь. Даже не осознавая этого, мы придаем своей жизни целостность, подстраивая ее под искусство, делая ее произведением, которое похоже на действительно существующее произведение. И.Кант делил мир на две части: мир природы и мир свободы. И видел между ними единственный соединяющий мостик- искусство. Произведения искусства- это природа, но созданная по законам свободы.
Проблема гения
Гений – это природа, действующая свободно. Гению конечно не нужны правила и законы, он сам себе и закон, и правило, он устанавливает и законы. Гений- это высшая стадия развития человека, это просто совершенный человек, выражающий в чистом виде человеческую природу. Суть человеческого самоосуществления- быть самобытным, ощущать себя человеком, а не просто философом, скульптором или пожарным. Ибо, человек, чем бы он ни занимался, выражает в своих деяниях свою человеческую природу,
Слайд 35Раздел IV. Социальная жизнь
Глобальные проблемы современности
XX век стал веком глобальных проблем.
Глобальные проблемы- это совокупность острейших жизненных вопросов, от которых зависит прогресс и само выживание человечества: экологический кризис, нарастающее исчерпание невозобновимых природных ресурсов, стремительный рост численности населения( демографический взрыв) в бедных странах и резкое падение рождаемости в странах развитых. В настоящее время ко всем этим бедам добавилась еще и антропологическая катастрофа: повреждение генофонда и как следствие этого- появление все большего числа умственно отсталых и физически неполноценных детей. Это вызвано и загрязнением окружающей среды, в том числе радиоактивным, и ростом потребления алкоголя, и уничтожением лучших людей общества.
Глобальные проблемы называются так потому, что нет ни одной страны в мире, которых они так или иначе не касались бы- и еще потому, что решить их можно только общими усилиями всех стран вместе. Еще одной глобальной проблемой стал уже в XXI веке международный терроризм, который угрожает всему цивилизованному человечеству. За вспышками насилия, убийствами заложников, взрывами домов с людьми в разных странах стоит возможно целая разветвленная организация, финансируемая крупными промышленными группами или даже целыми государствами. Борьба с международным терроризмом стала самой важной глобальной проблемой современности.
Слайд 36Философия культуры
В самом общем виде культуру можно определить так: культура- это
все то, что не природа. Это все, что сделано руками человека. Культура- это тот искусственный мир, который человек создает, чтобы поддержать себя в своем искусственном, то есть человеческом состоянии.
Есть две точки зрения на происхождения понятия и смысла слова « культура»: одни исследователи считают, что культура происходит от латинского слова « культивировать»- обрабатывать почву. Первым проявлением культурной деятельности человека была, по их мнению, обработка земли.
Согласно второй точке зрения, культура производна от слова « культ»- от совокупности религиозных и ритуальных действий, с помощью которых человек призывал высшие силы, общался с ними. Культура каждой эпохи представляет единство стиля, объединяющие все его материальные и духовные проявления: технологию и архитектуру, физические концепции и живописную школу, музыкальные произведения и математические исследования. Культурный человек, не тот кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознает и чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры, ее стиль.
Культура и контркультура
Почти в каждую эпоху существуют такие взгляды, которые противоречат признанным культурным ценностям, отстаивают совсем другие идеалы, в данном обществе не принятые. Совокупность таких взглядов. Идей. Поступков можно назвать контркультурой. Типичным представителем контркультура был Диоген: он, как вы помните, ратовал за полное отрешение, , отказ от всех внешних благ. Даже от всех моральных норм.
Слайд 37
Сейчас мы считаем Диогена вполне органичным явлением древнегреческой культуры, но тогда
он был вызовом для современных традиций и норм- нахальным и шокирующим.
Контркультурные движения всегда будоражили общество, всегда были ферментом, вызывавшем брожение в застоявшейся среде, приводившим к появлению новых идеалов, которые начинало принимать все большее количество людей. В этом смысле контркультура необходимый элемент культуры. В XX веке контркультурные движения приобрели массовый характер. Таким контркультурным движением стало движение хиппи,ему уже более тридцати лет, но оно по- прежнему живет. Молодые люди, подобно Диогену, отказываются от всяких благ, от родительской помощи, нигде не работают, избегают службу в армии, живут впроголодь, одеваются во что попало, часто вообще уходят из семьи, и, встречаясь с друг с другом, осуждают современное общество, которое по их мнению, полностью прогнило и разложилось.
Своеобразной формой контркультуры являются секты, общины, даже монастыри, возникающие на Западе на основе всякого рода восточных и религиозных культов: буддийские, кришнаитские, движения последователей Кришны, Махариши, Кришнамурти и т.д.
В последнее десятилетие на поверхность всплыли ранее стыдливо прятавшиеся представители сексуальных меньшинств. Они выступают со своими манифестами, издают свои журналы. Требуют от государства регистрации гомосексуальных браков. Это тоже яркое проявление контркультуры.
Слайд 38Философия истории
Знаменитый немецкий философ XIX века Г.В.Ф. Гегель справедливо полагал, что
историческая деятельность человечества слагается из деятельности отдельных людей. Каждый человек преследует свои собственные интересы, в результате возникает нечто такое, о чем люди не подозревали, суммирование всех воль и стремлений чаще всего приводит к совершенно иному результату, чем ожидал каждый отдельный человек. В истории действует некий дух, мировой разум, который постепенно разворачивается и в конечном счете направляет деятельность людей. Цель всемирной истории- познание мировым духом самого себя. Мировой дух выражается в духе каждого народа, и этот народный дух не может успокоиться, пока не узнает, что он собой представляет. Как только он это узнает, начинается его закат и умирание, и он уступает дорогу другим более молодым народом. Развитие идет дальше и критерием этого развития является сознание свободы. Человечество, развиваясь, приходит ко все более глубокому пониманию свободы. Гегелевский мировой дух как бы бредет по земле, все выше поднимаясь к вершинам самопознания. Древний Восток –его младенческое состояние, Греция- юность, Рим- зрелость, Германский мир- старость, исполнение силы и разума.
На востоке люди еще не осознают свободы. Человек безропотно подчиняется воле отца в семье и власти императора.
У греков, мы чувствуем себя как дома, греческий мир радостен и привлекателен, поскольку это юношеский возраст человечества, здесь веет свежестью, жизнь духа выступает как одухотоворенная чувственность. Вся жизнь греков проникнута духом искусства, здесь господствует подлинная демократия и настоящая любовь к свободе.
Рим- это уже эпоха возмужалости человека, здесь исчезает свободная индивидуальность как органический элемент культуры, но закладываются формальные основы свободы человека, покоящиеся на праве частной собственности. Римское право впервые ввело положение о неприкосновенности частной собственности и тем самым заложило основы юридические основы свободы.
Германский мир- начинается с появлением германских народов на территории Римской империи и завершается созданием государств, соответствующих требованиям разума. Германцы приняли христианство и стали носителями христианского принципа, который рассматривал человека как высшую ценность. Высшей формой и подлинной гарантией свободы является современное европейское государство с конституцией, с правами человека.
Слайд 39
Творческое задание №1
По учебной дисциплине «Основы философии»
Можете ли вы привести пример
какой- либо тайны(таинственного, непонятного события ,необъяснимого явления), с которой вы столкнулись в жизни?
Считаете ли вы, что в детстве, еще до школы вы были другим человеком? И если да, то вспоминаете ли вы о том, другом человеке с сожалением или радуетесь, что вышли из детства, стали взрослыми?
Античный мыслитель Платон считал, что большинство подобно узникам в пещере- они связаны, сидят спиной ко входу и видят только тени того, что происходит снаружи, в подлинном мире. И эти тени на стене, люди считают за единственно возможный мир. На ваш взгляд, прав ли Платон или это художественное преувеличение?
Часто ли вам бывает скучно, и если да, то как вы боретесь со скукой? Считаете ли вы, что скука- ненормальное состояние, от которого нужно как можно быстрее избавиться, или это неизбежный и постоянный спутник нашей жизни?
Слайд 40
Творческое задание №2
По учебной дисциплине «Основы философии»
Считаете ли вы ,что
уже сейчас в вашей жизни есть какой-то высший смысл, или он появится когда вы вырастете и добьетесь чего-нибудь существенного в жизни?
Какое детство, по вашему мнению лучше: детство безмятежное или трудное, когда надо постоянно преодолевать препятствия и закалять волю?
Как вы понимаете, вышеприведенную фразу: «Человек- сверхъестественное существо». Ведь обычно, под сверхъестественным понимается нечто сказочное, фантастическое, а философия утверждает, что любой человек - сверхъестественен.
«Люди, для того чтобы быть людьми, должны философствовать». Значит ли это, что если я не философствую, то я не человек?
Слайд 41
Творческое задание №3
По учебной дисциплине «Основы философии»
Сократ утверждал, что добродетель есть
знание. Считаете ли вы что можно стать нравственным человеком, выучив все правила поведения и хорошо зная, что хорошо, а что плохо? Или высказывание Сократа не столь однозначно и подразумевает более глубокое понимание?
Стоики говорили, что с судьбой бороться бесполезно: кто за судьбой не идет, того она тащит. Как вы считаете, что более благоразумно изменять себя, или изменять внешние обстоятельства, если они вам не нравятся?
Можно ли сейчас жить как призывал Эпикур, то есть достичь атараксии, невозмутимого спокойствия? Или в наше суетное, шумное и беспокойное время это невозможно?
Некоторые древние мыслители утверждали, что добро и зло, прекрасное и постыдное,- все относительно. Что для одного благ, для другого зло, что для одного прекрасно- для другого безобразно. Можно ли с этим согласиться? Или есть какие-то общеобязательные правила нормы и морали
Слайд 42
Творческое задание №4
По учебной дисциплине «Основы философии»
Как вы понимаете слова Диогена:
«людей много, а человека найти трудно»?
Чем, по вашему мнению, отличается мудрый человек от умного, знающего?
Что для вас значат слова Сократа : «Смерти избежать не трудно, гораздо труднее уйти от нравственной порчи»?
Лао-Цзы говорил, что если отбросить ученость- не будет и печали. В библии написано: «Кто умножает познания, умножает скорбь». Может быть, надо меньше знать, чтобы меньше печалиться? Или мудрецы хотели этим сказать, что одних знаний человеку мало, нужно что еще?
Слайд 43
Творческое задание №5
По учебной дисциплине «Основы философии»
Можно ли сказать, что Средние
века в Европе,- а это более тысячи лет, - являются не мрачным и темным периодом в истории, как часто считают, а не менее интересным и важным этапом в развитии культуры, чем античность или Новое время?
Как вы относитесь к точке зрения, что связь и подчинение религии в эпоху крушения античного мира спасла философию?
Можно ли сказать, что наука развивалась из религии, ибо она родилась в монастырях, в схоластических диспутах, где оттачивались вопросы логики, доказательства, аргументирования? Ведь принято считать, что наука и религия всегда и во всем противоречат друг другу.
Знаете ли вы вопросы, которые не разрешимы не разумом, а только верой?
Слайд 44
Творческое задание №6
По учебной дисциплине «Основы философии»
Можно ли сказать, что в
наше время, религия и наука все- таки находят точки соприкосновения: религия признала ошибочность многих своих догм (извинилась за сожжение Д.Бруно, за преследование Коперника), а наука становится все более терпимой к вере, понимая, что не все можно доказать аргументами разума?
Часто говорят о фанатиках веры, но можно ли говорить о фанатиках разума?
Как по –вашему, философия по своему существу, способу аргументации, трактовке мира в целом и человека в частности- ближе к религии или науке? Или все зависит от конкретного философа?
Л.Н.Толстой писал: « Я часто представляю себе героя истории, которую бы хотел написать. Человек, положим, воспитанный в кружке революционеров, потом народник, социалист, православный, монах на Афоне, потом атеист, семьянин, потом духоборец, все начинает, все бросает, не заканчивая. Люди над ним смеются, ничего он не сделал и безвестно помирает где- нибудь в больнице. И, умирая, думает, что даром погубил свою жизнь». Можно ли такого героя отнести к человеку массы, считать, что это стандартная, серая и заурядная личность
Слайд 45
Творческое задание №7
По учебной дисциплине « Основы философии»
Должен ли каждый человек,
стремящийся жить разумно, выработать для себя основные правила (заповеди) своего поведения, или это будет ограничивать его жизнь, его свободу?
И.Кант считал, что совесть- это показатель человечности, она не зависит ни от каких материальных условий и причин, это как бы голос Бога в нас. А.Шопенгауэр, напротив полагал ,что совесть на девять десятых- результат страха перед общественным порицанием: я не поступаю плохо, потому, что боюсь наказания .Какая точка зрения выражает, по –вашему мнению, природу человека?
Ф. Достоевский полагал, что зло присуще самой природе человека и будет существовать всегда, пока есть человек. Лишить человека возможности делать зло можно, только лишив его свободы. Однако люди всегда боролись со злом и мечтали искоренить Зло в мире. Что вы можете сказать об этом парадоксе?
Христианская мораль призывает любить всех людей просто потому что каждый достоин любви. Некоторые философы считали, что просто человек – это животное, и любить надо такого человека, который стремиться быть человеком, постоянно побеждает в себе животное начало. Какая точка зрения вам ближе?
Слайд 46
Творческое задание №8
По учебной дисциплине «Основы философии»
Каждый человек естественно стремится быть
не похожим на других, стремиться чем-нибудь выделиться и отличиться. С.Къеркегор же считал, что быть исключением стыдно. Прокомментируйте эту фразу Къеркегора.
Сточки зрения Л.Толстого, нравственнее, человечнее простить врага, чем ответить ударом на удар. Но это предполагает, что и прощенный враг должен нравственно воспитан. Иначе он вас снова ударит, решит , что вы струсили. Как же быть? Ждать, когда все будут нравственно воспитаны или не ждать, а начать с себя- несмотря ни на что отказаться от насилия?
Философ Ж.Ж. Руссо считал, что очень часто ребенка заставляют жить так, как живут взрослые, и тем самым не дают развиваться свободно, воспитывают в нем рабское послушание. Но без послушания, без авторитета взрослого, также, видимо не мысленно воспитание. Где же выход?
Можно ли сегодняшних руководителей нашего государства назвать типичными представителями массы, или это оригинальные, яркие, творческие личности?
Слайд 47
Творческое задание №9
По учебной дисциплине «Основы философии»
Есть много людей, которые знают
о том, что такое добро и зло, знают правила морали, но тем не менее сознательно творят зло. Может быть разум (интеллект) и нравственность, доброе сердце вообще никак не связаны между собой?
В Саксонском средневековом законоуложении написано: «Кто лишит жизни знатного, повинен уплатить 1400 солидов…За убитого лита 120 солидов платы… За раба убитого знатным, 36 солидов платы». Считаете ли вы, что мы стали более нравственными по сравнению с прошлым поколением, например, с нашими родителями?
Некоторые люди полагают, что во всех неприятностях или несчастьях, которые с ними случаются, всегда виноваты они сами: во всем, что у меня не получается виновата моя лень, моя трусость, моя небрежность и т.д. А другие чаще обвиняют внешние обстоятельства и людей: чем я виноват, что плохо успеваю по истории, если учитель не смог меня заинтересовать, если он ведет уроки скучно и нудно? Чем я виноват, что упал и сильно ушибся, если нерадивый дворник не посыпал обледенелый тротуар песком? Какая вам позиция ближе и понятней?
Считаете ли вы, что человечество после двух мировых войн, после ужасов массового уничтожения людей чему-нибудь научилось? Или же в случае жестокого кризиса (экономического или социального) все повторится снова?
Слайд 48
Творческое задание №10
По учебной дисциплине «Основы философии»
Что, по- вашему, наполняет жизнь
смыслом: интересная творческая работа; или когда вы любите и любимы; или когда вы занимаете значительное положение в обществе и всем известны?
Можно ли сказать, что человек живет бессмысленно, если он никогда не задумывался о смысле своей жизни?
если солнце в нашем мире, как писал Н.Бердяев, одинаково восходит над добрыми и злыми, если здесь часто ест тот, кто не трудится, а тому, кто трудится зачастую есть нечего,- то для чего мне тогда стараться быть нравственным, быть добрым? Не проще ли жить естественной животной жизнью? Но, может быть, тогда я изменю своей сверхъестественной божественной природе? Может быть, я тогда уже не смогу считать себя человеком?
Горький в свое время провозгласил: «Человек- это звучит гордо!». Но ни Н.Бердяев, ни М.Хайдеггер, ни С.Франк, ни Ф.Ницше категорически не согласились с такой фразой. Почему?
Слайд 49
Творческое задание №11
По учебной дисциплине « Основы философии»
Если наша эпоха-эпоха бездомности,
вызывающего чувства глубокого одиночества у человека, то в какой другой эпохе вы хотели бы жить? Или наша эпоха вполне вас устраивает?
Как вы понимаете фразу: « Человек-это стремление быть человеком?». Можно ли сказать, что человек становится человеком, к определенному возрасту или достигая определенного положения в обществе? Может ли вообще наступить такой момент в жизни любого человека, когда он вправе сказать себе: ну, вот, наконец я стал человеком?
Можете ли вы сказать, что в вас живет внутренний человек, ваше второе Я? И если да, то часто ли вы с ним разговариваете, советуетесь?
Можете ли вы что-нибудь возразить тем мыслителям ,которые утверждают, что человек- это тупик жизни, ошибка биологической эволюции?
Слайд 50
Творческое задание №12
По учебной дисциплине «Основы философии»
Как вы понимаете фразу «Смерть
не конец, а венец жизни»?
Что означают для вас слова М.Монтеня: «Размышлять о смерти – значит размышлять о свободе»
Философия говорит, что гораздо важнее любить самому, оказаться способным на такое чувство, а любят тебя или нет – это не так уж и важно. Соответствует ли это вашим представлениям о любви?
В.С Соловьев говорил, что любовь для человека все – равно, что разум для животного – только смутная возможность. А.Б Паскаль утверждал, что мы рождаемся с любовью в сердце, что мы любим всегда, и, даже когда нам кажется, что мы презрели любовь, она таится в глубине нашего сердца. Без любви мы не могли бы прожить и минуты. Какая точка зрения вам ближе? Или, может быть, эти мыслители говорили о разных вещах?
Слайд 51
Творческое задание №13
По учебной дисциплине «Основы философии»
Как вы считаете, какое
общество лучше – такое, где царят суровые, безжалостные к человеку законы, но зато есть порядок и гарантированный минимум благ. Или общество с мягким, либеральным законодательством, но зато там вы идете на постоянный риск: риск разориться, риск не найти работу, - и должны сами отвечать за себя и полагаться только на собственные силы?
Некоторые теоретики считают, что в недалеком будущем семья исчезнет, люди будут сходиться на несколько дней, а потом снова расходиться, в таком обществе? Согласны ли вы с тем, что все хорошее, что есть в человеке, закладывается в детстве семьей, а не школой или коллективом?
Какого человека вы хотели бы видеть во главе нашего государства: харизматического (яркого, энергичного, сильного, прекрасного оратора, любителя тенниса или футбола, своевольного, капризного, постоянно показываемого по телевидению) или бюрократического (серого, невзрачного, почти невидимого, не навязывающего нам свой характер, не лезущего к нам в душу, а тихо делающего свое дело). Или вы считаете, что это две крайности, а истина должна быть посередине?
Остались ли справедливыми в наши дни слова поэта: «У нас в России две напасти, внизу власть тьмы, вверху тьма власти»?
Разработано преподавателем социально-гуманитарных дисциплин Гнатюк М.В
Слайд 52Избранные тексты:
« А что же такое Бог? Я спросил землю, и
она сказала: «Это не я»;и все живущее на ней исповедало тоже самое. Я спросил море, бездны и пресмыкающихся, живущих там, и они ответили: « Мы не Бог твой, ищи над нами». Я спросил у веющих ветров, и все воздушное пространство с обитателями своими заговорило:
« Ошибается Анаксимен, я не Бог». Я спрашивал небо, солнце, луну и звезды. « Мы не Бог, которого ты ищешь, говорили они. И я сказал всему, что обступает двери плоти моей: «Скажите мне о Боге моем- вы ведь не Бог- скажите мне что- нибудь о Нем». И они вскричали громким голосом: « Творец наш- вот кто он». Мое созерцание было моим вопросом, их ответом - их красота.
Тогда я обратился к себе и сказал: « Ты кто?». И ответил: «Человек». Вот у меня тело и душа, готовые служить мне; одно находится во внешнем мире, другая – внутри меня. У кого из них спрашивать о Боге моем, о котором я уже спрашивал своими внешними чувствами, начиная с земли и до самого неба, куда только мог послать за вестями лучи глаз своих?. Лучше, конечно, то, что внутри меня. Все телесные вестники, возвестили душе моей, судье и председательнице, об ответах неба, земли и всего, что на них; они гласили, «Мы не Боги; Творец наш, вот он». Внутреннему человеку сообщил об этом состоящий у него в услужении внешний; я, внутренний, узнал об этом, -я, я душа, через свои телесные чувства. Я спросил всю Вселенную о Боге моем, и она ответила мне: « Я не Бог, Творец наш, вот кто Он»
Августин. Исповедь. М. 1991, С. 241
Слайд 53Избранные тексты
«Опасно слишком настойчиво убеждать человека, что он не отличается от
животных, не доказывая одновременно его величия. Опасно и доказывать его , не вспоминая о его низости. Еще опаснее оставлять его в неведении того и другого, но очень полезно показывать ему и то другое. Человеку не следует ни полагать себя равным животным или ангелам, ни пребывать в неведении о том и другом, а следует знать и то и другое».
«Людей с самого детства обязывают заботиться о свое чести, о своем достатке, о своих друзьях, а также о достатке и чести друзей, их изнуряют всякими делами, изучением языков, упражнениями; им внушают, что они не будут счастливы, если их здоровье, честь, имение, а также здоровье, честь, имение их друзей не будет в хорошем состоянии, и что отсутствие хотя бы одного из этих благ принесет им несчастье. Так их нагружают обязанностями и заботами, заставляя суетиться с рассвета. Странный способ делать людей счастливыми, скажете вы; что можно придумать лучше этого, чтобы сделать их несчастными?. Как что: надо отнять у них все эти заботы, и тогда они взглянут на себя, задумаются, кто же они такие, откуда пришли, куда идут; им нельзя дать слишком много занятий и развлечений. Вот почему их так неустанно готовят к делам, а если выпадет им несколько свободных минут, советуют употребить их на забавы, игры и постоянно чем- то себя занимать.
«Сколько пустоты и мерзости в сердце человеческом»
Паскаль. Б. Мысли. М., 1995. С. 107, 117
Слайд 54Избранные тексты:
«Иные люди потому и влюбляются, что они наслышаны о любви.
Постоянство в любви- это вечное непостоянство, побуждающее нас увлекаться по очереди всеми качествами любимого человека, отдавая предпочтение то одному из них, то другому; таким образом, постоянство оказывается непостоянством, но ограниченным, т.е. сосредоточенным на одном предмете. Чиста и свободна от влияния других страстей только та любовь, которая таится в глубине нашего сердца и неведома нам самим.
Если судить о любви по обычные ее проявлениям, она больше похожа на вражду, чем на дружбу. Любовь одна. Но подделок под нее тысячи. Любовь подобно огню, не знает покоя: она перестает жить, как только перестает надеется и бояться. Истинная любовь похожа на привидение, все о ней говорят, но мало кто ее видел. Мы всегда любим тех, кто восхищается нами, но не всегда любим тех, кем восхищаемся мы. Человек истинно достойный. Может быть влюблен, как безумец, но не как глупец. Существуют разные лекарства от любви, но нет ни одного надежного. Те, кому довелось пережить большие страсти, потом на всю жизнь и радуются своему исцелению и горюют о нем. Благоразумие и любовь не созданы друг для друга, по мере того, как растет любовь, уменьшается благоразумие.
Ф.де Ларошфуко. Максимы и моральные размышления
Философия любви. Ч.2. Антология любви. М. 1990, С.220-226
Слайд 55Избранные тексты:
« Мы рождаемся с любовью в сердце. Она вступает в
свои права по мере совершенствования нашего ума, побуждая нас любить то, что представляется нам прекрасным, даже если на никогда не говорили. Что есть прекрасное. Кто после этого усомнится, что мы предназначены не для чего иного, как для любви? Бессмысленно скрывать от самих себя: мы любим всегда, и, даже когда нам кажется, что мы презрели любовь, она таится далеко в глубине нашего сердца. Без любви мы не можем прожить и минуты.
Б.Паскаль. Рассуждение о любовной страсти
Философия любви. Ч.2. с. 231
Слайд 56Избранные тексты:
О значении слова
«Уже давно замечено и неоднократно было выставляемо, что
мышление существует без слов. Слово, и, в частности имя, есть необходимый результат мысли, и только в нем мысль достигает своего высшего напряжения и значения. Можно сказать, что и без слова и имени нет вообще разумного проявления бытия, разумной встречи с бытием. Пусть вы не верите в магию слова, которой полны религии всех времен и народов. Но невозможно все- таки, немыслимо отрицать могущество и власть слова, в особенности в наше, пусть позитивистское время. Слово- могучий деятель мысли и жизни. Слово поднимает умы и сердца, исцеляя их от спячки и тьмы. Слово двигает народными массами и есть единственная сила там, где казалась нет никаких надежд на новую жизнь. Когда под влиянием вдохновенного слова пробуждается в рабах творческая воля, у невежд- светлое сознание, у варвара- теплота и глубина чувства, когда родные и вечные слова и имена, забытые или даже поруганные, вдруг начинают сиять и светом, и силой, и убеждением, и вчерашний лентяй делается героем, и вчерашнее тусклое и духовно- нищенское состояние- ярко- творческим и титаническим порывом и взлетом;- называйте тогда, это как хотите, но по- моему, это гораздо больше, чем магия… Без слова нет ни общения в мысли, в разуме, ни тем более, активного и напряженного общения. Нет без слова, имени также и мышления вообще.
Лосев А.Ф. Философия имени. Из ранних произведений
М. 1990. С.24
Слайд 57Заключение. Восторжествует ли разум?
Прочтя это учебно- методическое пособие, вы могли убедиться,
что философия- очень полезная для каждого область человеческой культуры, и в то же время очень вредная. В конце 1849 года Николай I обязал управляющего министерством народного просвещения» представить свои соображения о том, , полезно ли преподавание философии при настоящем предосудительном развитии этой науки германскими учеными и не следует ли принять меры к ограждению нашего юношества, получающего образование, от обольстительного мудрствования новейших философских систем». В 1850 году во всех университетах России были закрыты все философские факультеты и кафедры. Николай I совершенно прав- философия абсолютно бесполезная наука там, где речь идет о чисто практических интересах: как устроиться в жизни, как прокормить семью, как сделать карьеру. И философия, конечно вредна, так как учит во всем сомневаться, ничему не верить, не проверив и не доказав себе самому; не верить государству, общепринятым ценностям, обещаниям счастливого будущего или конца света.
Общество не умрет,- я умру, я ведь конечен, мне отпущен краткий миг, и я должен успеть и понять и сделать в этом мире что- то, для чего я сюда призван. Ни общество, ни класс, ни государство за меня понимать не будут и искать мое незаменимое никем больше место тоже не будут. Вообще любая человеческая жизнь проникнута ужасом- ужасом невытекания моей судьбы, моей жизни не из чего. Никакие предварительные условия: образование, характер, материальное благополучие- никак не определяют мою жизнь окончательно. При любых благоприятных условиях я могу не состояться как человек, вырасти негодяем. Или просто заблудиться, запутаться не найти своей дороги, прожить никчемную и бездарную жизнь. Чтобы не случилось, хорошо иметь своего учителя, учителя жизни, но где их взять, таких учителей? Некоторым везло, у них учителя были. У Платона был учителем Сократ.
Слайд 58
У некоторых настоящими учителями были их родителями. Но все это- счастливые
исключения. И тем не менее у нас, конечно, есть возможность, учиться у великих учителей, не непосредственно, а читая их книги, изучая философию. Не учебники по философии, а книги великих философов, которые учат думать, учат развивать свой разум. Разум – главный дар человеку, небесный дар. Разум, во – первых, всегда пытается познать то, что человеку познать нельзя, невозможно, но человек все- равно снова и снова будет пытаться заглянуть в кромешную тьму неизвестного. Разум, во- вторых, позволяет подняться над природной закономерностью, позволяет открыть в человеке другую природу- свободную и творческую. Это высшая цель разума. Разум всегда пытается дойти до конца, до максимальной идеи: до абсолютно чистой воды, абсолютно чистого воздуха, абсолютной нравственности- т.е. до тех вещей, которые в природе не встречаются, но должны быть. Ни один человек не живет постоянно по законам совести, но это не значит, что абсолютная нравственность химера. Это идея разума, без которой невозможна никакая совместная человеческая жизнь. Разум оперирует идеями, а идея всегда больше того, что в данный момент чувствуется или мыслится. Идеи раздвигают границы чувств, границы интеллекта. Идея как бы поднимает человека на такую высоту, с которой видно больше, чем видит глаз. Поднимает в атмосферу духовности. Жизнь в мире идей, философствование- это держание себя на пределе возможного для человека. Философствовать – значит пытаться жить интересами чистого разума, без всякой надежды или лучше сказать, интереса к успеху, карьере, обогащению и т.п. Жить интересами, которые направлены, на исследование последних оснований сущности и смысла бытия, сущности и смысла человеческого существования.
Слайд 59
Каждый человек вовсе не обязан быть философом в профессиональном смысле этого
слова, но он обязан быть умным. Обязан сам, всегда и во всем доходить до сути дела, обязан знать самого себя и свое место в мире, чувствовать свою ответственность за все беды и несчастья окружающих. И в этом смысле человек обязан жить, философствуя. Только тогда он будет соответствовать человеческому призванию. Тогда и только тогда в этом мире восторжествует разум.
Слайд 60
Список, используемой литературы:
Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие. М.Форум: ИНФРА-М, 2004
г.
Бердяев Н.А. Человек. О назначении человека. Москва. Республика.1993 г.
Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. Москва 1996 г.
Ортега-и-Гассет. Х.- Что такое философия?. Москва. Наука 1991 г.
Ортега- и –Гассет. Х.- Философия культуры. Москва. Искусство 1991 г.
Сорокин П.А- Кризис нашего времени. Человек. Цивилизация. Общество.М. Политиздат 1992 г.
Толстой Л.Н. – Путь к жизни. Москва. Высшая школа 1994 г.
Франк С.Л. Смысл жизни. Духовные основы общества. Москва. Республика 1992г.
Фромм Э. Искусство любить. Москва. Педагогика 1990 г.